Японские счеты соробан обучение


Соробан – японская методика ментального счета

Если ваш ребенок не может освоить решение математических задач и запомнить необходимые формулы, а подготовка домашних заданий превращается в кошмар, японская методика счета Соробан может стать спасением. Данный способ удивительным образом помогает развивать детское мышление.

Уникальная методика ментального счета позволяет даже тем ребятам, которые вовсе не имеют способностей к арифметике, уже спустя короткий отрезок времени научиться легко решать задачки, получая удовольствие от процесса.

Особенности ментального счета

Японская методика быстрого счета является уникальной системой развития малышей и преображения детского мышления. Этот метод позволяет одновременно задействовать оба полушария мозга, что обеспечивает даже ярким гуманитариям возможность быстро научиться решать различные примеры.

Обучение счету по японскому методу основывается на использовании специальных счетов, называемых соробан, – данное нетрадиционное устройство нечасто встречается в нашей стране. Это своеобразный калькулятор, демонстрирующий только однозначную систему численного представления, что гарантирует ясность и понятность системы.

Ребенка увлекает данная японская методика устного счета и сами счеты, что позволяет очень быстро освоить процесс, а основным достоинством способа можно назвать невероятно оперативное развитие мышления.

Основные принципы способа

Система ментальной арифметики по японскому методу предназначена не только для обучения учеников оперативному счету в уме, но также для общего развития их интеллектуальных навыков. Известен факт, что полушария человеческого мозга работают неравномерно, и ребенок 5-8 лет использует, в основном, правую часть, которая отвечает за творчество и эмоциональные образы.

Когда происходит обучение счету, повышается нагрузка на левую часть, идет развитие рациональности и логики, что планомерно снижает творческие способности. Японская методика счета в уме позволяет уравновесить работу мозга, обеспечивая полноценную развитость.

С помощью работы на счетах дети интеллектуально развиваются, начинают быстрее соображать и легко достигают успеха в любом обучении. Подобные результаты обеспечиваются главными принципами методики Соробан:

  • Ручная моторика путем тренинга. Головной мозг контролирует действия человека, но существует и обратный процесс, так что работа со специальными счетами при помощи пальцев обеих рук позволяет улучшать детское мышление.
  • Систематичность работы. Никто из нас не рождается лучшим, и чтобы добиться вершины в любом деле, необходимо регулярно тренироваться. По этому принципу работает и японская методика счета.
  • Визуализация. Обладая наглядными материалами, выраженными в счетных костях соробана, ребенку значительно проще понимать числа и понять смысл вычислений.

Что необходимо для обучения ментальному счету?

Соробан окажет помощь в обучении ребенка счету только в том случае, если обучение было начато своевременно, в возрасте порядка 4-8 лет. Родители должны запастись терпением и двигаться постепенно, ведь данная процедура нуждается в определенном времени. Также важными условиями успеха будут:

  • Обучение ребенка по методу «от простейшего к сложному». На первом этапе необходимо освоить счет до десяти, после чего обратный счет.
  • Малыша необходимо обучать счету с двух лет, но обучение числам и цифрам можно начать около четырех лет, когда кроха способен осознанно посчитать находящиеся в поле его зрения предметы.
  • Упражнения стоит проводить в непринужденной обстановке, но не в форме лекций. Лучше всего дети учатся посредством игрового процесса, что обеспечивает подключение эмоционального восприятия и рост эффективности обучения.
  • Сложность заданий следует постепенно увеличивать. Также обучите малыша отличиям между знаками «больше», «меньше», «равно».

При наличии данной начальной подготовки можно свободно отправлять ребенка в школу изучения японской ментальной арифметики соробан, где профессиональные преподаватели изучат личные особенности малыша, учтут его способности и навыки.

Чтобы освоить методику Соробан, можно обратиться в онлайн-школу японского языка Дарьи Мойнич. Узнать дополнительную информацию можно на нашем сайте.

