Типичные ошибки семейного воспитания


12 ошибок семейного воспитания.

В каждой семье есть обычаи и традиции, интересы и уникальный опыт воспитания. Каждый родитель хочет быть идеальным и старается воспитать своего чада, опираясь на собственный опыт. К сожалению, нет специальной инструкции по воспитанию детей, однако выделяют типичные ошибки семейного воспитания, ознакомившись с коими вы сможете избежать неудачи.

 Применение физического насилия.

Почему-то некоторые взрослые считают, что воспитание методом “кнута” эффективно. Однако, нередко дети начинают просто бояться своих родителей. Частенько дети, подвергшиеся физическому воздействию, вырастают агрессивными, замкнутыми и с травмированной психикой. В таких семьях обычно фигурирует отрицательная и неблагоприятная обстановка.

Зачастую родители хотят реализовать свои мечты и желания, не желая видеть индивидуальные способности ребенка. Младенец, когда рождается, заявляет о своих желаниях непромедлительно. Он кричит, стучит, грызет и т.д. В школьном возрасте детям навязывают чужое мнение и желания. Очень важно воспитать ребенка так, чтоб он мог высказывать свое желание и отстаивать его.

 Чрезмерная любовь, излишнее баловство.

Обычно долгожданные или поздние дети очень избалованы и капризны. Родители готовы дать всё малышу, лишь бы он улыбался. Как ни странно, это является огромной ошибкой. Из таких чад вырастет типичные эгоисты. Поверьте, если вы скажите своему ребенку твердое “НЕТ”, он не перестанет Вас любить!

 Неограниченная свобода

Одним из недостатков в воспитании  является отсутствие всех запретов. Бывает ситуация, когда родители стараются что-то запретить при помощи различных условий, когда нужно проявить твердость. Простой пример: в магазине ребенок требует купить игрушку, мама объясняет, что такая уже есть. Тогда дитя начинает истерить и кричать, и мама сдается. Такое поведение крайне неправильное, теперь ребенок уверен, что может добиться всего нытьем.

 Сомнения в успехе ребенка.

Самыми главными судьями для ребенка являются родители. Зачастую из-за сомнений или безразличия взрослых дети не добиваются успехов. Порой просто потому что не видят поддержки со стороны близких. Рождаются сомнения и у ребенка, а затем и желание добиваться положительных результатов. Поощрения и вера в успех — это самая сильная мотивация не только для ребенка.

 Сверх ожидания или излишняя требовательность.

Малыш, которому ставили слишком высокую планку, требовали столько, сколько он не сможет сделать, переживает сильный стресс. Например, школьник получил четверку, его похвалили, “Умница! Ты получил хорошую оценку, но в следующий раз принеси пятерку!” Ребенок старается и переживает напряжение, потому что дается ему это очень непросто. В дальнейшем самооценка падает и снижаются любые предпосылки к развитию, порой под таким давлением ребенок начинает учиться еще хуже.

 Неумение разговаривать.

Общение — это процесс передачи, обмена информации, а также установление контакта между людьми. Детям очень важно открытое общение со своими родителями. Эффективная коммуникация нужна каждому члену семьи для улучшения отношения между ними. И наоборот, отрицательное общение заставляет детей думать, что они не услышаны, не поняты и не важны. Очень часто общение сводится к тому, что родители задают не сложные вопросы: “Уроки сделал? Портфель сложил? Кушал?”. Однако, сыну или дочери просто необходимо, чтобы близкие интересовались и обсуждали планы на выходные, последнюю игру, фильм и прочее. И очень важно уметь слушать с интересом, не перебивая.

 Нескончаемый эгоизм взрослых.

Родители часто прилюдно отчитывают своих детей, обсуждают их успехи и неудачи, их друзей. Это приводит недоверчивым отношениям между ними. Взрослые решают, не спросив малыша, пытаются предопределить судьбу, не учитывая точку зрения ребенка. Все это приводит к сомнению в своей важности и нужности.

 Гиперопека

Одной из распространенных типичных ошибок в воспитании детей является «чрезмерная любовь». Гиперопека выражается в:

• излишним вниманием;

• постоянном контроле;

• воздвижение достижения в категорию исключительных способностей;

• предохранении от вероятных рисков, каковые частенько бывают плодом их воображения;

• удержании возле себя, “привязывать” к личному настроению, мнению.

Плодом длительной гиперопеки ребенок не может самостоятельно принимать решение и ждет поддержки от взрослых, желает быть всегда первым и на виду, ожидает блестящего будущего и не приемлет отказ.

Запрет на собственные взгляды.

Если Вы думаете, что ребенок не прав, Вы можете лишь высказать свое мнение и предположить результат действий, но никак не стыдите своего малыша за принятие самостоятельного решения. Некоторые родители говорят, что уважают мнение своего чада, однако это происходит тогда, когда взгляды их совпадают или близки.

 Бесконечные нотации.

Нередко взрослые злоупотребляют длительными и нудными нотациями.  Слова родителей обесцениваются и не воспринимаются, а постоянные нотации вызывают отрицательную реакцию и протест.

Огромная оплошность родителей заключается в том, что они позволяют себе делать выбор в том или ином друге. Кто-то им показался не воспитанным, кто-то грубым, все же у малыша есть свое мнение на эту тему и пусть он сам выбирает с кем общаться, с кем нет. Тем не менее, оставлять без внимания не стоит. Найти золотую середину — наблюдать и давать советы дружеским тоном.

Для ребенка ценно, когда Вы можете выслушать его, а иногда и поругать, главное не срываться на них и всегда быть рядом. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойно предъявлять свои требования и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам.

detiivzroslie.ru

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей, все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения – все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций. Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность в этом плане представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывающими о том, что взаимоотношения эти всегда имеют воспитательный характер.

При анализе родительского отношения к детям многими психологами выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему.[1] Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка. Так, например, отсутствие должного контроля за поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств формирует истерические черты характера. Те же последствия возникают и при безразличном отношении по типу ''отвержения''[2]. Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой – могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство[3]. Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к случаям бегства из дома, бродяжничества, во время которого часто совершаются проступки[4].

Исследования психологов по проблемам семьи свидетельствует о том, что искаженные родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений родительско-детских отношений. Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к семьям родителей супругов – бабушек и дедушек, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи, - к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций, у них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и, вследствие этого, не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие. Естественно, проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин, однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

Первая группа педагогических ошибок родителей – неправильные представления об особенностях проявления родительских чувств.

Пожалуй, самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.

Рассматривая ребенка как личную и частную собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от занятий с ним, предоставляя ему полную свободу. При этом они могут искренне верить в то, что делают это исключительно для его же блага, помогают ему в жизненном становлении. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить что-то в деформированной личности ребенка бывает практически невозможно.

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека («потворствующая гиперпротекция», или воспитание по типу «кумира семьи»). Гиперопека выражается в стремлении родителей: 1) окружать ребенка повышенным вниманием; 2) во всем защищать его, даже если в этом нет реальной необходимости; 3) сопровождать каждый его шаг; 4) предохранять от опасностей, которых нет;    5) беспокоиться по любому поводу и без повода; 6) удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам; 7) обязывать поступать определенным способом.

Ограждая детей от любых трудностей и скучных, неприятных дел, потворствуя их прихотям и капризам, родители по сути не воспитывают их, а прислуживают им. Все это может дополняться преувеличением их способностей и талантов, и дети растут в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. Таким способом прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, ожидание блестящего будущего. Но когда этого не случается, то кризис неизбежен. Одни пытаются взять все желаемое силой, любыми незаконными средствами. Другие сникают и считают себя несчастными, обманутыми, ущемленными. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, и прежде всего от родителей; развивается так называемая «выученная беспомощность» - привычка, условно рефлекторная реакция на любые препятствия как на непреодолимые. Возможен и иной печальный исход. Мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя могут со временем озлобить детей, а, возмужав, они поднимают бунт против притеснения и если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.

Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна, прежде всего, не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко заостренную потребность в привязанности и любви. По мнению специалистов,[5] важную роль в данном случае играют факторы, связанные с детством самих родителей, и в первую очередь матерей (согласно исследованиям психологов и врачей, матери больше склонны опекать детей), многие из которых сами выросли в семьях без тепла и любви. Поэтому они бывают полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, но «перегибают палку», все это приводит к возникновению чересчур заботливого отношения к ребенку.

Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги по поводу состояния здоровья ребенка, если его рождение сопровождалось какими-либо осложнениями или в младенчестве он часто страдал хроническими, а иногда и опасными для жизни заболеваниями. В таких случаях гиперопека в период болезни является разумной мерой, трудности же возникают в результате того, что она продолжается и после выздоровления.

Нередко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в «сокровище» - мерило родительского престижа, хрупкую и бесценную вещь, которую надо хранить «под колпаком» от всех заведомо вредных воздействий внешнего мира.

Важным фактором, способствующим возникновению гиперопеки, являются семейные отношения. Отцы гиперопекаемых детей обычно бывают покорными людьми, и почти не принимают участия в жизни семьи. Неудовлетворенная своими отношениями с мужем, мать может искать какую-то компенсацию того, что не дает ей брак, в подчеркнуто близкой связи с ребенком, выливая на него всю свою энергию. Доминирующая в семье мать непроизвольно стремится к созданию зависимости у детей. Здесь срабатывает психологический механизм не столько «привязывания», сколько «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.

За гиперопекой часто скрывается сильная враждебность по отношению к ребенку. Поскольку чувство это неприемлемо и связано с переживанием вины, оно вытесняется в подсознание. Некоторые неудовлетворенные и разочарованные родители боятся, что их враждебность или неприятие ребенка может привести к тому, что с ним случится что-то ужасное. Когда мать неосознанно «борется против» чувства антогонизма по отношению к собственному ребенку, она может реагировать на это гиперопекой и избыточной заботливостью, как бы доказывая себе, насколько сильно она на самом деле любит его. Это особенно вероятно тогда, когда чувства любви и ненависти сосуществуют друг с другом. В таких случаях родители не могут признать в себе возможность существования ненависти по отношению к тому, кого они в то же время любят. Подобного рода неоднозначность является очень распространенной формой переживаний и сама по себе совершенно нормальна. Именно реакция на эти чувства ведет к нарушеннию адаптации, что и проявляется в данном случае в форме гиперопеки.

Иногда гиперопека мотивирована тревогой собственного одиночества у родителей и навязчивой потребностью в психологической защите скорее себя, чем ребенка.

Гиперопека может непосредственно возникать в результате каких-то психических нарушений у матери. Такие нарушения приводят к аномальной «потребности» матери в зависимом положении ребенка. Так, М. Раттер приводит пример подобного рода гиперопекающего поведения матери, которая страдала шизофренией[6]. Она настаивала на том, чтобы спать в одной постели с сыном, и не могла вынести мысли о том, что он когда-нибудь вырастет. Каждую ночь она ложилась спать, держа его руку. Такое поведение развилось в результате нарушений ее мышления и других психических функций. Периодически, во время обострения ее болезни, она приводила ребенка в клинику как бы для того, чтобы пожаловаться на переживаемые сыном трудности. На самом деле таким образом она пыталась выразить свои почти бредовые мысли в отношении сына и в завуалированной форме просить помощи для себя.

Каждый ребенок рано или поздно должен вступить в самостоятельную жизнь. И чем больше его до этого опекали, защищали, тем меньше он будет подготовлен самостоятельной жизни, тем труднее ему будет справиться с множеством сложных явлений, которыми так богата жизнь.

К такому же негативному результату в развитии личности ребенка может привести педагогическая позиция родителей противоположного характера – строгая, до жестокости, власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие – наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: ставят в угол на колени, грозят милицией и бьют самыми различными способами. К сожалению, жестокое обращение с детьми является довольно распространенным, и особенно в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям становится чуть ли не нормой жизни. В этом плане имеет смысл обратиться к определению понятия «жестокость» применительно к рассматриваемым нами вопросам, потому что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии до сих пор нет единого мнения относительно объяснения механизмов жестокого поведения и насилия. Сами эти понятия являются до настоящего времени скорее житейскими (т. е. интуитивно ясными), нежели научными. Тем не менее в современной психологической литературе встречается следующая трактовка жестокости как одного из видов агрессивного поведения. «Жестокость можно понимать как агрессивное поведение, наносящее большой ущерб жертве и совершаемое без переживания жалости или сочувствия со стороны субъекта этого поведения. Жестокость понимается также как черта характера человека и в этом случае она предполагает, в первую очередь, бесчеловечность, отсутствие гуманности. Если агрессия присуща и животным, и человеку, то жестокость – только человеку. Жестокость предполагает также насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям».[7]

Различают 4 основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми[8]:

1. Физическое насилие.

2. Сексуальное насилие или развращение.

3. Психическое (эмоциональное) насилие

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в их развитии.

К физическому насилию относятся также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

С учетом того, что телесные наказания чаще всего встречаются в воспитательной практике родителей из неблагополучных семей, особенно с открытой формой неблагополучия, остановимся на некоторых психологических моментах этого средства дисциплинирования ребенка.

Как известно, к наказаниям родители чаще всего прибегают в тех случаях, когда хотят добиться от детей послушания и беспрекословного следования предъявляемым требованиям, полагая, что это самое действенное средство воспитания и контроля за дисциплиной. И попадают в ловушку собственных заблуждений.

Известный американский специалист в области детской психологии и психиатрии Росс Кэмпбелл считает, что главная опасность использования физических наказаний как средства контроля за поведением состоит в том, что оно, во-первых, резко облегчает чувство вины, во-вторых, - может привести к отождествлению себя с агрессором[9].

Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и унижению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка – это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Без основ безусловной любви ребенок не сможет пройти все фазы развития, особенно отождествление себя с родителями, что искалечит формирование здоровой психики и самооценки.

Многие считают культивирование чувства вины нежелательным и забывают, что у него есть и важный положительный аспект. Когда чувство вины слишком угнетает человека – это вредно, но в разумной степени оно является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания. Нормальное, здоровое самосознание, позволяющее ребенку разумно ограничивать свое поведение, гораздо эффективнее палочной дисциплины, вызывающей страх, гнев и возмущение.

Одним из негативных последствий телесных наказаний является отождествление себя с агрессором. Это также психологический механизм, позволяющий избежать чувства вины. Ребенок становится на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Потом, когда ребенок вырастет и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве. Использование телесных наказаний (или угроза их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Родителям не следует забывать и о том, что физическое наказание действенно только к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться именно его, старается вести себя «прилично» только в присутствии этого лица, не соблюдая требования приличия в отношении других людей. Эффективность наказаний во многом зависит от глубины переживаний. Суть их не в том, чтобы покарать ребенка, а в том, чтобы побудить его пережить, прочувствовать проступок, предотвратить его в будущем. Если эта цель достигнута, то наказание приносит пользу.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого;

б) не может в полной мере предвидеть негативные для себя последствия сексуальных действий.

И что самое удивительное, многие дети и даже подростки, становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, не считают это насилием. Психологи объясняют подобное детское заблуждение тем, что в условиях семейного неблагополучия ребенок чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Проявление сексуального интереса к нему со стороны более старших членов семьи расценивается им как особая благосклонность: он чувствует себя важной персоной, потому что взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят[10].

Наиболее часто встречаются проявления психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой формой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) довольно нередкое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия по отношению к детям) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности.

В основе жестокого обращения родителей с детьми могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего родители, как и их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне. Автор позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиан[11] считает, что обычно жестоко обращаются с детьми родители, задавленные тяжестью задачи воспитания своих детей. Если проследить цепь событий, ведущую к жестокому обращению, можно обнаружить почти типичную ситуацию: ребенок делает что-то, что родители считают проступком. Он может плакать в то время, когда отец смотрит по телевизору любимую спортивную передачу. Или ребенок приводит в беспорядок свою комнату, тогда как мать гордится, что дом ее похож на обложку журнала. Или пачкает брюки, а мать приравнивает это к непослушанию и нечистоплотности. Или играет на улице с друзьями и поздно приходит домой.

Во всех этих ситуациях ребенок совершает преступления против системы ценностей его родителей. Стороннему наблюдателю то или иное нарушение может показаться мелким, но в представлениях родителей оно имеет такую большую угрозу, что они считают необходимым реагировать на нее с применением физической силы. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, учтивость, достижение, чистоту и т. д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих гиперреакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком. Драматизм ситуации в том, что родители, в реальности имели лучшие намерения, но оказались в плену своих ригидных представлений. Между тем достаточно было бы освободить их от ощущения, что их ценности находятся под такой угрозой, и тогда они могли бы прореагировать на свои тревоги иначе, чем битьем. Бить детей, - считает Н. Пезешкиан, - не выражение родительской силы, а проявление беспомощности, которую родители не могут признать[12].

В связи с тем, что проблема насилия в семье в последнее время вышла за пределы отдельных квартир и попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам-психологам, социологам, работникам правоохранительных органов с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. От насилия в семье в первую очередь страдают дети. Согласно данным МВД[13], родители ежегодно избивают два миллиона детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более 50 тысяч детей убежали из дома. Страшна не статистика сама по себе, а то, что за закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души детей.

С момента возникновения человеческой цивилизации дети считались собственностью родителей, чем в некоторой степени и объясняется жестокое отношение к ним. Детоубийство для многих поколений было общепринятой практикой. От нежеланных детей и младенцев с врожденными пороками регулярно отказывались еще в Вавилоне, Древней Греции и Древнем Риме. Даже в Англии в раннюю эпоху законы оправдывали за детоубийство, если оно совершалось в первые дни после рождения ребенка. И только во второй половине XX века во многих странах стали приниматься специальные законы, обязывающие сообщать о фактах жестокого обращения с детьми, чем было подтверждено, что жестокость по отношению к ребенку – это серьезная социальная проблема.

Свою задачу в рамках данной работы мы видим в том, чтобы более подробно остановиться на тех психологических факторах, которые способствуют жестокому обращению с детьми в настоящее время, а также рассмотреть основные (типичные) причины родительской жестокости и отсутствия заботы о ребенке.

Как свидетельствуют исследования зарубежных авторов,[14] число случаев жестокого обращения с детьми в крупных городских районах гораздо выше, чем в небольших городах, пригородах или сельской местности. Среди рабочих, занятых физическим трудом, уровень применения насильственных действий по отношению к детям на 45% выше, чем среди служащих. Люди, имеющие более высокий уровень образовательной подготовки, более агрессивны к детям, при этом формы их насилия носят «утонченный» характер.

Жестоко относящиеся к детям люди настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить потребности своих детей. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии. Тем не менее, существует ряд типичных психологических причин родительской жестокости, на которых остановимся более подробно.

1. В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого члены семьи, в том числе и супруги, пытаются спроецировать все свои проблемы. Его считают особенным, отличающимся от других: либо слишком активным, либо чересчур пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, считаться злым, иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет несвоевременно.

2. Критическая ситуация в семье или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важное для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении.

3. Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которые налагают на них материнство или отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у них не были сформированы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального воспитания, который они испытывали в столь значимые для их личностного развития годы, ограничил их способность относиться к себе с уважением и взаимодействовать с другими.

4. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что в раннем детстве, да и в дошкольном возрасте, дети не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимости новых действий, инертности временных нервных связей в коре больших полушарий. А родители могут ожидать сиюминутного подчинения, беспрекословного выполнения требования, оказывая на ребенка непосильное для него давление. Основные психические напряжения и «трудное» поведение появляются у ребенка чаще всего в так называемые критические (кризисные) периоды его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической, духовной и нравственной структуре формирующейся личности. И чем раньше родители разберутся в этой обстановке, тем меньше вероятности для возникновения напряжений и деформаций в психических и нравственных отношениях ребенка, тем меньше он нуждается в «силовых» методах воспитательного воздействия со стороны родителей.

5. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, до 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к детям, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.

6. Весьма типична для семей, в которых царит семейное насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью. Присущее им недоверие ведет к отрицанию попыток со стороны соседей наладить с ними сотрудничество.

7. В современном обществе во многих семьях физическое насилие приобретает систематический и хронический характер. Каждый год, по крайней мере, один ребенок из ста страдает от побоев родителей и не менее 40% детей хотя бы один раз испытывали побои в детстве. Трое из ста детей страдают от применения родителями огнестрельного и холодного оружия.

Нельзя не упомянуть о подростковой беременности, которая имеет серьезные последствия. Причины, побуждающие многих подростков иметь ребенка, обычно бывают связаны с отсутствием эмоциональной привязанности в семье, где наблюдается трагическая ситуация разрыва поколений. Психологи называют это «семьи с напряжением». Сама атмосфера в них неблагоприятна, часто накалена: там нездоровый психологический климат, там все вместе и каждый по отдельности чувствуют себя неуютно. И дети бегут искать любовь «на стороне», если ее не хватает дома. Подростки хотят найти предлог, чтобы либо уйти из дома, либо надеются, что ребенок удовлетворит их потребности в любви и эмоциональной поддержке. Согласно статистике, только в Москве ежегодно происходит 6 тысяч родов и делается 8 тысяч абортов среди несовершеннолетних. Но это только те, что проведены в государственных клиниках. Есть основания предполагать, что реальная цифра значительно больше.[15]

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке, получила название “гипоопеки” или “гипопротекции”.

В результате гипопротекции ребенок переживает дефицит защиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, ощущает одиночество и беспомощность в преодолении трудностей – в том числе даже тех, с которыми он, при поддержке со стороны родителей, легко бы справился.

Крайней формой проявления гипоопеки является отсутствие всякого ухода за детьми (чаще всего встречается в алкогольных семьях). Но, пожалуй, особого внимания заслуживают семьи, в которых дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются. Ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются как его огорчениями, обидами, так и успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка, потому что родители не только не любят своих детей, но и тяготятся ими. Независимо от поведения ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недочеты, и на него сыплется град замечаний и упреков, иногда родители могут прибегать и к физическому насилию. Когда детям постоянно напоминают, что они плохие, неумелые, несообразительные, ленивые, противопоставляют их другим, то они могут вырасти робкими, забитыми, неуверенными в себе, с пониженной самооценкой. Это помешает им раскрыть свои способности в жизни.

При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей, и замедлится их психическое развитие. Кроме того, если ребенку в раннем детстве не удалось установить эмоциональные связи со взрослыми, то в более старшем возрасте он встретится со значительными трудностями. Способность к эмоциональному отклику формируется с первых месяцев жизни, и, естественно, особая роль в этом принадлежит родителям, которые должны научить ребенка радоваться и огорчаться, сочувствовать и сопереживать.

С чем могут быть связаны особенности гипоопекающей позиции родителей? Причин здесь несколько. В одних случаях родителям просто никакого дела нет до детей, они заняты своими проблемами и напрочь «забывают» о родительских обязанностях. Подобное возможно в криминальных и криминально-аморальных семьях (социальное сиротство детей). В других случаях некоторые родители, пытаясь приучить ребенка с ранних лет к самостоятельности, избежать гиперопеки, впадают в крайность гипоопеки.

Иногда же родители, не желая взвалить на свои плечи бремя воспитательных проблем, пытаются декларировать идею об обособленности миров ребенка и взрослых. Нередко под это подводится ''педагогический'' фундамент – пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Свое участие в жизни ребенка они ограничивают лишь от случая к случаю формально задаваемыми вопросами о том, как обстоят дела, не дожидаясь, что ребенок поделится с ними своими переживаниями и попросит совета в отношении решения какого-то волнующего его вопроса. В данном случае причина гипоопеки более, чем серьезна – это равнодушие к судьбе ребенка. При этом равнодушные родители пытаются скрыть, замаскировать свое социально осуждаемое отношение к ребенку всевозможными показными жестами (это нередко дорогие подарки, которыми они как бы откупаются от ребенка, не занимаясь его проблемами по существу), демагогическими рассуждениями об ''избалованности'' детей, осчастливленных реальной родительской заботой. Нередко такие рассуждения служат не только для внешней маскировки, но и являются психологической защитой от собственной совести, средством самооправдания.

Родителям всегда трудно найти ''золотую середину'' в вопросах воспитания собственных детей: сохранить хрупкое равновесие между тем, чтобы быть излишне заботливым, и тем, чтобы чересчур рано требовать от ребенка самостоятельности, а наказывая его за намеренно совершенный проступок, не перешагнуть ту грань, которая отделяет заслуженное наказание от проявления насилия.

Вторая группа педагогических ошибок родителей – недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка и обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.

В начале младшего подросткового возраста у детей формируется «чувство взрослости», представление о себе как о человеке, имеющем право на собственное суждение, инициативу, независимость от мира взрослых. Переход от младшего школьного возраста к подростковому столь стремителен, что родителям нелегко уловить изменения в психике ребенка, и они продолжают его опекать и контролировать, как если бы он оставался прежним.

Родители пытаются ограничить активность, самостоятельность подростка, подчас в авторитарной форме высказывают мнения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на увлечения ребенка. Естественно, что доверие, неуважение к личности подростка способствует отчуждению детей от родителей, приводит к раздражительности и непослушанию.

Если родители не понимают потребностей детей, не хотят анализировать мотивы их поступков, приписывают им несуществующие мотивы и по ним судят ребенка, между родителями и детьми возникает смысловой барьер. Так, например, родители считают, что сын убежал с урока, потому что не хотел учиться, а не из солидарности с ребятами; покрыл проступок товарища – из трусости, потому что будет отвержен классом, а не потому, что таков его кодекс чести, и т.д. Родители должны знать, что дети живут не только в соответствии с нормами взрослых, но и в соответствии с нормами, которые сложились внутри класса или группы, с которой ребенок контактирует. Однако мир детских норм уже и строже, чем мир норм взрослых, и дети предпочитают – даже зная, что будут осуждены родителями, - жить в соответствии с этими групповыми нормами. Родители считают, что наказание ребенка за нарушение общепринятых моральных норм пойдет ему на пользу, но результат будет обратным, если не учитывать, по каким законам живет детская группа и какие сложившиеся в ней представления в первую очередь определяют поведение ребенка.

К типичным ошибкам относится нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей. Иногда родители жалуются на медлительность детей. Чаще всего такие жалобы исходят от матерей с динамичной и сильной нервной системой. Если ребенок унаследовал темперамент отца – флегматичный, медлительный (что у взрослого мужчины принимает характер основательности), то для матери сангвиника, подвижной и быстрой, это может быть источником постоянного раздражения. Такие динамичные матери норовят увлечь сына-флегматика в поход, на длительную прогулку, в путешествие – и безуспешно. Флегматик предпочитает почитать про путешествия, лежа на диване, посмотреть по телевизору мультфильмы и т.д. Как правило, у таких мам не хватает терпения и понимания позволить ребенку то, что ему хочется, и в семье возникают ссоры, взаимные недовольства.

Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу: существует мнение, что в ребенке все от природы – и с этим ничего не поделаешь. Проявления характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склонны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, агрессивными, обидчивыми. Свои убеждения родители подкрепляют аргументами, что в одной и той же семье растут совсем разные дети: один ребенок трудолюбивый, чуткий, заботливый, а другой – полная противоположность ему. В подобной аргументации скрывается очень серьезная ошибка. Несмотря на то, что дети растут в одной семье, но отношение к ним и позиции взрослых могут быть разными. Например, одного воспитывала бабушка, а другого - мать, первый был кумиром семьи, а другого родители воспитывали сами, уже будучи более зрелыми и взрослыми. Или, наоборот, старший опекал младшего и заботился о нем, а того баловали.

Характер ребенка, действительно, складывается очень рано, и его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными взаимоотношениями. Мысль о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Третья группа педагогических ошибок родителей – недооценка ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме. Поэтому очень важно, какой пример поведения демонстрировали родители своим детям. Как замечает по этому поводу М. И. Буянов, «…если мальчик подражает пьянице и дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной и грубой матери, если ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых людей, разве что-нибудь, кроме вреда, это может принести? Подавляющее большинство людей с асоциальными и антисоциальным поведением стали таковыми потому, что выбрали для себя (или просто оказались окруженными) не те объекты для подражания»[16].

Родители зачастую недооценивают этот аспект воспитательного влияния и требуют от детей того, чего не делают сами. В результате такого «педагогического» воздействия у ребенка появляется протест и чувство неуважения к родителям.

Обычно тяжелую, напряженную обстановку в семье создает неумение родителей «поделить» собственного ребенка, неумение предъявлять требования и найти единство в подходе к его воспитанию. Жизненная значимость требований состоит в том, чтобы побуждать ребенка к хорошим поступкам и вместе с тем тормозить проявление отрицательных черт и действий. Есть две группы требований: прямые и косвенные. Прямые – требование-приказ, требование-угроза, требование-запрет – рассчитаны преимущественно на подчинение детей родителям. Эти требования нередко звучат как команда, окрик и вызывают протест и внутреннее сопротивление детей.

Глубоко заблуждаются те родители, которые понимают требование как средство давления на ребенка с целью добиться беспрекословного повиновения. Жестокая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность и самостоятельность. Применение прямых требований таит в себе опасность подавления личности.

Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать правильно всегда. Такие родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в том, чтобы приневолить, а в том, чтобы побудить ребенка сознательно поступать так, как подобает.

Поэтому в процессе воспитания целесообразнее использовать косвенные требования, в которых не чувствуется волевого нажима и принуждения. Благодаря косвенным требованиям устанавливаются доверительные отношения в семье, у детей не остается тягостного сознания, что их воспитывают. Косвенные требования обладают зарядом стимулирующего воздействия, они рассчитаны на положительное начало в духовном мире ребенка. Требование-совет, требование-просьба, требование доверием, требование-намек, требование-одобрение основаны на использовании разумных доводов и на вере в его силы и возможности, поэтому с помощью косвенных требований можно добиться не слепого повиновения, а сознательного послушания.

Родители должны помнить еще об одном правиле: в воспитании нужна единая разумная линия и последовательность действий родителей. Непоследовательность предъявления требований в значительной мере подрывает авторитет родителей. Так, например, в некоторых семьях между родителями наблюдаются разногласия в понимании должного и допустимого: мать считает, что ребенок может не пойти в школу, сказавшись больным («дитя устало»), а для отца – это нарушение стереотипа, дезорганизующее ребенка, и к тому же ложь. И если родители обсуждают свои позиции при ребенке, это обесценивает для него мнение того из них, на чьей стороне безусловная правота. Если справедливые требования и замечания отца встречают поддержку матери, то создаются благоприятные предпосылки для воспитания. И наоборот, несогласованность действий родителей подрывает их престиж, приучает ребенка приспосабливаться к противоположным требованиям.

Иной раз разногласия между родителями возникают при выборе наказания за проступок ребенка: один требует строгого или жестокого наказания, другой предлагает более мягкое или не обидное для него. При столкновении с некоторыми особенностями детского развития, которые вызывают недоумение у родителей и служат источником противоречивых суждений о характере детей, матери и отцы ведут себя по-разному. Отцы, более суровые и жестокие по натуре, склонны складывающиеся трудности во взаимоотношениях с детьми объяснять именно их строптивостью и безволием. Усматривая выход в спартанском подходе к воспитанию, они нередко большой эффект усматривают в применении наказаний, в том числе и физических. Как ни парадоксально, отцовские средства «силового воспитания» действительно дают определенный результат – послушание ребенка, что служит для отцов подтверждением верности их линии. Их, как правило, трудно убедить в нежелательности постоянного использования таких методов воздействия, ведь эффект-то на лицо, чего же рассуждать? Однако послушание, которого родители так добивались посредством наказаний, является лишь внешним, послушанием из-за страха, которое не способствует созреванию личности, развитию ее инициативы и творческому подъему. Поэтому, наказывая детей, родители, во-первых, должны быть едины в поиске адекватного способа выхода из затруднительной ситуации, Во-вторых, ребенок должен чувствовать, что каким бы ни был его проступок, любовь родителей он не утратит ни при каких условиях, а наказание относится не ко всей его личности, а только к конкретному действию (в данном случае к проступку). В-третьих, воспитательные методы и средства не должны унижать чувство собственного достоинства ребенка, сочетать в себе обоснованную требовательность с тактичной формой ее предъявления. Только при этих условиях родителям удастся сохранить свой авторитет в глазах детей, а справедливость и согласованность предъявляемых ими требований будут расцениваться как норма поведения и руководство к действию.

Естественно, мы выделили лишь незначительную часть трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибок, которые они допускают в своей воспитательной практике. Тем не менее, надеемся, что знание даже этих типичных особенностей семейного воспитания поможет им избежать многих недоразумений во взаимоотношениях с собственными детьми.

Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.[17] Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критичное отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление ими своей любви к детям.

[1] См.: Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000; Соколова В.Н., Юзефович Г..Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990; Раттер М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ.; Общ. ред. А.С. Спиваковской. М., 1999; и др.

  [2] См.: Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия; Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985; Неврозы. М., 1980.

[3] См.: Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993; Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4.

[4] См.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

[5] См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М. (1999) С. 182 - 187; Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. С. 148 - 187.

[6] См.: Раттер М. Помощь трудным детям. (1999) С. 186.

[7] См.: Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психол. журн. 1993. № 6. С. 111.

[8] См.: Сафонова Т.Я., Демьяненко И.С., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: определения и индикаторы различных форм //Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993. С. 76 - 85.

[9] Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., 1990. С. 91 - 92.

[10] Вроно Е. М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4. С. 94 - 96.

[11] Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М., 1993. С. 51.

[12] Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. С.52.

[13] См.: Рос. Газ. 1999. 9 апр. С. 25.

[14] См., например: Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского М., 1992; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.

[15] Преждевременная мама // Труд. 2000. 28 сент.

[16] Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 117.

[17] См.: Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций //Cемья и формирование личности. М., 1981. С. 40.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Типичные ошибки семейного воспитания

Воспитание ребенка требует от родителей душевного тепла, строгости, последовательности, мудрости, терпения и доброты, а также достаточно времени, которое необходимо уделять чаду. Но не всегда взрослые люди обладают перечисленными качествами или имеют свой собственный взгляд на воспитание малыша. В результате перекосы в воспитании приводят к стрессам для мальчика или девочки, неизбежно сказываются на формировании личности, привычек и реакций ребенка. Определённого свода правил для родителей не существует, каждая пара вольна перевоспитывать свое чадо так, как считает нужным, и не всегда используемые педагогические приемы являются верными. Стоит познакомиться с самыми распространенными ошибками, которые допускают родители, чтобы избежать их в воспитание ваших собственных детей. Рекомендуем ознакомться, ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПУГАТЬ РЕБЕНКА? ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Большинство из нас относится к ребенку как к своей собственности и считает себя вправе контролировать все аспекты жизни маленького человека. В какой-то мере это оправдано в первые годы жизни малыша, который сам фактически не способен позаботиться о себе. По мере взросления ребенка проявляется его самостоятельность, личные желания, устремления, интересы и неизбежно возникает конфликт между желанием ребёнка и взрослых, который нередко решается силовыми методами. Понятно, что атмосфера в такой семье напряжённая и негативная, но родители считают себя вправе подвергать ребенка физическому насилию, забывая о том, что показывают ребёнку негативный пример. Вырастая, такие дети сами склонны к насилию и выражает агрессию физическими методами, это результат травмированной психики. К сожалению, такой метод воспитания чаще всего дети переносят и в собственную семью. Причина такого поведения родителей чаще всего в отсутствии времени или желания находить общий язык со своим ребенком. На поиск компромисса требуется терпение и время, которого у некоторых просто нет, загруженные на работе родители, особенно это касается представителей сильного пола, предпочитают навязывать свое мнение в приказном порядке. ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ Стремясь развить самостоятельность ребенка и уберечь его от разбалованности, эгоизма, многие родители предпочитают минимизировать проявление эмоций по отношению к собственным детям. Это явная крайность в воспитании, которая ничем не лучше излишней эмоциональности. Отсутствие родительской любви и тепла, уверенности в поддержке, прежде всего психологической, оставляет ребенка один на один со своими проблемами, которые начинаются при столкновении с любым коллективом, будь то детский сад, школа или компания. Как вариант, придерживаться такого стиля общения с ребенком заставляет не отсутствие желания строить тёплые отношения с малышом, а банальное отсутствие времени. Если родители работают по скользящему графику либо на нескольких работах, то времени, которое они могут проводить со своим ребенком, действительно мало. Ребенок вынужден сам справляться со своими проблемами, а авторитет родителей в его глазах стремительно падает. Такой малыш рассчитывает только на себя и не спешит поделиться с родителями своими проблемами, становится замкнутым и чувствует себя никому ненужным. Рекомендуем ознакомиться, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ХОДИТЬ НА ГОРШОК? ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮОВЬ     Такая крайность в родительской любви не проходит бесследно для психики ребенка. Родители исполняют все его желания, насколько позволяет материальный достаток, но такие дети вырастают эгоцентристами и разбалованными эгоистами, который не воспринимают слова «нет» и стремятся реализовать такую схему общения не только в семье, но и вне ее. Это также может стать причиной проблемы при общении со сверстниками и в дальнейшей жизни. Обилие родительской любви не гарантия аналогичного отношения ребенка к родителям, скорее, наоборот, чем больше времени и сил родители отдают на эти отношения, тем более холодно и потребительски относится сам ребёнок. Более того, когда родители пытаются сказать ему «нет», привыкший к мгновенному исполнению своих желаний мальчик или девочка серьезно обижается, что станет причиной психологического дискомфорта в семье. Такая модель отношений не гармонична, а потому неизбежно ведет к дискомфорт у одной из сторон – в данном случае это родители. ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - НЕОБОСНОВАННЫЕ ЗАПРЕТЫ Излишне авторитарные родители, которые имеют собственное мнение по любому вопросу, превращают жизнь ребёнка в сплошное ограничение, которое касается любых сфер, запреты могут касаться самых разных вещей от конфет до дружбы с какими-либо детьми, выбора хобби, увлечений, одежды, времяпрепровождения и пр. При этом родители не пытаются даже формулировать какие-либо разумные аргументы. Выдумывая запреты, они руководствуются лишь собственными пожеланиями. Если ребёнок с первого раза не соглашается с очередным запретом, такие родители нередко повышают голос и применяют силовые методы. Конечно, ребёнок должен правильно понимать и принимать отказ от реализации некоторых его желаний, но задача родителя, донести до него причины такого отказа, и они должны быть разумными, логичными, доступными для ребёнка. Такая манера воспитания в подростковом возрасте неизбежно провоцирует взрыв, противостояние, вплоть до разрыва отношений. Рекомендуем ознакомиться, КАК СЛЕДИТЬ ЗА РЕБЕНКОМ? ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ОТСУТСТВИЕ ЗАПРЕТОВ Ни в чём не отказывая собственному ребёнку, родители также не приносят ничего хорошего маленькому человеку – он привыкает добиваться желаемого с помощью капризов. Конечно, получение самостоятельности важный элемент воспитания, но если самостоятельность граничит со вседозволенностью, то такие дети превращают в манипуляторов, а нередко и в деспотов, которые терроризируют всю семью. Понятно, что такое отношение к окружающим провоцирует проблемы с коллективом, учителями. Любая ситуация, в которой ребенок получает ограничение своей деятельности или отказ, вызывает протест, непонимание и конфликт. ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ОТСУТСТВИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, он должен знать границы дозволенного, именно для этого он должен выполнять распорядок дня, четко знать, за какие поступки его похвалят, а за какие наругают. Понятная, устойчивая картина мира позволяет ребенку чувствовать себя уверенно. Если же родители сегодня позволяют играться до 12, а завтра за это же желание начинает ругать, и также непоследовательны во всех остальных своих действий, ребёнок становится неуверенным и всегда готовым к негативу. Результатом такого поведения родителей становится замкнутость ребёнка, проблемы с доверием к родителям и ко всем людям в целом. Малыш не должен гадать, как родители отреагируют на ситуацию, поскольку это равносильно жизни в постоянном стрессе. ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - УНИЖЕНИЕ Немало родителей считает себя вправе унижать и оскорблять своего ребенка, любой поступок от двойки в школе до испорченной одежды становится причиной для потока унижений и оскорблений с высказыванием об его умственных возможностях и беспросветное будущем. В результате неустойчивости детской психики такой прессинг развивает комплексы, неуверенность и нерешительность. При этом ряд родителей искренне считают, что таким поведением спровоцируют желание ребёнка достигнуть успехов. Но на самом деле этого никогда не происходит, единственное, чего можно добиться такими методами, это ненависть со стороны ребенка. Даже если родителям не нравятся увлечения ребенка или школьнику не даются какие-то предметы, это не повод для оскорблений. Постоянный прессинг не способствует развитию, а глубже загоняет ребёнка в пучину комплексов и неуверенности. Рекомендуем озгнакомиться, НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ? ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - РЕАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕНЫХ МЕЧТАНИЙ Нередко ребенок для родителей становится инструментом реализации собственных желаний, поэтому с настойчивостью, достойной лучшего применения, они таскают чадо в балетную школу, на музыкальные курсы, в спортивную секцию или кружок математики, после чего также целенаправленно запихивают в технический ВУЗ или Иняз, не озаботившись тем, что ребенка это не привлекает. Девиз таких родителей звучит примерно одинаково «Я знаю, как лучше. Вот если бы мне в свое время предоставили такие возможности, я бы...». Дело в том, что ребёнок не клон родителей ꟷ он может иметь не только другие мечтания и стремления, но и другой склад характера, ума, таланты, более того, ценности нового поколения кардинально отличаются от ценностей поколения родителей, поэтому реализовывая собственные мечты, такие родители губят мечты своего чада.

www.listopedia.ru

Типичные ошибки семейного воспитания

Требования, их содержание, направленность во многом определяют степень «мягкости» и «жесткости» той или иной воспитательной системы.

К сожалению, существует ряд ошибок семейного воспитания, которые пагубно влияют на развитие и формирование личности ребенка.

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно торопит на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.

Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола, либо с ослабленным здоровьем, а в идеале родители представляли себе ребенка другим. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…”

Непринятие - одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом ищет положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности, например в 2 года ребенка говорят: «Ты уже большой, перестань плакать». Отношения могут быть как попустительскими, так и очень строгими, формальными.

Негибкость воспитательных воздействий выражается застреванием на проблемах ребенка, трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с негибким отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую, от тотального контроля до попустительства, бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет.

Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и «выливаются» на ребенка. Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок. Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.

Доминантность – требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва.

Гиперсоциальность. Воспитание слишком «правильное», основанное только на деловых отношениях, где не хватает тепла, ласки, родители боятся «испортить» ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций, детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью.

Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но не замечают его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать.

Как правило, противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью.

Контроль знанийпо теме «Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников в семье».

Вопросы:

1. Раскройте своеобразие процесса социализации дошкольников в разных типах семей.

2. Опишите типичные трудности родителей в воспитании детей дошкольного возраста.

3. Перечислите ошибки родителей в воспитании детей дошкольного возраста

4. Чем отличаются ошибки родителей в воспитании детей от трудностей воспитания?

Рекомендуемые темы к практическим занятиям:

1. Анализ литературы по проблеме воспитания детей в семьях разного типа.

2. Составление рекомендаций педагогам по работе с разными типами семей (неблагополучными, неполными, многодетными и однодетными).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Типичные ошибки семейного воспитания

Каждые родители хотят быть лучшими для своих детей. Но что значит быть лучшими и вызывать уважение у окружающих людей? Или все-таки воспитать умного, самостоятельного ребенка? Конечно, важно второе. Не имеет значения, что о вас будут говорить, важно то, что происходит в вашей семье. И не всегда окружающие вас люди могут дать дельный совет. Откуда вы знаете, какие помыслы ими движут?

Нет специального кодекса воспитания идеального ребенка, но существуют типичные ошибки семейного воспитания. Ознакомившись с ними, вы сможете избежать многих трудностей в семье.

Рассмотрим самые распространённые родительские ошибки:

Вернуться к содержанию

Применение насилия к ребенку

Почему-то родители считают, что применение физического насилия поможет им оказать сильное воздействие на ребенка. В какой-то мере вы показываете ему свой авторитет. Но ребенок зачастую просто начинает вас бояться. Не забывайте, что ваш ребенок рано или поздно вырастет и каким он будет в будущем зависит от вас. В семьях, где применяется частое насилие по отношению к ребенку, всегда присутствует напряженная и негативная обстановка. Нередко, дети, подвергавшиеся физическому насилию, вырастают агрессивными людьми и считают нормальным без причины показывать свою силу. Такое воспитание может сильно травмировать психику ребенка, оградите свою семью от такой типичной ошибки воспитания.

Вернуться к содержанию

Холодность по отношению к ребенку

Многие родители считают, что чрезмерное проявление эмоций по отношению к ребенку способствует развитию эгоистичности и избалованности. