Зачем нужно крещение ребенка


Зачем крестить ребёнка

Скачать эту статью

Крещение — первое христианское таинство, которое следует совершить верующему человеку. В отношении взрослого всё понятно: он хорошо всё обдумал, принял решение и осознано подошёл к своей духовной жизни.

Но много споров и вопросов возникает, когда речь заходит о детях.

Правильно ли крестить в младенчестве, когда ребёнок ещё не способен понять происходящего и осознанно исповедовать веру? Не посягает ли поспешный обряд крещения на свободу воли малыша?

Не лучше ли дождаться, когда он подрастёт и самостоятельно сделает выбор? Об этом и многом другом поговорим дальше.

Крещение ребёнка православным священником

Для чего нужно крестить ребёнка

Причины крещения человека любого возраста одинаковы. Рассмотрим их.

Причина 1. Спасение. Представление о необходимости этого обряда для спасения основывается на фразе Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Из неё ясно, что крещение — далеко не единственное условие обретения Царства Небесного, но всё же необходимое.

Крещенный будет спасен

Причина 2. Допуск к таинствам. Храм, как известно, открыт для всех, но всё же христианская традиция сформировала несколько требований к прихожанам и верующим людям.

Чтобы участвовать в шести из таинств, необходимо пройти через первое — крещение. Смысл в том, что с крещаемого смываются его грехи, позволяя духовно родиться и стать настоящим христианином.

Это своего рода пропуск, посвящение, отречение человека от сатаны для обретения Духа Святого. Нет причин откладывать это событие.

Крещенный получает доступ к таинствам

И всё же — зачем крестить ребенка? Ведь становление на путь христианина — осознанный и серьёзный выбор, своего рода обещание. Может ли младенец брать на себя обязательства перед Богом? Конечно, нет.

Для того и назначают детям крёстных родителей — христиан, обязующихся взять на себя ответственность за воспитание ребёнка в вере. Собственно, обряд крещения и позволяет малышу полноценно вступить в духовную жизнь пораньше, дабы противопоставить её искушениям сатаны.

Также мы не должны забывать, что никто не знает, сколько отведено дней или лет каждому из нас. Нет смысла тянуть с первым таинством. Стоит позаботиться о душе ребёнка заблаговременно, чем ожидать, когда он созреет до осознания важности этого обряда.

Полезно помнить и о прочих преимуществах, которые даёт раннее крещение.

Духовное имя. Его используют при молитвах и в различных христианских обрядах. Отсутствие такого имени значительно всё усложняет, особенно, если у ребёнка редкое или иностранное имя, не принадлежащее никому из святых.

Даже молиться за некрещеного человека приходится в особом порядке — в частной молитве.

На литургии нельзя передавать записку за некрещёного, так как он не может быть заочно омыт в чаше с кровью Христовой. Об этом, в частности, говорит богослов Андрей Кураев:

Ангел-хранитель. Он даётся в момент крещения и всю жизнь помогает человеку, оберегая его от опасных ситуаций, а также печётся о благочестии верующего.

Ангел-хранитель и дети

Защита от злых сил. Об этом богато повествует не только христианское придание, но и русская культурная традиция. В ней есть немало историй о людях, которые спаслись от колдовства или бесов, только потому, что оказались крещёными.

Если обратиться к фольклору, мы узнаем, что многие некрещёные дети или взрослые часто после смерти обречены на скитания в демонических формах. Не проще ли уберечь себя заранее от таких перспектив?

Что говорят о крещении детей священники

Следует отметить, что взгляд на крещение младенцев в христианстве неоднороден. Например, протестанты высказываются резко против такой процедуры. Они убеждены, что принять такое ответственное решение способен только взрослый человек.

Сам Христос крестился в возрасте около 30 лет. Да и в Библии нет описания ни одного крещения ребёнка.

А в православии и католицизме распространено иное мнение.

Православный священник Даниил Сысоев даже опубликовал на эту тему полемический диалог с протестантом. Ответ батюшки на возражения оппонента можно свести к следующим тезисам:

В Библии нет возрастного порога для проведения крещения. Допустимо креститься в несознательном возрасте, а веру обрести позднее. Это не противоречит завету Иисуса Христа.

Вера, пока отсутствующая у младенца, компенсируется верой его крёстных родителей.

Крещение — это не обещание Богу преданности, а просьба о спасении. Просить можно и за кого-то, то есть за детей. К тому же человек сам не может на 100% гарантировать, что всегда будет праведным. Потому он и нуждается в Боге.

Хотя в Библии говориться: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился», вера не рассматривается в православии, как главное условие спасения. Напротив, решающую роль играет Бог, его жертва и любовь.

Протестанты усматривают в таинстве крещения лишь символический элемент, считая главным внутренние перемены человека. Православие считает обряд священным, поскольку это форма взаимодействия с Богом.

Вопрос о безгрешности детей

Распространено заблуждение, что крестить детей не надо, потому что они безгрешны. Ведь Иисус Христос сказал:

«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Но это ошибка толкования. Спаситель использует здесь фигуру речи, сравнение. Он не утверждает, что дети обязательно войдут в Царство Божие. Он лишь говорит о том, что оно даровано тем, кто чист, как дитя.

Детям так же, как и любому взрослому, нужно родиться для духовного мира через крещение, очистившись от мирского, путём омовения.

В каком возрасте лучше крестить ребёнка

Православные батюшки рекомендуют делать это как можно раньше.

Рассказывает Александр Зорин, клирик храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Узком, Москва:

«По церковной традиции, в день рождения ребенка читается специальная молитва; об этом можно попросить священника.

На восьмой день нарекается имя и тоже читается особая молитва.

В современной практике обычно это делается, когда ребенка приносят крестить.

И на сороковой день после рождения ребеночка крестят.

Так стараются поступать воцерковленные православные христиане. Это удобно и потому, что до сорокового дня женщина, родившая ребенка, не может участвовать в церковных Таинствах.

На сороковой день молодой маме читается молитва, и она может присутствовать при крещении своего чада.

Но бывают разные обстоятельства. Если малыш болен, то вряд ли стоит ждать сорокового дня. Слабого младенца можно окрестить дома или в больнице.

Если есть опасность для жизни малыша, а позвать священника нет возможности, то необходимо окрестить его самостоятельно.

В любом случае, когда бы вы ни собрались крестить ребенка, надо помнить, что Крещение — великое Таинство, которое вводит человека в Церковь.

Это «второе рождение», рождение в вечную жизнь. И готовиться к нему надо молитвенно, серьезно и вдумчиво».

Крещение детей дошкольного возраста

Можно ли крестить умственно отсталых детей

Ограничений, связанных с психическим здоровьем человека, в православии нет. Такого ребёнка крестить можно, хотя бы из намерения снискать для него Божью благодать. Но, как отмечает священник Филипп Парфёнов:

«…такое крещение

ещё не гарантирует,

что из больного ребёнка

получится настоящий,

преданный,

верующий христианин.

Это уже вопрос времени

и его взаимоотношений с богом».

Можно ли не крестить ребёнка

Крещение — таинство добровольное. Уже минули страшные века, средневековья, когда государи насильно прививали удобные для них религии народу.

Всякий христианский обряд — это не только внешняя атрибутика, но и, в первую очередь, глубокий смысл, вкладываемый в него.

А если родитель говорит: «Не хочу крестить ребёнка», то какая польза будет малышу, крещёному для галочки?

Первое церковное таинство — это только вход в христианство, подразумевающий долгий духовный путь верующего.

А если за этим обрядом не следует ничего, и в семье он совершается из-за моды или каких-то иных сомнительных побуждений, то и пользы от такой сомнительной процедуры не будет.

Немаловажно рассмотреть также вопрос, можно ли отказаться от крещения ребёнка, если оно проходит через его сопротивление. Мнение священников здесь неоднозначно.

Одни считают, что дети ещё не понимают значимости обряда и его пользы, а значит, прислушиваться к их мнению не стоит.

Другие, считают, что если ребёнок относится к обряду с резким неприятием, то крещение нужно, как минимум, отложить.

В частности, вот что говорит Иерей Александр Пикалев:

«Давайте поставим себя на место ребенка. Не новорожденного малютки, а ребенка 4 — 6 лет от роду, когда малыш уже способен давать оценку тому,

что происходит вокруг него, сознательно соглашаться или отказываться, благодарить или протестовать,

который уже очень хорошо понимает и запоминает насилие, которое было к нему применено, и тех, кто его применил.

Неужели кто-то думает, что у младенца, которого крестят и причащают с применением физической силы,

вопреки явно выраженному несогласию и протесту сформируется какой-то положительный образ священника или Церкви.

Нет. Батюшка будет для него в полном смысле Карабасом-Барабасом, который его мучил. И отношение ребенка будет соответствующее.

Если бы девочку в три года выдавали замуж, у нее таки надо было бы спрашивать, хочет ли она это делать.

Но в три года никто замуж не выходит. Батюшка еще предложил бы спросить, хочет ли девочка, чтоб ее похоронили в земле или кремировали после смерти.

Замужество — это где-то там и для сознания ребенка неактуально и практически нереально. А крещение — это здесь и сейчас.

И поэтому к «нет», сказанному ребенком, в данном случае, надо относиться так же серьезно как к «нет», сказанному невестой во время сватовства».

Пусть это даже ничем не мотивированный отказ, но с ним нужно считаться. Позже будет время поговорить и объяснить ребёнку, зачем нужно креститься.

Таков ответ священника, который действительно печётся о благе людей.

Ребёнок капризничает при крещении

Что будет, если не крестить ребёнка

Последствия такого решения, с точки зрения православия, способны отразиться только на духовной жизни ребёнка. Он:

  1. Не станет полноценным членом христианского общества.
  2. Не сможет принимать участия в таинствах.
  3. Столкнётся со сложностями в молитвах.
  4. С меньшей вероятностью будет спасён, так как крещение — одно из важных условий.

Некрещёный человек ещё не родился для духовной жизни и не очищен от греховной природы.

С другой стороны, ничто не мешает ему в удобное время покреститься осознанно, если возникнет такое желание. Бог готов принять нас в любое время.

Крещение не лишает свободы выбора

Само крещение ещё ни к чему не обязывает детей, да и никак не способно повлиять на их будущее. В мире действительно есть обряды, несущие ощутимые для жизни последствия.

Скажем, обрезание у евреев — это необратимая операция, а в Непале девочка, провозглашённая воплощением богини Кумари, только с большим трудом сможет адаптироваться и социализироваться в обществе, так как не приучена к нему.

Крещение в этом отношении намного мягче и ни к чему не обязывает. Любой ребёнок, подросши, имеет возможность пересмотреть свои убеждения и взвешено подойти к вопросу религии.

Первым христианским таинством мы лишь помогаем ему соприкоснуться с духовным миром, не отнимая свободу выбора.

hranitel.club

Зачем крестить ребенка

Существует мнение, что креститься нужно, став взрослым человеком. Ведь именно возраст позволяет осознанно сделать выбор в пользу той или иной веры и духовной жизни. Если осознанный выбор – наилучший выбор для самого человека, тогда зачем крестить ребенка?

Чтобы стать истинным христианином, недостаточно просто пройти обряд крещения. Святая вода смывает с человека первородный грех и грехи, совершенные им до обряда, возрождая для новой духовной жизни. С момента крещения человек вступает в Церковь, приближается к Богу и Спасителю, чтобы после смерти наша бессмертная душа смогла обрести вечную благодать в Царствие Небесном.

Что представляет собой таинство крещения?

Таинство крещения – один из важных христианских обрядов. Через крещение человек приближается к Богу, он принимает веру Христа и живет по Святому Писанию, чтобы приблизиться к Богу. Церковь рекомендует креститься с младенческого возраста. Но, несмотря на существование огромного количества различных направлений христианства, некоторые из них, например, протестантизм, не приемлют крещение детей, считая, что такой важный жизненный шаг должен быть сделан осознанно и вольно.

Православные священники, напротив, считают, что через таинство крещения новорожденные дети избавляются от первородного греха и приобщаются к Богу, т.е. снова «рождаются в вере», чтобы принять Божью любовь, благодать и Вечную жизнь, особенно, в случае скоропостижной смерти.

Можно сказать, что крещение – первый шаг к христианской жизни. Только после прохождения таинства человек может принимать участие в остальных церковных обрядах.

Символическое значение

Таинство крещения в религии имеет свое симвлолическое значение и являет собою принятие человека в лоно Церкви. Крещение входит в одно из самых важных церковных таинств, через которые человек приближается к Богу, а во время крещения и на него сходит Божья благодать.

Говоря словами священнослужителей, крещение – это духовное рождение, поэтому его можно считать одним из главных событий человеческой жизни.

В процессе крещения человек получает своего Ангела-хранителя, который на протяжении всей жизни оберегает его.

Перед многими родителями часто возникают вопросы, касающиеся самого обряда и, конечно, возраста, когда нужно крестить. Но самый главный из них — «Зачем крестить ребенка?».

С ответами на эти и другие вопросы, касающиеся таинства крещения, необходимо определиться до того, как вы войдете в церковь.

В каком возрасте нужно крестить ребенка?

С рождением ребенка молодые родители начинают задумываться о его крещении.

Нужно ли крестить младенцев?

Многие из современных пап и мам даже не понимают всего смысла таинства и крестят младенца по принципу стадного чувства или по наставлениям старших родственников. Зачем крестить ребенка и когда лучше проводить обряд? Православные священнослужители советуют крестить младенцев как можно раньше. Церковь рекомендует крестить новорожденных на восьмой день после рождения. Именно на восьмой день младенца Христа посвятили Отцу Небесному. Или же на сороковой день после рождения. Почему именно 40 дней? После родоразрешения молодой маме не разрешено посещать храмы на протяжении 40 дней (она считается физиологически нечистой), а ее присутствие рядом с малышом просто необходимо. По прошествии этого времени над женщиной читают особые молитвы, которые позволяют ей принимать участие в различных церковных обрядах и таинствах, включая крещение ребенка.

Почему нужно креститься как можно раньше? На этот вопрос без труда смогут ответить те родители, которые крестили ребенка в более старшем возрасте. Все время таинства крещения младенец пребывает во сне, а значит, он не замечает незнакомую обстановку и большое количество людей. Детки постарше по-иному будут реагировать на окружение.

Выбор имени

При рождении ребенок получает свое, мирское, имя. Но при крещении ребенок получает имя одного из святых. Обычно принято давать ребенку имя того святого, на чей памятный день приходилось крещение. Автоматически этот святой становился небесным покровителем (Ангелом-хранителем) новоявленного христианина. Сегодня таких требований церковь не выдвигает и учитывает все пожелания родных. Если же родители не могут определиться с именем, священнослужитель сам выбирает его, руководствуясь известностью святого. Это делается для того, чтобы ребенок в дальнейшем без труда узнавал, как своего покровителя, так и иконы с его ликом. Возлагая на священника выбор, родители должны уточнить имя святого покровителя, чтобы впоследствии ребенок знал свой День Ангела (Именины).

Выбор крестных

Выбор восприемников является таким же важным и ответственным моментом, как и ответ на вопрос «Зачем крестить ребенка?». Ведь решение за проведение таинства лежит как на биологических родителях, так и на крестных. Ведь именно последние принимают ребенка после крещения из купели. Важно, чтобы восприемники сами сознательно верили в Бога и серьезно относились к духовной жизни – именно они за ребенка произносят крестные обеты, пока маленький христианин не сможет делать это самостоятельно.

В дальнейшем крестные отвечают за духовное воспитание и развитие крестника или крестницы, следят за причащением ребенка, регулярным посещением храма. Кроме этого, они должны молиться за его здоровье и благополучие, помогать советами и делами в мирской жизни.

Перед таинством крещения будущие крестные должны соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Согласно церковным законам для мальчика восприемником должен стать мужчина, для девочки — женщина. Но традиционно для ребенка выбирают крестных обоих полов.