Достоинства ментальной арифметики из Японии

Детки довольно быстро развивают свои навыки использования соробана, что оказывает невероятно благоприятное воздействие на развитие мышления. Обучающиеся счету на соробане малыши могут в мгновение ока осуществлять тяжелые вычисления в уме, при этом настоящие профессионалы методики способны выполнять их даже без соробана. Всего пары секунд будет достаточно для того, чтобы сложить 3-значные числа, а далее, когда навыки отточатся, ребенок сможет оперировать и 5-значными числами.

Некоторые родители полагают, что их чадо может запутаться при совмещении традиционной и японской арифметики, что приведет к падению успеваемости в школе. Тем не менее, практический опыт демонстрирует, что уже спустя несколько месяцев ребенок, занимающийся соробаном, начинает проявлять талант в точных науках и опережает своих сверстников в развитии.

Все упомянутые преимущества ментального счета являются только основой ключевого достоинства – ментальная арифметика позволяет раскрыть и питать интеллект ребенка, а также воспитать личность, привив малышу уверенность, самостоятельность, способность к достижению успеха в любых ситуациях.

Отличный старт в изучении японского языка вы можете получить, заполнив форму ниже ↓ После этого вам на почту придут 5 бесплатных уроков!

nihon-go.ru

Как считать на абакусе (соробане)?

Методика счета под названием Соробан сегодня распространяется со скоростью света. Ее цель – развить умственные способности детей, равномерно задействуя левое и правое полушария. Этой методике более 25 лет в Японии, 3 года она работает в постсоветских странах. Но самое интересное, что счетам, на основе которых она построена, уже более 2,5 тысяч лет. И только сейчас из далеких стран Азии этот инструмент счета начинает распространяться по всему миру.

Что такое абакус?

Абакус (Абак), или Соробан – это древние счеты, которые использовали в древних странах Азии и Европе. В Китае они назывались абак  (по-латыни «абакус»), в Японии – Соробан. Однако применяли их также в Древнем Риме и Греции. Абакус несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней.

Счеты представляют собой рамку, разделенную перекладиной. В верхней части расположена одна линия косточек. Каждая косточка в ней означает «пять». Внизу расположены ряды косточек, в каждом из которых по 4 косточки. Каждая из них обозначает «один».

Косточки на счетах Соробан, или Абакус специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Счеты Абакус обозначают единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы. С помощью Соробан дети быстро осваивают устный счет и даже могут перемножить многозначные числа.

Как проходят занятия?

Методика обучения на счетах Соробан, или Ментальная арифметика, позволяет развить способности детей до небывалых высот. Основным инструментом при этом являются счеты Абакус. На первом этапе дети учатся пользоваться счетами.

На второй этапе дети представляют счеты Соробан в уме. Т.е. ребенок начинает представлять Соробан перед собой и производить вычисления в уме. При этом осваиваются 3 математические действия:

  • сложение;
  • вычитание;
  • умножение;

Обучение продолжается 2 года. Лучше всего начинать обучение в возрасте ребенка от  5 до 11 лет. Этот возраст считается оптимальным.  Но это не означает, что методика Соробан недоступна для старших детей и взрослых, просто для обучения может потребоваться больше времени.

Занятия в центрах Соробан проходят в течение 2 часов 1 раз в неделю. На дом детям даются задания. Если они выполнены, тренер открывает доступ к следующим. Для выполнения задания достаточно четверти часа в сутки. Программа может корректироваться индивидуально в зависимости от того, как успевает каждый ребенок.

Как пользоваться?

Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют. Счеты состоят из:

  • рамки;
  • разделительной полосы;
  • верхних косточек;
  • нижних косточек.

Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:

  • единицы;
  • десятки;
  • сотни;
  • тысячи;
  • десятки тысяч и т. д.

Чтобы отложить число, необходимо на счетах придвинуть к разделительной линии косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 165, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку), на второй линии – верхнюю и одну нижнюю косточку (5+1=6), на третьей линии – одну нижнюю. Так мы получаем требуемое число.

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по линиям соответственно разрядам.

Что дает ментальная арифметика?

Японские счеты под названием Соробан учат не только считать, хотя в этом дети добиваются небывалых успехов.  Малыши с легкостью вычисляют в уме 10-значные числа, умножают и вычитают. Но быстрый устный счет не главная цель.

Считать – лишь способ развивать умственные способности. Ментальная арифметика способствует:

  • умению концентрироваться;
  • активизации слуховой и зрительной памяти;
  • совершенствованию интуиции и смекалки;
  • умению нестандартно решать проблемы;
  • проявлению самостоятельности и уверенности в себе;
  • реализации способностей и успешной карьере в будущем.

В основе методики лежит сила воображения. Именно благодаря ей удается ускорить мышление, наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга. Дети, которые учились по методике Соробан, быстрее осваивают иностранные языки, хорошо учатся в школе, более целеустремленные.

Здесь Вы можете посмотреть видео учеников, обучающихся в школе Соробан™

Отзывы

Так ли это? Действительно ли метод обучения столь эффективен? Отзывы в основном положительные: дети уже через пару месяцев начинают быстро считать и лучше соображать.

В основном родители довольны: дети подтягиваются по предметам, становятся внимательнее и сосредоточеннее. Но у некоторых ребят случаются неудачи. В основном это связано с тем, что задания в школе Соробан следует выполнять ежедневно. Некоторых детей трудно усадить ежедневно за выполнение заданий, и  они не успевают усваивать курс.

Таким образом, родители должны внимательно следить за реакцией ребенка на обучение. Если ему нравится, он успевает, и занятия не становятся предметом для слез и переживаний, можно продолжать. Но если малышу не уроках не комфортно, он не успевает, стоит попросить руководителя определить индивидуальный курс или вовсе пока прекратить занятия. Каждому свое!

steshka.ru

Соробан (Происхождение) и Обучение Ментальному Счёту

Ментальная арифметика — это методика быстрого счёта с помощью устройства, напоминающего наши счеты, которые ещё совсем недавно активно использовались нашими работниками торговли. Те же спицы и косточки. Отличие в том, что располагаются спицы вертикально, а косточек на каждой спице пять. Называются эти счёты — соробан. У них большая история. В том виде, в котором их используем мы, они по сей день, уже много веков существуют в Японии. Счёт на соробане  включен в обязательную школьную программу, а взрослые японцы с удовольствием участвуют в соревнованиях. В Японии счёт на соробане — сродни национальному виду спорта. Самим счётам много веков, а ментальная арифметика, как методика развития интеллекта, появилась сравнительно недавно, в нашей стране первые школы появились в 2013г. Сам счёт на соробане — это механический навык — такой же, как игра на музыкальном инструменте, собирание кубика Рубика, который с помощью тренировок можно развить до высокого уровня.

Почему арифметика ментальная

Потому, что, освоив счёт на соробане или абакусе, мы представляем его в воображении и считаем, двигая косточки в уме. Это уже другой процесс и он не каждому даётся легко. Секрет успеха один — терпение и труд. Ничего нового. И при упорных занятиях скорость счёта в уме, с использованием воображаемых счёт можно развить скорость до очень высокого уровня, так как двигать предметы в воображении можно гораздо быстрее, чем в реальности. Так же «про себя» мы читаем гораздо быстрее, чем вслух.

Для того, чтобы научиться считать на соробане, нужно знать правила, по которым осуществляется счёт. Таких правил, или формул 34. Каждое из них разбирается отдельно и закрепляется с помощью большого количества упражнений. Как мы уже поняли, секрет успеха в многократном механическом повторении, пока пальцы не запомнят движения, и не будут делать это сами. В этом процессе задействован моторно-мышечный канал памяти — самый стойкий. Все мы знаем принцип велосипеда: однажды научившись езде на нём, разучиться очень сложно. Наше тело запоминает ощущения, движения надолго. Многие действия ежедневно мы повторяем автоматически, не задумываясь. Из этого можно сделать вывод, что в ментальной арифметике мы не считаем, в привычном нам понятии. И это так и есть. За нас счёт осуществляет механическая память и образное мышление.

