Вознесенско георгиевская церковь


Вознесенско-Георгиевский храм в Тюмени

С праздником Успения Пресвятой Богородицы!

О празднике читайте в материале журнала “Фома” Успение

Дорогие братья и сестры! Приглашаем вас на праздничные богослужения, посвященные дню памяти Свв. Апостолов Петра и Павла. В нашем храме 11 июля вечернее богослужение начнется в 17.00. 12 июля начало божественной Литургии в 9.00. О празднике читайте в материале журнала “Фома” Апостолы Петр и Павел

Всех вас, братья и сестры, приглашаем на престольный праздник нашего храма – день памяти святого Великомученика и Победоносца Георгия! Расписание богослужений. Понедельник 5 мая 17.00 Праздничное Всенощное бдение. Вторник 6 мая 9.00 Божественная литургия.

О святом Георгии читайте в материале интернет-портала “Православие и мир” святой Великомученик Георгий Победоносец

Дорогие отцы, братья и сестры! От всей души поздравляем вас с Пасхой Христовой! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!Об этом Великом Празднике читайте в материале интернет-портала “Православие и мир” Пасха Христова 2019. 

Опубликовано расписание богослужений на пасхальные дни Расписание богослужений на май

xn----ctbbdajacbnrcnfh1bcngd6bncl.xn--p1ai

Вознесенско-Георгиевский храм в Тюмени

Как добраться до Вознесенско-Георгиевского храма в Тюмени

Автобус ост. «Овчинно-меховая фабрика», № 49.
Маршрутное такси ост. «Овчинно-меховая фабрика», № 26.

Небольшой храм на живописном берегу речки… Каждый житель Тюмени сразу скажет, что речь идет о Вознесенско-Георгиевской церкви. Православный храм на левом берегу Туры возведен в 1798 году. Средства на постройку собирали прихожане. В качестве строительного материала выбрали камень, потому что деревянные церкви от неосторожного обращения с огнем сгорали дотла. Данный храм, как и большинство в Сибири, имеет вытянутую форму, это одна из особенностей местного церковного строительства.

Здание построили двухэтажным. Снаружи над храмом возвышалась колокольня, а внутри находились два престола. Один (на первом этаже) был освящен во имя Святого Георгия Победоносца, покровителя воинов и простых тружеников — земледельцев и животноводов. Престол на втором этаже был возведен в честь Вознесения Господнего.

Конечно, не обошлось и без добавления новых помещений. В 1870 году на средства, пожертвованные двумя тюменскими купцами, Оконишниковым и Котовщиковым, были возведены два придела. Они располагались, соответственно, с правой и левой сторон.

После установления советской власти Вознесенско-Георгиевский храм в Тюмени, как и другие церкви, был закрыт. Случилось это в 1929 году. Здание переделали в клуб работников химической промышленности. С 1934 по 1935 год здесь проживали студенты местного сельскохозяйственного техникума. В дальнейшем сооружение передали на баланс Овчинно-шубному заводу.

Русской православной церкви здание храма вернули только в 1996 году.

В 2001 году были проведены первые церковные службы. Здание активно реставрировалось. На пожертвования прихожан в 2003-2005 годы восстановили колокольню, возвели купол и установили колокола. Также необходимо добавить, что с 1976 году храм является культурным и историческим памятником.

В наше время церковь полностью восстановлена и отремонтирована, относится она к Тобольско-Тюменской епархии. Здесь регулярно проводятся богослужения. Церковный двор убран и ухожен, проложены дорожки, высажен цветник. Территория храма окружена небольшой оградой. Обстановка мирная и вдохновляющая, позволяющая задуматься о вечном.

www.tourister.ru

Вознесенско-Георгиевская церковь

Обиходные названия: Церковь Вознесения Господня, Церковь Георгия Победоносца, Георгия Великомученика церковь

Расположен по адресу: Тюмень, ул. Береговая, 77.

Дата создания: XVIII век.