Зачем крестить ребенка?

Крещение – важный перелом в жизни каждого человека. Чтобы стать христианином, нужно не только изменить свои убеждения и образ жизни, но и духовно переродиться. В новой жизни человек живет для Христа и других людей, обретая себя. Другими словами, крещение является переходом, дверью между мирской жизнью и христианской: принимая крещение, человек умирает в мирской, греховной, жизни и воскресает в духовной.

Крещение является обязательным ритуалом для всех христиан. Принятие таинства крещения — это свободный, осознанный выбор человека, который доверился Христу и следовать его пути и жить по христианским законам.

Многие спрашивают «Зачем крестить ребенка?», ведь такой выбор должен быть сделан человеком самостоятельно и осознанно. За ребенка выбор делают его родители и крестные. Кроем этого, согласно Святому Писанию, Бог просит не препятствовать детям приходить к Нему и с любовь благословляет детей и родителей. С крещением человек получает возможность участвовать в других церковных таинствах – Причащение, Исповедь и т.п. С момента крещения человек изменяет свою жизнь и живет не по мирским законам, а Божьим и идет дорогой, которая в итоге приведет его к Всевышнему и Христу.

Кроме этого, священнослужители рекомендуют крестить детей на случай внезапной смерти или тяжелой болезни, ведь существуют факты, когда крещение приводило к облегчению и даже выздоровлению от тяжелого недуга.

Таинство крещения – это врата в Царство небесное и новое, духовное, рождение человека.

Принимая решение о крещении ребенка, необходимо помнить, что крещение – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, который требует от него ответственного отношения к религии. Принимать Бога и его священные законы нужно с искренними мыслями и чистой душой.

Праздники и традиции

Комментарии (0)

Зачем крестить ребенка?

Еще задолго до рождения малыша некоторые родители задумываются об имени ребенка, выбирая имя согласно святцам – дням, посвященным святым. И зачастую называют ребенка именем святого, в чей день он родился. Даже спрашивали раньше не «как назовете малыша», а «как его окрестите». Именно во время проведения обряда таинства крещения человек получал свое имя. А сегодня мы задаемся вопросом – нужно ли крестить ребенка вообще.

Зачем крестят детей?

Итак, зачем крестить ребенка и почему вообще крестят детей. Многие родители даже не представляют себе иного, даже если сами регулярно не посещают церковь, толком не знают ни одной молитвы. Смысл крещения ребенка в том, что он этим таинством примыкает к народу Божию, становится ближе к самому Богу. С него снимаются все грехи. Казалось бы, какие грехи могут быть у новорожденного человечка и зачем нужно крестить неразумного ребенка? Может он повзрослеет и сделает сам свой выбор? Здесь речь идет не о совершенном грехе. Нужно трактовать так – человек умер во грехе и воскрес во Христе. Он принимает тело Господне во время причастия, мажется миром, проходят обряд воцерковления. Все это переводит духовный статус младенца на другой уровень. Вот что дает ребенку крещение.

Перед обрядом крещения малышу выбираются крестные родители. Необходимо серьезно подойти к выбору кандидатов, ведь теперь всю его жизнь они будут духовными наставниками вновь окрещенного. В любой момент жизни они должны быть готовы оказать поддержку, наставить и подсказать в сложной ситуации, не давая сойти с верного жизненного пути.

Можно ли отказаться крестить ребенка, спрашивают некоторые люди. Если выбранный восприемник не чувствует в себе силы и не готов нести ответственность за духовное воспитание ребенка, то тут даже лучше отказаться. Ведь в течение всей последующей жизни вы будете связаны духовными узами. Нельзя отменить эту связь или передумать уже после обряда. Канонические правила этого не предусматривают. Ведь согласитесь, родители у нас одни, нельзя заново родиться в физическом смысле. То же самое и с духовной стороной жизни. Правда тут родителей выбрать можно и даже необходимо.

Может и священник отказаться провести обряд крещения, если крестными родителями окажутся законные супруги. Или же выбранный восприемник будет иного вероисповедания. По канонам православия, восприемниками обязательно должны быть люди, обращенные в православную веру. Иначе, как он его научит духовным законам именно этого вероисповедания.

Каждый сам вершит свою судьбу и своего ребенка. Но все же сразу лучше привести своего малыша в церковь. Ведь недаром мы православные христиане соблюдаем эти традиции не один десяток веков.

Зачем крестить ребенка ответ священника

Зачем крестить ребенка — таинство крещения

Зачем и когда можно крестить ребенка

kanal21.ru

Зачем крестить ребенка?

Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно? Отвечает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркел (Павук).

– Не секрет, что ныне многие не понимают смысл того, что над ними было совершено в младенчестве. Для чего совершается Таинство Крещения?

– Святой апостол Петр разъясняет это в своем Послании. Он пишет, что крещение «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Совесть – это голос Божий, который присутствует в каждом человеке. Однако часто под действием живущих внутри нас страстей или под влиянием окружающих людей он едва слышен. Многие, подобно падшим прародителям Адаму и Еве, всячески cебя оправдывают, но христианин, отрекаясь перед Крещением от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и троекратно исповедуя веру в Святую Троицу, старается не нарушать Закон Божий. Бывает, что из-за своего малодушия и маловерия он допускает компромиссы, но спешит в этом раскаяться и с Божией помощью преодолевать грех, даже если это происходит не в одночасье и на это требуется целая жизнь.