Большое значение для осуществления счёта в воображении имеет распознавание положения косточек на соробане. Мы все, точнее, наш мозг, воспринимает изображение любого числа как количество. Мы знаем, что значок 2 — это количество, равное двум и не задумываемся об этом. С соробаном, особенно первое время, каждое число приходится распознавать, что очень помешает в быстром ментальном счёте. Поэтому, большое внимание уделяется занятиям с флеш-картами. Что это и как заниматься с ними, вы прочтёте ниже, а пока —

Ментальный счет обучение

И так- с чего начать? Для счёта  нужен соробан или абакус. В настоящее время уже есть достаточно большой выбор — разных цветов, с различным количеством спиц. Но мы разделим соробаны и абакусы на две большие группы — ученические и учительские. Для того чтобы заниматься самостоятельно вам понадобится ученический. Он маленький и лежит на столе во время счёта. Количество разрядов будет иметь значение только тогда, когда мы займемся умножением и делением. Для сложения и вычитания достаточно трёх-четырёх разрядов. Поэтому, выбирайте те счёты, которые вам наиболее симпатичны. Чтобы заниматься с аудиторией понадобится учительский. Он большего размера, стоит вертикально и косточки у него фиксируются на спицах.

Так же нам понадобится комплект ментальных флеш-карт. Это карточки, на одной стороне которых изображено число, а на другой — положение косточек на соробане или абакусе, которое это число отображает.

Например: вот две стороны одной карточки

В комплекте должны быть все числа до 100, а дальше трёхзначные числа можно сделать вразброс.

Так же, для того, чтобы дети в игровой форме запоминали числа на соробане или абакусе, можно использовать и другие раздаточные материалы — математические пазлы и т п.

Любые другие игры, где используются числа, если заменить числа на изображение косточек, можно использовать на уроках.

Ну, и конечно вам понадобится карандаш, учебник и рабочая тетрадь с заданиями.

Все это вы можете найти у нас на сайте.

Мы дарим вам несколько бесплатных раздаточных листов Ментальной Арифметики и развивающие материалы.

Мы желаем вам успехов и удачи в развитии.

Ваш сайт Ментальная Арифметика.

mentalar.ru

Соробан или ментальная арифметика

2016/09/05 автор: Юрий Новоселов

Для начала, это достаточно неудачная транслитерация английских слов mental arithmetic, которое всего лишь означает «устный счет». Никаких дополнительных значений в стиле «ментальная карта личности» больше нет. Но термин прижился. 

Давайте сначала углубимся в физиологию человеческого мозга. Мы будем говорить об общепринятой теории, и, возможно, в интернете есть другие мнения. Наш мозг состоит из двух полушарий: точного - левого и образного - правого. Точное – оно действительно точное. Факты, хранящиеся там, запоминаются точно. Но очень медленно. Пример работы точного полушария – это стихотворение. Как мы его заучили - так оно там и лежит (если не забудем). Образное полушарие быстрое, но не улавливает детали. Вы можете помнить красоту осеннего дерева, но никогда не вспомните, сколько на нем листьев. Хотя, для запоминания его образа хватит доли секунды. Общепринято, что неточным полушарием можно «сфотографировать» 5-7 деталей. Вы легко можете это проверить, мельком глянув на брошенные на стол монеты. Пересчитывать не придется. Обычная, школьная арифметика работает набором фактов, зазубренных в школе. Сегодня так и говорят: «выучить таблицу сложения». 2+5=7 – банально вспомнили ответ. Работа для левого полушария, в общем вещь условно полезная и только в младшей школе. Кстати, у Энштейна было плоховато с арифметикой... Дети учатся считать на японских счетах абак (соробан) и после, представляя в воображении эти счеты, перемещают на них косточки. Помните про 5-7 предметов? На соробане 5 косточек задают один разряд числа. Значит, даже малоспособный человек уже может «увидеть» число правым полушарием. Происходит визуализация и трансформация образов. Если это делать часто, то нейронные связи будут формироваться с удвоенной скоростью. Дети, овладевшие этой методикой, как правило, обладают более развитой зрительной памятью, более успешны в школе.  Для изучения математики в Восточных Странах используют счеты абакус (на лат. abacus) — это значит древняя счетная доска. В Японии абакус называют – соробан. Сегодня он помогает не только в математике, в классическую школу он включён как основной предмет, помогающий заниматься устным счетом. Абакус состоит из  13 рядов. На них помещено 5 косточек на каждом: 4 нижних называют «земными». Они показывают лишь одно значение числа, что для детей понятнее больше, нежели в обычной арифметике. Верхняя же косточка – «небесная» — соответствует цифре «5». На словах все выглядит просто и понятно. Дело за малым: как перейти от работы на счетах настоящих к работе на воображаемых счетах? А вот тут начинается самое интересное. Что предлагает классическая ментальная арифметика? Да собственно то же, что и 25 лет назад: выучи теорию, всю. Работай, работай, постоянно практикуйся. Складывай случайно числа. Возможно, когда-нибудь, то, что специально отобранные лучшие из лучших учеников очередной классической школы, которых показывали по телевизору, станет возможно (ага, ха-ха три раза, уж поверьте). Для родителей важно знать все плюсы и минусы занятий ментальной арифметикой.
  • если ребёнок усердно и прилежно будет заниматься ежедневно на абакусе, это положительно скажется на его умственном развитии, как и на развитии мелкой моторики;
  • будет быстрее и лучше освоена классическая математика, поскольку ребёнку будут понятны понятия цифры и числа;
  • освоив счёт на абакусе, ребёнок сможет быстро делать вычисления любых чисел на любой скорости.
  • только 25% детей с выдающимися способностями, могут освоить методологию;
  • отсутствие онлайн платформы для закрепления навыков;
  • срок обучения классической ментальной арифметике 5 лет.
Во-первых, зачем терять год изучения теории, не практикуясь в уме? Детям нужен успех и сразу, они не готовы ждать результата долго. Вывод? А давайте перекроим теорию таким образом, чтобы дети сразу могли решать примеры устно. Да, чудес не бывает, примеры должны быть специально подготовлены. Но на то есть компьютерная техника. И появился первый в мире компьютерный тренажер. Во-вторых, дети - не роботы. Флешку им в голову не засунешь. Нужен интерес. О-кей, дети, давайте мы вам организуем игру Дед Соробан, где вам надо будет кормить его суши? Уже интересно, правда? В-третьих, успех школы – это не успех продажи франшиз. Ведь доходит до смешного: у некоторых продавцов «Франшизы ментальной арифметики» нет ни одного (НИ ОДНОГО) своего класса. Они банально не знают, что делать с детьми. Они знают, как продавать франшизы. А что делать родителям, приведшим своего ребенка к несчастному, обманутому франчайзи? Быть добрым человеком, помогающим начинающему бизнесмену отбить вложенное, или родителем-эгоистом, думающим только о благе собственного ребенка? Вопрос риторический. Благо своего ребенка - это закон выживания нашего вида. А посему:  успех школы есть успех ее учеников. Их результаты. А результат будет, если будут  15-минутные тренировках дома. Теперь представьте, мама, придя домой после трудового дня, открывает письмо с домашкой и читает: «Отмечаем друга-брата 6 без повтора на двузначных 10 действий 1.5 секунды»… Каемся, такое было в начале нашего старта в 2013-2014 годах – именно такие письма получали родители. И только самые отчаянные проходили этот квест дальше. Так продолжаться вечно не могло. Поэтому мы сделали контролируемое автоматическое домашнее задание. Надо нажать всего лишь кнопку «загрузить задание» на компьютере, а остальное произойдет само собой. Мы, конечно, ожидали некоторого повышения процента выполнения домашнего задания, но чтоб с 15% до 85%... Такого роста не ожидал никто. Результат? Результат - успехи деток (всех, всех, не гениев, не заучек, а всех) пошли в космос.
  1.  Методике 2000 лет. Великолепно. Счеты Соробан, на которых она основана, пришли в Японию в 17-м веке, а методика появилась до Рождества Христова? Неувязочка вышла.
  2. Чем больше теории дадут ребенку, – умножение, деление, кубические корни, – тем лучше. Конечно, японцы с помощью своих счет решали сложнейшие инженерные задачи. И даже брали интегралы по контуру. Но ведь нам нужно только то знание, которое ребенок унесет с собой в голове. Информация без умения ей воспользоваться бесполезна. Желание в рекламе указать все и вся похожа на желание продавца фотоаппарата засунуть 200 мегапикселей в дешевую «мыльницу». Рекламы много, а снимки на 6-мегапиксельной камере с хорошей оптикой все равно лучше.
  3. Все, что связано со счетами соробан, и есть методика Соробан®. Приоткроем тайну – до 2013 года ни школ Соробан, ни методик Соробан не существовало в мире. Слова такого не было: напишите «соробан» в Ворде – он его подчеркнет, как слово с грамматической ошибкой.
Мы спокойно зарегистрировали торговую марку Соробан. Почему? Да потому, что остальные назывались по-другому. А именно, ментальной арифметикой. Соробаном ее впервые назвала школа устного счета Соробан, лишь по воле случая не ставшая школой устного счета Анзан (Анзан – соревнование в Японии по устному счету). И только феноменальный успех школы устного счета Соробан (а мы помним: успех - это результаты деток) заставил остальные «центры», «академии», «университеты» ментальной арифметики побросать свои бренды и притворяться Соробаном® . Доходило до смешного – под своей маркой они пускали наше видео с заретушированным лого Соробан®. Мы попали в ловушку, в которую попал Ксерокс. Все несут документы «отксерить» на копир Кэнон или Конику. Мы понимаем, в любом деле есть место и «запорожцам», и «мерседесам». Главное, не купить первый по цене последнего. А еще более важно потом не думать, что «мерседес» жрет масло, ломается и вообще не едет. И не думать, что «Методика Соробан» от местного ремесленника, который в документах называется по другому, не работает на Вашем ребенке. А ведь она не будет работать в 3 из 4 случаев - помним статистику учебы «по классике» в начале статьи.

Автор: Основатель Школы Соробан® Юрий Новосёлов.

Видео про Ментальную арифметику

Расскажите друзьям

Soroban.ru первая школа ментальной арифметики в Украине, работающая с 2005 года

Наши приложения

soroban.ru

Система счета абакус: секреты ментальной арифметики для первоклассников

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время. Предлагаем познакомиться с тем, что они собой представляют и как ими пользоваться.

Что это такое?

Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан». Эти счеты исполняли в древнейших государствах функции современных калькуляторов и помогали отсчитывать десятки. Впоследствии они стали использоваться в ментальной арифметике.

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. Вверху, над разделительной полосой, расположена всего одна линия, каждый элемент которой означает пять. Снизу находятся ряды с четырьмя косточками, обозначающими единицу.

Линии косточек означают поочередно единицы (первая правая), десятки (вторая правая), сотни, тысячи. Если первая правая косточка поднята, то на счетах выложена цифра 1 или наименьшее десятичное значение (если расчеты ведутся, например, в миллиардах). Распределение чисел таково:

  • нижние косточки – это 1,2,3 и 4, соответственно, если подняты 2 из них, то счеты показывают число два;
  • если верхняя косточка поднята, число меньше, чем 5; если опущена на разделительную линию – больше;
  • верхняя опущена, три нижние подняты – это число 8.

Аналогичным образом можно выложить любое число.

Преимущества использования

Работа со счетами не только помогает развивать мелкую моторику дошкольника, но и тренирует сразу оба полушария его головного мозга, позволяет наладить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно выделить несколько достоинств методики:

  1. Интерес. Малышам нравится перебирать косточки, при правильном подходе родителей из абакуса можно сделать тренажер, занятия на котором будут искренне нравиться ребенку.
  2. Использование счетов позволяет избежать заучивания и стимулирует образное мышление.
  3. При регулярных тренировках со временем удастся перевести ребенка от работы с реальным абакусом к воображаемой.
  4. Дети учатся находить нестандартные варианты решения проблемы.
  5. Постепенно обретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными.
  6. Очень хорошо развивается мышление.

Вот почему счеты считаются мощнейшим пособием в ментальной арифметике, то есть обучении быстрому счету.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Как складывать и вычитать?

После того как малыш научился выкладывать числа, можно приступать к обучению простейшим арифметическим действиям.

Сначала рассмотрим сложение, к примеру, 36+23:

  1. Устанавливается первое число, 36.
  2. Далее его следует разделить на простые цифры – 3 и 6.
  3. После этого на соответствующих линейках провести сложение единиц с единицами, десятков и десятками. Получается: 3+2 (десятки) и 6+3 (единиц).
  4. Кости на линейках перемещаются соответствующим образом.

Если бы косточек получилось больше 9, нужно было прибавить единицу на соседней линейке.

Вычитание проводится по такой же системе, начиная с меньшего порядка. В случае, если из меньшего числа вычитается большее, происходит следующее: их переставляют, а на соседней линейке убирают косточку.

Такая система счета кажется сложной только при описании, на деле же стоит попробовать – и ребенку непременно понравится.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Интересно, что при желании счеты можно изготовить своими руками, работа не отнимет много сил и времени.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

Текст

razvivashka.online

Что такое Соробан и в чем его польза

28.01.2019

Поделиться: 8

83906

Соробан (Абакус, «счётная доска») – горизонтальные японские счёты, преимущественно используемые для обучения счёту в начальной школе. Применение соробана в обучении имеет ряд педагогических преимуществ перед другими способами счета, так как с их помощью числовые операции можно представлять в графическом виде, развивая при этом умение считать без использования записей.

История счётов соробан

Экзотическое название «соробан» скрывает за собой изобретение, когда-то известное всему цивилизованному миру. Счётная доска из камня (металла, стекла) с выемками, в которые клали камешки, называлась Абак (или Абакус). Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с V века до н.э. Более достоверное доказательство – образец абака и чертёж, выполненный европейцем, – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака – Суаньпане ­– упоминается в национальной литературе в 190-м году. Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской).

Уже несколько веков соробан используется для обучения детей в странах Азии. В Европе в качестве помощника в обучении соробан появился только в XXI веке, а первые школы ментальной арифметики появились у нас совсем недавно. Тем не менее этот факт не уменьшает достоинств использования «счетной доски» в обучении и дает почву для новых исследований, посвященных этому удивительному методическому приему.

Устройство соробана

В этой вычислительной доске 13 (или больше) вертикальных спиц, поделенных поперёк. На каждой спице по 5 косточек. Снизу – 4 «земные», каждая равна единице, сверху – 1 «небесная», равная пяти. При помощи 5 косточек на спице отображают числа от 1 до 9. Считаются только костяшки, придвинутые к центру.

Как считать на счетах соробан

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем. Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.

Польза соробана в развитии детей

На основе счёта с соробаном разработана педагогическая система развития — ментальная арифметика. Её цель – вовсе не быстрый счёт, хотя и он впечатляет. Это не просто развивающие занятия для детей, направленные на подготовку к школе, а действенная подготовка к жизни. Ментальная арифметика – программа развития умственных способностей ребёнка. Одновременное использование обоих полушарий мозга – «математического» и «творческого» — развивает их равномерно, помогает и то, что участвуют пальцы обеих рук. Вместо «технаря» или «гуманитария» ребёнок превращается в человека, использующего все возможности человеческого мозга, данные ему Богом или природой. Это все виды памяти, точность, быстрота и нестандартность мышления, воображение, наблюдательность, сосредоточенность, уверенность в своих силах.

Научиться ментальной арифметике без соробана невозможно, но, тем не менее, именно умение быстро и верно решать задачи без записи является основным направлением обучения. Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.

Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребёнок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.

Поделиться:

amakids.ru


Смотрите также