Историческая справка

На средства прихожан в 1789 году на нижнем левом берегу Туры в Тюмени была построена каменная двухэтажная церковь с колокольней и двумя престолами: в верхнем этаже – в честь Вознесения Господня, в нижнем – во имя святого великомученика Георгия.

В 1870 году по проекту Тобольского губернского строительного отделения к церкви были пристроены два одноэтажных придела: Преображенский с южной стороны на средства, завещанные купцом И. В. Окошниковым, и в честь Рождества Богородицы с северной стороны на пожертвования купца Евлампия Котовщикова.

В 1929 году Вознесенско-Георгиевская церковь была закрыта, а здание церкви передано под клуб кожевенников и химиков. С 1934 по 1935 годы в здании церкви располагалось общежитие учащихся школы шоферов и комбайнеров Тюменского сельскохозяйственного техникума. В дальнейшем здание бывшей Вознесенской церкви находилось в ведении Тюменского овчинно-шубного завода.

За эти годы здание сильно пострадало: были разрушены колокольня и венчания храма –активные элементы его объёмной композиции.

На основании решения Тюменского облисполкома от 5 июля 1976 года здание Вознесенской церкви было причислено к памятникам истории и культуры местного значения. В 1996 году здание Вознесенско-Георгиевской церкви передано Тобольско-Тюменской епархии.

С марта 2001 году в храме совершаются регулярные Богослужения.

В 2003 года начаты работы по восстановлению утраченной колокольни храма. В 2005 году завершено строительство колокольни. В этом же году установлен купол и подняты колокола, проведена реконструкция системы отопления храма, проведены работы по утеплению здания, заменены окна первого этажа храма на пластиковые. Все вышеуказанные работы проведены за счет благотворителей.

В 2006 году храм был включен в региональную программу по реставрации памятников архитектуры. Были выделены средства на разработку рабочего проекта реконструкции. В этом же году были проведены работы по усилению грунтов фундаментов храма и выполнена проектно-сметная документация (рабочий проект реставрации храма). Реставрационные работы проводились по проекту архитектора Г. М. Дубоноса.

Сегодня в Вознесенско-Георгиевском храме регулярно совершаются Богослужения, продолжаются реставрационные работы, приход храма живет полноценной жизнью и развивается.

Особо почитаемые святыни храма – икона святителя Иоанна, митрополита Тобольского, и икона святителя Феодосия Черниговского.

Описание  

Первый в Тюмени двухэтажный храм, являет собой классический тип трапезной церкви. Все три части церкви, расположенные по одной оси, перетекают друг в друга, образуя плотное, почти не расчлененное основание, на котором стоят выразительные ярусные вертикали, создающие образный силуэт храма-корабля.

gorod-t.info

История

Вторая половина XVII в. для Тюмени является чрезвычайно важным периодом в развитии каменного строительства.

В книге “Тюмень архитектурная” изображена гравюра “Панорама Тюмени”,

относящаяся к 1733 г., где в Заречной части показана деревянная церковь с двумя колокольнями. Можно предполагать, что она находилась на том самом месте, где теперь располагается каменный храм.

Само молитвенное 2-х этажное здание, с классическим типом трапезной церкви, являлось в тот период одним из крупных культовых объектов города. Б. А. Жученко и С.П. Заварихин так охарактеризовали архитектурное значение храма: “Церковь играла очень важную роль в структуре тюменской застройки, вовлекая левый берег в организованное пространство прибрежной панорамы и образуя вместе с Благовещенской церковью своеобразные речные ворота. Градостроительный эффект этой композиции трудно переоценить, учитывая ту роль, которую играла Тура в жизни города”.  Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоящий напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.