– Как Таинство Крещения совершалось в древности?

– В древние времена к этому Таинству готовились довольно продолжительно. Желающие стать членами Церкви не сразу могли быть свидетелями всех Таинств. Существовала так называемая disciplina sacrana, когда готовящиеся ко Крещению могли находиться в храме лишь до возгласа: «Оглашеннии, изыдите». До этого они слушали огласительные беседы, во время которых разъясняли символику Таинства Крещения, зачем нужно креститься, в Кого мы веруем, основной смысл других Таинств Церкви. Также в храме желающие стать членами Церкви слушали пение псалмов, чтение и разъяснение Евангелия и Апостола. До нашего времени дошли тексты огласительных бесед, которые проводили святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст и др. святые отцы. Чаще всего Крещение совершалось в Великую Субботу во время чтения паремий через троекратное погружение в купели. Далее крещеные, в белых одеждах, со свечами, стояли на Литургии уже как члены Церкви Христовой и впервые причащались Святых Христовых Таин.

– Возможно ли в современных условиях восстановить институт оглашенных?

– При нынешнем темпе жизни восстановить его в полном объеме нереально. В отдельных епархиях пытаются, но в конце концов все сводится к минимуму: проводят одну огласительную беседу, в которой вряд ли возможно охватить даже поверхностно все многообразие христианского опыта. Кроме того, поскольку крещение в большинстве случаев ныне совершают над младенцами, то для обычно сильно занятых крестных даже одна такая беседа – тяжелая повинность, которую они разными способами стараются пропустить. Та же история и с родителями ребенка.

– Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно?

– Такой вопрос стоял еще в IV веке перед святителем Кириллом Иерусалимским. Он видел, что многие приходят креститься, потому что их заставляют это делать родители, мужей понуждают жены, иные прибегали к Таинству лишь для того, чтобы избавиться от житейских проблем или какой-то болезни, другие – просто следуя установленной традиции или из-за праздного интереса. Совсем немногие приходили с мыслью о спасении души. Святитель Кирилл принимал всех, не отвергал никого. Раз они пришли в храм, то он ставил перед собой непростую задачу всех этих людей настроить на серьезное восприятие того, что над ними будет совершаться. Он говорил, что даже если кто-то пришел с худыми мыслями, и такой не безнадежен, ибо он, подобно рыбаку, ловит его сетями церковными не для того, чтобы умертвить, а наоборот – оживить. Святитель Кирилл, как и святитель Иоанн Златоуст, говорил о высоком царском достоинстве христианина и паки призывал серьезно отнестись к тому, что будет во время Крещения над ними совершаться. Ибо если какой-то человек отнесется к таинству легкомысленно, то «я тебя крещу, а Дух Святый не крестит».

– Как быть с оглашением в современных условиях?

– Если нам сложно организовать предварительные огласительные беседы, то хотя бы в ходе самого крещения священники обязаны комментировать все, что они делают. Но самое важное – подобно святителю Кириллу, нужно стараться настроить всех присутствующих на серьезное и осмысленное восприятие происходящего. Позволительно практиковать домашние задания. Если выяснится, что ни родители, ни крестные не знают Символа веры, то дать им месяц на то, чтобы они его осмысленно выучили. Для облегчения задачи в храме должны быть распечатанные листки с этой молитвой и кратким объяснением. В эпоху интернета можно указать конкретные сайты с информацией о том, что нужно знать христианину. В Киеве при Духовной академии и при некоторых городских приходах работают круглогодичные катехизаторские курсы, где желающие могут получить подробную информацию из истории Церкви, изучить Священное Писание, догматику, литургику и другие предметы.

– Может, не стоит тогда крестить младенцев, а подождать до сознательного возраста?

– В древности, как мы узнаем из житий святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др., была такая практика. Обычно крестились в возрасте 20–30 лет, когда юношеские несерьезность и баловство проходили и человек уже осмысленно мог отвечать за свои поступки. Ныне в большинстве случаев крестят младенцев, чтобы с малых лет их просветить и духовно напитать благодатью Божией. И это тоже приносит свои плоды. Могу сказать по собственному наблюдению, что такие дети в большинстве своем, за редкими исключениями, духовно, интеллектуально и даже физически более развиты, чем обычная детвора, а самое главное – они умеют по-настоящему любить, сорадоваться и сострадать, жертвовать собой ради благополучия ближних, не так легко заражаются соблазнами окружающего мира, имеют к ним иммунитет и других могут поддержать и предостеречь от искушений.

– Такая добрая перемена происходит со всеми?

– К сожалению, нет. Многие крещены, но не просвещены, потому что к восприятию этого Таинства родители и восприемники (бывает, и священники) подходят чисто формально. И получается, что священники их крестят, а Дух Святой не крестит. Люди не ходят в храм, не участвуют в Таинствах. То есть при крещении их создается лишь форма, которая никогда не наполняется содержанием. Такие «крещеные» дети, как и некрещеные, в духовном отношении обычно совсем беззащитны. Мир их крепко сковывает своими цепями. Они рвутся на свободу от родительской опеки, от системы, в которой живут, но получается, что, подобно евангельскому блудному сыну, теряют остатки свободы не только духовной, душевной, но и физической, если попадают в тюрьму.

– Кто может быть крестным (восприемником)?

– Идеальный вариант – верующий практикующий православный христианин, который способен активно повлиять на духовный рост ребенка. Если родители не могут такого найти, то следует искать хотя бы добропорядочного человека. Для мальчика обязательно надо искать крестного мужчину, а для девочки – женщину. В Украине в некоторых регионах существует практика брать несколько пар крестных. В этом есть своя положительная сторона, но главное, чтобы никто из них не был безучастен и не только подарками к именинам, но и добрым наставлением принимал участие в духовном воспитании ребенка.

– Какой минимум знаний о церковной жизни должен иметь взрослый крещаемый или восприемник при крещении младенца?

– Ему следует осмысленно знать Символ веры, в котором четко изложено, в Кого мы, христиане, веруем и как правильно веровать, молитвы Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Ангелу Хранителю – как минимум. Также нужно прочитать хотя бы одно Евангелие. К сожалению, многие, имея высшее образование, даже этого не способны исполнить. Это говорит о том, что они не понимают, зачем нужно молиться, ходить в храм, ибо им никто никогда ни в семье, ни в школе этого не разъяснил.

– Что должен знать христианин, регулярно посещающий храм Божий?

– Внимательный христианин, который регулярно посещает храм и участвует в Таинствах Церкви, учится на богослужениях. Знание Священного Писания, основных постулатов веры, истории Церкви для него становится естественным. Но это достигается лишь при условии, что священники за каждым богослужением говорят проповеди, при храме работает воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, и сам христианин проявляет инициативу в чтении духовной литературы. Если ни проповеди, ни воскресной школы нет, тогда обычно прихожане увлекаются разными маргинальными вещами: борьбой с кодами, политикой, интригами против друзей и настоятеля прихода. В результате возникает запустение на месте святом. Нынешние захваты храмов раскольниками ПЦУ – одно из последствий такого духовного нерадения. «Ибо где будет труп, там соберутся орлы», – предупреждает нас Господь (Мф. 24:28).

pravlife.org

Нужно ли крестить младенцев?

священник Константин Пархоменко

Нужно ли крестить младенцев?1

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни»2.

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский)3.

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5)4. Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.10:14).

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом5, почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк.1:41).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии (Иер.1:5):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…

А позже об этом скажет и апостол Павел (Гал.1:15):

…Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия (Деян.10);

Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15);

Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33);

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8);

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2).

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин6, а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви»7.

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства»8.

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение9.

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви10. У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев»11.

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам»12.

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников»13.

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день14.

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи»15.

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление»16.

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов17. А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»18.

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей19.

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его»20.

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти»21.

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности»22.

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста23.

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (Рим.4:17). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей»24.

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях»25.

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей»26.

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (Ин.16:21). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…»28.

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником29 водой30, затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения»31.

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму32.

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом33.

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране)34.

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может35.

* * *

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.^

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.^

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^

12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^

13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^

14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^

15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.^

16 Там же. С. 546-547.^

17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. ^

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^

24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.^

25 Там же.^

26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.^

27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^

28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^

29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки. ^

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.^

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.^

azbyka.ru

Зачем и когда можно крестить ребенка

 Зачем крестить ребенка вопрос веры. Действие распространенных в обществе понятий сглаз, порча пытаются устранять либо походом к всевозможным знахарям, что заканчивается простой потерей денег, либо посещением храма. Считается, что и сглаз и порча больше всего воздействуют на ребенка. Это стойкое утверждение привело к тому, что возникли традиции крещения ребенка в малолетнем возрасте как средство от пагубных воздействий “дурного взгляда”. Однако не все так просто.

Зачем крестить ребенка

   На самом деле все начинается с Веры, передаваемой из поколения в поколение. Вера непосредственно связана с религией. Не имеет значения, какая религия, лишь бы она была классической. Только классические религии дают правильное понимание мира.

А я не верю, скажете вы. Ну, что же, Вера это очень личное и не должно выноситься на обсуждение. Кто-то скажет, что Бог ему (или ей) не помог. А вы знаете, как он должен был помочь? Возможно, вам дан урок жизни для укрепления духа. В любом случае только Вера в самых сложных жизненных ситуациях может помочь с ними справиться.

А как приобщиться к Вере? В православии такое приобщение называется “крещение ребенка”, которое имеет свои традиции, поддерживаемые на протяжении всей истории христианства. Хотя Святое Писание говорит о нескольких вариантах крещения, для большинства православных в России этот ритуал достаточно знаком.

Зачем крестить ребенка. Ответ священника

   Стоит обратить внимание на то, что в Православной Церкви служители говорят о таинстве крещения не как об обязательном действии, а только как о возможности. И эта возможность не юридическая процедура, а духовное единение с Господом.

Служители Церкви говорят о том, что смысл крещения не состоит в оставлении грехов. Новорожденные еще не успели нагрешить, тем не менее, отвечая на вопрос когда можно крестить ребенка, священник порекомендует девятый или сороковой день после рождения.

Конечно же, с Богом можно общаться и не проходя таинство крещения. Однако, по общему мнению святых отцов считается, что именно крещение дает возможность причаститься к Вере и приблизиться к Богу.

Когда можно проводить обряд крещения

Православная Церковь не утверждает, что креститься следует только в младенческом возрасте. В связи с этим многие говорят о необходимости переноса времени крещения на более старший возраст, чтобы приобщение к Вере происходило осознанно.

Да, такой подход имеет место. Однако существует деликатный момент, о котором родители в большинстве своем не знают и откладывают крещение ребенка до его взросления. Момент связан с тем, что час своей смерти никто не знает. Иногда и ребенок может уйти из жизни не достигнув момента, когда предполагалось провести обряд крещения. Оставив без обряда крещения умершего до срока ребенка, родители лишают его душу присоединения к вечной жизни.

Можно смеяться и не верить, тем не менее, существуют множество интересных фактов, связанных с феноменом крещения. Только приобщение к Вере через крещение позволяет ожидать высшей помощи от Бога. И не стоит думать, что Он не думает о нас. Думает и дает каждому по необходимости. Кому испытания, кому избавление от проблем.

В любом случае Вера в состоянии усмирить непослушных и указать путь ищущим. А это лучше, чем воспитание без цели и без идеалов.

Традиции крещения ребенка

   Народная молва вывела крещение ребенка приметы и традиции на высокий уровень восприятия. Можно верить, можно не верить, однако существует множество примеров, когда приметы претворяются в жизнь. И это не приметы типа “черная кошка перебежала дорогу”, а более глубокие вещи, которые трудно объяснить научными терминами.

“Бабушкины” приметы можно свести к тем, что несут позитивный (или нейтральный) характер и к тем, которых нужно избегать (негативные).

Позитивные приметы

  1. Жизненный опыт многих поколений говорит о том, что после крестин ребенок становится спокойней и здоровье его укрепляется.
  2. Считается правильным, когда крестный дарит крестик, а крестная – крыжму (крыжма, это полотняная пеленка или белая одежда, символизирующая чистоту и безгреховность).
  3. Будет правильно, если крещение ребенок примет в шапочке, которую затем будет носить в течение 12-ти недель.
  4. Не следует вытирать крестильную воду с лица. Она должна высохнуть сама.
  5. Крестильную воду выливать следует только под дерево, но не в канализацию.
  6. Крестить ребенка следует обязательно в белой рубашке.
  7. Если ребенок плачет во время крестин, то это хорошо.
  8. Кричащий во время крестин ребенок освобождается от воздействия злых духов.
  9. Считается, что поставленная во время крестин на окно Храма чашка с водой обеспечит ребенку легкую жизнь.
  10. Если в процессе крестин собравшиеся поднимают тосты за здоровье ребенка, то первую рюмку стоит выплеснуть вверх, до потолка, чтобы ребенок вырос большим.
  11. Народная молва говорит, что оставленная в тарелках еда на крестильном столе сделает ребенка рябым.
  12. Крестная укладывает на высокую полку пряник со словами: ”Чтобы крестник (крестница) вот такой большой вырос”.      
  13. Крестильную одежду ребенка в течение года после крещения следует сжечь, и малыш будет здоров.
  14. Укутывание в крыжму (см. пункт 2) поможет ребенку крепче спать.
  15. Колокольный перезвон перед крестинами – на счастье.
  16. Одна из лучших примет – венчание молодых прямо перед крещением.

Негативные приметы

  1. Уже запланированное крещение нельзя откладывать.
  2. Не стоит вносить некрещеного ребенка в чужое жилье.
  3. Крестным при их первом участии в крещении ребенка нельзя крестить девочек.
  4. Ни в коем случае на крестильной одежде ребенка не должно быть красных лент.
  5. Следует попросить священника заменить воду после предыдущего крещения. Одна и та же вода для нескольких младенцев – плохая примета.
  6. Очень плохо, если священник при выполнении обряда путает слова, у него падают предметы, он ошибается в ходе обряда.
  7. Чихание ребенка во время обряда крестин не к добру.
  8. Проследите, чтобы обряд крещения не следовал за отпеванием покойника.
  9. Церковь категорически не одобряет женитьбу на куме. Это большой грех.
  10. Не приглашайте крестными тех, у кого была зафиксирована смерть крестника.
  11. Не пригашайте крестной беременную женщину. Мало того, что ее неродившийся ребенок будет болеть, так еще будет болеть и крестник.
  12. Никому не сообщайте имя, данное при крещении (если было дано другое имя). Вы убережете ребенка от порчи.
  13. Крестные не должны даже присаживаться в церкви, что приведет к несчастливой жизни ребенка.

Все эти приметы и традиции появились не сразу, и были сформулированы исходя из жизненного опыта многих поколений, то есть, основаны на повторяемости.

Можно верить или не верить, но экспериментировать на благополучии собственного ребенка не стоит. Тем более что правила крещения ребенка достаточно просты для исполнения.

И не обращайте внимания на “косые” взгляды соседей и родственников (если такие будут). Не им жить с проблемами, которые могут случиться в противном случае.

Вот что говорит священник по поводу обряда крещения:

tvoiyapravda.ru

Зачем мы крестим детей?

Дискуссия в обществе, толчком к которой стала нашумевшая видеозапись из Греции, продолжается на страницах «Правмира». Напомним, что на видео священник отказался крестить девочку из-за её несогласия. На вопрос, должны ли родители и священники руководствоваться мнением ребенка, отвечает архимандрит Савва (Мажуко).

Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря.

Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Наталья Емчицкая

Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности.

Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар!

Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда.

Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить.

Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения.

Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально.

Фото: Павел Майоров

Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника.

Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием.

Позволю себе напомнить, что христианину всегда следует исходить из презумпции доброты и усилия понимания. Даже в таком взгляде на религию нам следует учиться усматривать зерна добра, семена веры, которые могут неожиданно прорасти в большое цветущее дерево христианской веры.

Следующий уровень – страх. Во-первых, за здоровье ребенка, во-вторых, и это уже почти церковный опыт – за его спасение. Мой дедушка-атеист категорически запрещал крестить мою маму, которая девочкой несколько раз переболела воспалением лёгких. Прабабушка, бессильно глядя на всё это безобразие, похитила мою маленькую и больную маму, тайно отнесла ее в церковь и окрестила, «как положено». Мама исцелилась в этот же день. Совпадение? А разве в совпадениях отсутствует смысл?

Прабабушка была простой женщиной. Она думала, что девочка болеет из-за того, что не крещена. Вообще, нам бывает очень сложно понять, что же на самом деле думают простые люди, какие у них мотивы, но уж, что точно мы можем себе позволить, так это обуздание собственного богословского снобизма. Снова аскетическое усилие – попытаться и здесь усмотреть зерна добра, постараться понять, при этом ясно себе представляя, что на самом деле есть церковная норма.

Другой вид страха – а вдруг дитя помрёт некрещеным, и – и все! – поминать нельзя, значит – ад! Но разве мы добрее Бога? Если во мне живёт жалость даже к зверюшкам, доброта и любовь ко всему живому – это всё заёмные вещи. Я добр и жалостлив только добротой, жалостью и любовью Божией, и если доброта во мне волнуется и возмущается – это Сам Бог возвышает Свой голос в моей доброте, и неужели Творец детей отправляет некрещеных в ад? Глупости всё это. Но в этой мотивации крещения мы уже слышим отголосок церковного опыта и евангельского учения.

Крещение детей появляется тогда, когда жизнь христианской общины входит в спокойное русло. Перед нами уже третье или четвертое поколение христиан, живущих единой семьей – евхаристической общиной, и для такой общины совершенно естественно приобщать к мистической жизни в Теле Христовом своих детей.

Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?

Святитель Григорий Богослов считает, что крестить лучше в три года, но ведь это самый вредный детский возраст, и детей у святителя своих не было, поэтому может и не мог наблюдать эти «маленькие чудовища». Святитель пишет, что в этом возрасте они что-то уже понимают. А понимают ли? И какая-то ложь есть во всем этом: если я, христианин, точно знаю и верю, что истина во Христе, чего мне ждать, пока ребенок что-то там начнет соображать, искать. Это вещи естественные – сомневаться и идти своим путем веры, но почему мне не следует сразу ставить его на этот путь?

Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным? Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? Говорят, у нее протестантские корни. Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура.

Фото: Маргарита Ивлева

Посмотрите на икону Божией Матери. Нас, православных, часто укоряют, что иконы Христа в наших домах найти нельзя – вокруг только образы Богоматери. Но для наших предков икона Божией Матери – это и есть икона Христа. Древние христиане – абсолютно нормальные люди – не могли мыслить ребенка в отрыве от его родителей. Если мы изображаем Младенца Христа, мы не можем обойтись без фигуры Его Матери.

Ребенка невозможно мыслить без его родителя, ребенок без мамы и отца – абстракция. Как только мы помыслили ребенка, на мысленном горизонте должен проявиться отец или мать, иначе перед нами не ребенок. Дети непременно должны отбрасывать «родительскую тень». Как учит нас Голливуд, только вампиры не отбрасывают тени, и если вы мыслите ребёнка без «родительской тени», – у вас проблемы со зрением.

Писатели так любят героев-сирот именно потому, что с ними легче работать: они не тянут за собой шлейф родителей. Оливер Твист очень удобный персонаж, и чтобы как следует ребенка раскрыть и рассмотреть, следует убрать родителей. Но в таком случае и ребенок исчезает, остается симпатичный и очень несчастный человечек, вызывающий у всех нормальных людей сочувствие именно своей органической неполнотой. Мне даже кажется, что такое распространение, простите, педофилии как-то связано с этой культурной трансформацией естественно-родового сознания – за ребёнком не видят его родителей, он один.

«Нехорошо человеку быть одному» – это очень глубокая истина, относительно же детей она требует большего усиления: ребенок вообще не может быть один, он долго рождается, долго появляется на свет, минимум двенадцать лет он «выходит из утробы». Связь между мамочкой и ребенком более органическая, чем между мужем и женой, и мужчины не напрасно чувствуют себя оставленными и брошенными после рождения малыша. Дитя не просто продолжение родителей и носитель родовых свойств. До определенного возраста он их органическая часть. Было бы глупо говорить о моей левой части, совершенно игнорируя правую. А потому – крестить или не крестить – это решать родителям.

Если я родил ребенка, содержу его и воспитываю, я хочу очень простых и корыстных вещей: ребенок должен вырасти человеком, как я это понимаю, и это важно для меня, потому что с каждым годом я – старше и слабее, а он – сильнее, ему досматривать мою старость, ему закрывать мои глаза, а мне не всё равно, кому доверить свою ослабевшую жизнь.

Это очень понятные мысли, и я намеренно не хочу пускаться в обстоятельный богословский разговор – очень много на эту тему написано. Но для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека. И пусть перед священником стоит совершенно нецерковный человек, неверующий родитель, мы всё равно не должны отказывать этим Божиим детям пусть так неуклюже, неумело, но отблагодарить Детоподателя.

www.pravmir.ru


Смотрите также