Что касается архитектурного вида Вознесенской церкви, то, пожалуй, более выразительно описывают ее архитекторы Б.А. Жученко и С.П. Заварихин в книге “Тюмень архитектурная”: “Первый в Тюмени двухэтажный храм являл собой классический тип трапезной церкви. Уменьшаясь размерами в гармоничной пропорции, сомкнуты друг с другом объем храма (размеры в плане 11,7×12,1), трапезной и притвора-колокольни… Притвор и главное помещение слегка вытянуты вдоль продольной оси, зато трапезная строго квадратная.

Кубический храм имеет коробовые сводчатые междуэтажные перекрытия и сомкнутый восьмигранный свод в качестве покрытия. На него установлен световой барабан, а сам свод опирается на ступенчатые прямолинейные паруса. Алтарные пространства перекрыты гранеными полусомкнутыми сводами, зимняя трапезная имеет коробовые сводчатые покрытия. Ярусы колокольни перекрыты плоскими конструкциями. Сама колокольня относится к типу “восьмерик на четверике”. Алтарь, храм и трапезная имеют одноглавые верха, установленные на высокие барабаны, из которых центральный – световой.

В интерьере второго этажа (летняя церковь) доминирует двухсветный храм, открывающийся в алтарь и трапезную широкими арочными проемами”.

Первыми документами, которыми мы располагаем в отношении Вознесенской церкви, были замечания архитектора А. Суворова, который, находясь в Тюмени в 1840-х годах, обратил свое пристальное внимание на аварийное состояние двух, между собой похожих как в основании, так и в размерах, колоколен Воскресенской* и Вознесенской церквей. Он отмечал: “Имея значительную высоту двух указанных колоколен, которые с годами приобретают постепенное падение на запад, где впоследствии в их стенах образовались серьезные трещины. Естественно, невмешательство может причинить в дальнейшем серьезные последствия для этих церквей. Вероятно, только в уменьшении их высоты можно облегчить тяжесть для фундамента и остановить их падение и к тому же они приобретут благовидную наружность верхней части”.

В 1840-м году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался.

С момента постройки Вознесенской церкви в ней находились два иконостаса: на верхнем этаже (главный) – в честь Вознесения Господня и в нижнем – во имя Великомученика Георгия Победоносца. Позднее, к последнему были пристроены и освящены в 1874 году еще два придела, по плану и фасаду утвержденные епархиальным начальством от 21 октября 1865 года: с правой стороны – в честь Преображения Господня, по завещаниям купца И.В. Оконишникова, и с левой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, купца и одновременно церковного старосты этого прихода Е.А. Котовщикова. Примечательно, что иконостасы двух приделов были под заказ изготовлены и привезены из Москвы.

В 1856 году основные события Вознесенского прихода перемещаются на приходское (парфеновское) кладбище. Здесь братьями купцами Иваном и Федором Диаконовыми осуществляется беспрецедентное решение строительства большой каменной церкви с предполагаемыми названиями: во имя Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская, и во имя Трех Святителей. В 1857 году, после освидетельствования местности Тобольским Губернским Правлением, началось строительство храма, которое закончилось в августе 1862 года, получившее впоследствии название – Трехсвятительская. С момента ее открытия богослужения совершались преимущественно в “двунадесятые” праздники, а в летний период – иногда по воскресным дням. В 1930-м году церковь была закрыта, а через два года в ней был организован клуб по прокату кинофильмов, затем склад колхоза “Красный Октябрь” и пекарня райпотребсоюза. В апреле 1988 года по просьбе верующих храм был передан общине и начал восстанавливаться, и уже с июля 1990 года силами его настоятеля священника Сергия Кистина и служителей церкви в приходе совершаются богослужения.

В 1856 году Е.А. Котовщиковым было направлено в Тюменскую Духовную Консисторию письмо с чертежами для нового иконостаса в приделе Великомученика Георгия. Вскоре последовало разрешение, и в феврале 1864 года произошло его освящение.

В сентябре 1859 года ветхий Георгиевский иконостас, по просьбе верующих, передается в новый деревянный храм (Крестовоздвиженский) села Еременское Тавдинской волости.

В 1861 году церковным старостой и прихожанами осуществляется капитальный ремонт Вознесенского храма и ее прилегающей территории. Произведены штукатурка и побелка внутри и снаружи здания, колокольни и каменной ограды; замена крыши и водосточных труб, а также ряд других текущих работ.

В 1865 году был утвержден в Духовном Правлении проект расширения Вознесенской (Георгиевской) церкви, где предусматривалось сооружение к северной стене притвора колокольни небольшого двухэтажного помещения. Вместо него в 1874-м году появился северный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный одновременно с южным. Возможно, тогда же была сооружена и крытая паперть в виде четырехколонного портика.

В результате реконструкции Вознесенский храм к концу XIX в. принял еще более внушительный вид над всем левобережьем реки Туры. Расположенные на одной оси три купола представляли острую форму и многоярусное завершение в виде восьмигранного фонарика. Первый ярус колокольни соответствовал по высоте второму ярусу трапезной, второй – высоте кровли трапезной, а основной (третий) – был высоким и имел слегка сужающую кверху форму.

В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения.5 Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений.

В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.

Со второй половины XIX в. почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы. 1 октября 1890 года состоялось открытие при Вознесенском храме первой духовной школы в два отделения: для мальчиков и девочек. Это событие происходило в торжественной обстановке. Благодаря описанию его местным священником К.А. Беллюсовым, нам предоставляется возможность более подробно познакомиться с этим торжеством. Спустя 13 лет (в 1903 г.) в приходе существуют уже шесть начальных школ: двухклассное городское (женское), четырехклассная церковная приходская школа, смешанное училище (мужское и женское) от Министерства Народного Просвещения в д. Мыс и две школы в деревнях Яр и Парфенова.

Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 году Вознесенский храм являлся первым среди других церквей города по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. В оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 год при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход с ее приписными деревнями являлся самым большим среди других в городе.

В 1894 и 1907 годах в Вознесенской (Георгиевской) церкви состоялись духовные торжества: первое – по случаю 50-летнего юбилея священнослужителя и духовника городского духовенства священника П.Т. Машанова и второе – чествование по поводу 25-летия священнической деятельности настоятеля священника М.И. Иноземцева.

В 1913 г. в приходской деревне Мыс, по инициативе местных жителей, была построена часовня в честь Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”. Дальнейшая ее судьба нам не известна, однако в 2000 году по инициативе В.П. Салмина, председателя молитвенного здания, и его братьев была построена и освящена 15 марта новая часовня, но уже под другим названием – во имя Рождества Богородицы.

С приходом в России пролетарской власти для Православной Церкви начался новый период, который ознаменовался нечеловеческой жестокостью по отношению к иерархам, священнослужителям и верующим. То, что происходило тогда, можно справедливо назвать войной против собственного народа. Жертвами тайных расстрелов стали десятки тысяч человек, единственная вина которых состояла в том, что они жили в собственной стране.

В 1920-м году, в гарнизонном клубе (бывший дом Просвещения), слушалось дело священника Вознесенской церкви А.Г. Страхова и группы верующих. Их обвиняли “в неподчинении распоряжениям советской власти по сдаче церковных метрик гражданским учреждениям и саботировании декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Трибунал приговорил “ослушавшихся” к разным срокам заключения: от одного года до шести. Последний срок был применен в отношении настоятеля, как вдохновителя беспорядков. (Вероятно, в отношении А.Г.Страхова приговор не был приведен в исполнение, поскольку через два года он становится секретарем епархиальной комиссии “Живая церковь” при этом же храме. -В.К.)

Новая власть понимала – чтобы русский народ беспрекословно выполнял все требования ее системы, необходимо уничтожить Церковь и все, что могло бы о ней напоминать. В 1922 году начался “демонический поход” на Церковь во всей России, предусматривавший поголовное изъятие церковных ценностей: от священных предметов до богослужебных книг.

Сначала Вознесенский храм лишили дома с его постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем в апреле началось изъятие церковного имущества, которое должно было завершиться именно до праздника Пасхи, чтобы показать, что грабители ни перед чем не остановятся для того, чтобы осуществить задуманное.

Итак, с 8-го апреля 1922 года экспроприационная комиссия приступила к фактическому изъятию ценностей из Вознесенской (Георгиевской) церкви. Из выписки Тюменской Губкомиссии свидетельствует, что за два дня было изъято: серебра 10 пудов 4 фунта 67 золотников, одна золотая розетка в 3 золотника, 47 алмазов (неценных камней) на 30 золотников 12 долей.*

С протестом против произвола большевиков выступали верующие практически всех церквей, впоследствии ставшие предметом нападок тюменских чекистов.

Первая четверть XX в. в российской истории ознаменовалась рядом глубочайших социальных потрясений. Не обошли они стороной и Русскую Православную Церковь. Этот кризис выразился, прежде всего, в движении обновленчества.

Вознесенская церковь становится местом развития этого движения. Настоятель (с 1921 года) В.А. Марсов до 1912 года являлся благочинным церквей города, в 1918-м он член Тюменского Епархиального Совета, с 1922 года – председатель комиссии “Живая церковь”, в 1923 году – Уполномоченный ВЦУ. Вторая личность не менее интересна. Служитель того же храма – А.Г. Страхов. С 1901 года – псаломщик, через четыре года – диакон, с 1907 – священник, а с 1922 года – секретарь Тюменской Епархиальной комиссии “Живая церковь”.

Новая власть ставила своей главной политической задачей, совместно с кампанией по изъятию ценностей, внесение раскола в ряды духовенства, взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто поддерживали ее.

В 1923 году, в сентябре, в отдел Тюменского губисполкома поступило заявление от члена 2-го Всероссийского Поместного Собора “Живая церковь” В. Марсова о перезахоронении останков митрополита Филофея Лещинского, находившихся в притворе Свято – Троицкого собора Тюменского монастыря для предания их земле, но уже в новом месте. Президиум постановил: “Разрешить церковному Совету Вознесенской церкви передачу останков митрополита Филофея ”. 17 сентября в 4 часа вечера началась раскопка могилы, а утром 18-го в шесть часов перенесение останков в Заречную Вознесенскую церковь.

К концу 20-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени проводится кампания по закрытию всех религиозных объединений и передачи их молитвенных зданий Горкомхозу для использования на культурные нужды города.

Просматривая документы Президиума Тюменского Окрпрофбюро и других организаций, которые имели хоть какое-нибудь отношение к этой акции, невольно поражаешься, с какой скоростью и злобной ненавистью они это делали. В докладе т. Саломатова находим: 1) “…Городской Совет в вопросе выполнения наказа избирателей об изъятии церквей под культурные мероприятия допустил большую медлительность…”; 2) “…Провести в жизнь постановление общих собраний о снятии колоколов со всех церквей и передачи их на дело индустриализации страны” и т.д.

Тюменский Горсовет, как бы отчитываясь, предпринял конкретные шаги по закрытию всех молитвенных зданий города. В первую очередь был составлен акт обследования культовых помещений на предмет их дальнейшего использования, затем принимаются один за другим постановления, ускорившие расторжение договоров на аренду церквей, якобы за невыполнение их верующими основных положений. 28 декабря был расторгнут договор с Вознесенской церковью, которая передавалась под рабочий клуб “Кожевников и химиков”.

Хотя решение Президиума Городского Совета о расторжении и передаче молитвенного помещения под клуб было принято в декабре, его вмешательства во внутренние дела церкви происходили и раньше. Например, 23 июля 1928 года в Городской Совет поступает заявление с жалобой на приходской совет Вознесенской церкви от одного ярого атеиста. Суть его в том, что церковный причт не разрешил установить на куполе храма антенну для радиолюбителя.

В период с 1930 по 1946 годы с некоторым перерывом в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-шубного завода и только 5 июля 1976 года Вознесенская (Георгиевская) церковь берется под государственную охрану, как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. В том же документе указано, что Вознесенская церковь вновь передается овчинно-шубному заводу, а последний, в свою очередь, использовал ее под склад.

Спустя 66-лет после закрытия и использования не по назначению, молитвенное здание 24 июня 1996 г. передается Тобольско–Тюменской епархии. В 1999 году образовывается церковный совет из 20 человек.

Сегодня в Вознесенском храме регулярно совершаются богослужения, продолжаются реставрационные работы, приход храма живет полноценной жизнью и развивается…

(В подготовке материала использованы статьи В.А. Курмачева и Н. Боталова, опубликованные в «Сибирской Православной газете») 

xn----ctbbdajacbnrcnfh1bcngd6bncl.xn--p1ai

Святыни

К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь.

И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского.

Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него, как семейная реликвия. Эта икона было очень темной. 

После того, как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления.Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы.

Образ св. Иоанна Тобольского передан наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игуменом Арсением (Посновым). Обретение этой иконы сродни чуду. Игумену Арсению принесли три черные доски, найденные в хлеву. Оказалось – это старинные иконы. Одна из них – с ликом Иоанна Тобольского. Когда эту икону почистили и поставили в храме, она начала осветляться и обновляться. Сейчас – это местночтимая святыня нашего храма.

Святые Феодосий Черниговский и Иоанн Тобольский были современниками другого святого  –  святителя Филофея Лещинского, мощи которого почивали в нашем храме под спудом.

Митрополит Филофей – легендарная личность в истории русской православной церкви. Он был назначен митрополитом Тобольским в 1702 г. За годы служения привел к православной вере более 40 тысяч язычников – ханты, манси, якутов и построил 37 церквей. Святитель Филофей совершал миссионерские походы в самые отдаленные северные уголки. Зачастую рискуя жизнью, нес своей пастве просвещение и слово Божие. Петр Великий высоко ценил митрополита Филофея за его преданность православной вере и радение за Россию. Лишь в 1720 году митрополит, по состоянию здоровья, отошел от дел и смог полностью посвятить себя жизни монаха-схимника.

С именем Филофея Лещинского тесно связана история Тюменского Свято-Троицкого монастыря. Он построен в 1612 году на высоком берегу Туры. Митрополит с особым теплом относился к этой обители. Его заботами монастырь и храмы при нем, бывшие изначально в деревянном исполнении, стали белокаменными. Приняв схиму с именем Феодор, он поселился в этом монастыре и завещал похоронить себя на пути к храму, «дабы прихожане попирали ногами прах» его. В мае 1727 года святителя Филофея (в схиме Феодора) похоронили напротив западных дверей Троицкой церкви на территории Свято-Троицкого монастыря. Схимитрополита Феодора и при жизни многие прихожане считали святым (говорят, он обладал даром предвидения), обращались к нему со своими проблемами, шли за советом, а после смерти поток прихожан, желающих поклониться его мощам, еще увеличился. Верили, что мощи обладают чудотворной силой. В годы Советской власти, когда началось гонение на церковнослужителей и разорение храмов, Вознесенско-Георгиевскую церковь захватили «обновленцы». По-другому, раскольники. Заручившись поддержкой властей, они выкопали гробик с мощами у Троицкой церкви и перезахоронили его в «своем» храме. Позже мощи Филофея Лещинского были переданы в музей атеизма и, как гласила официальная версия, за невостребованностью духовенством, сожжены. Долгие годы считалось, что они утеряны безвозвратно. Изучая архивные документы, нынешний наместник Тюменского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Тихон (Бобов) обнаружил свидетельство, что в сожженном коммунистами гробике находились вещи, принадлежащие митрополиту, а человеческих останков в нем не было. Появилась надежда, что мощи уцелели. Только где же их искать? И вот происходит событие, которое иначе, как чудом не назовешь. Не даром сказано: «ищите, да обрящете». В 2003 году к отцу Тихону пришла пожилая женщина – дочь бывшего благочинного Тюмени, протоирея Александра Сычугова Ариадна. Она передала священнику письменное завещание своего отца, в котором сообщалось, что мощи митрополита Филофея захоронены у левой колонны нижнего престола Вознесенско-Георгиевского храма (храм имеет четыре престола – три нижних и один верхний, расположенный на втором этаже). В это время здание церкви, которое признали памятником архитектуры 18 века, уже было возвращено Тобольско-Тюменской епархии, и в нем началась реставрация. Работы предстояла масса. Ведь более 60 лет здание использовалось не по назначению – в последнее время в стенах храма находились склады кожевенно-меховой фабрики. Требовалось укрепление фундамента, в котором обнаружилась трещина – последствие взрыва колокольни в 30-е годы прошлого века. Не сразу искателям удалось обнаружить склеп с мощами святителя – он оказался чуть в стороне от места первоначальных раскопок. В какой-то момент уже показалось, что поиски не дадут результата. Но тут архимандрит Тихон пришел и указал точное место, где нужно копать. Как это открылось наместнику Свято-Троицкого монастыря, неизвестно. Отец Тихон об этом не говорил. Эти события произошли в 2006 году. На рассвете, 21 октября, останки Филофея Лещинского были перенесены на место первоначального захоронения – к Троицкой церкви. Тем самым была исполнена последняя воля митрополита.

Удивительно в этой истории и то, что тайна захоронения останков митрополита Филофея, которого по праву считают святым защитником Тюмени, более 80 лет сохранялась потомками протоиерея Сычугова, переселившимися в Новосибирск.

xn----ctbbdajacbnrcnfh1bcngd6bncl.xn--p1ai

Вознесенско-Георгиевская церковь (Тюмень) - это... Что такое Вознесенско-Георгиевская церковь (Тюмень)?

Вознесенско-Георгиевская церковь в Тюмени находится в Центральном административном округе города на берегу реки Туры.

История

Церковь была возведена на левом берегу Туры на средства прихожан в 1798 г. Здание церкви было каменным двухэтажным с колокольней и двумя престолами: на первом этаже — в честь святого великомученика Георгия, на втором этаже — в честь Вознесения Господня.

В 1870 г. к церкви с правой стороны был пристроен придел в честь Преображения Господня на средства, завещанные тюменским купцом И. В. Оконишниковым, а с левой стороны — придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы — на средства купца 1-й гильдии Е. А. Котовщикова. К церкви также были приписаны деревянная часовня «Во имя святых апостолов Петра и Павла» в деревне Яр, а также церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в деревне Мыс и Трехсвятительская, находившаяся на Заречном кладбище Тюмени.

После Октябрьской Революции в 1929 г. церковь была закрыта, а её здание начало использоваться как клуб кожевенников и химиков. В 1934—1935 гг. в нём располагалось общежитие учащихся школы шоферов и комбайнеров Тюменского сельскохозяйственного техникума, а впоследствии здание было передано Тюменскому овчинно-шубному заводу.

5 июля 1976 г. Тюменский облисполком постановил считать здание Вознесенской церкви памятником истории и культуры местного значения.

Через двадцать лет, в 1996 г., здание церкви было передано передано Тобольско-Тюменской епархии, а в 2001 г. в церкви начинают проводить богослужения. В 2003—2005 гг. на частные пожертвования была восстановлена колокольня храма, был возведён купол и подняты колокола. 21 октября 2006 г. были обретены честные мощи просветителя Сибири митрополита Тобольского Филофея (Лещинского).

В 2006 г. церковь вошла в программу реставрации памятников архитектуры, начались работы по её восстановлению.

Церковь сегодня

В церкви проводятся богослужения. Настоятелем храма служит иерей Максим Иванов, священником — иерей Андрей Ефремов. Здание церкви проходит реставрацию.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также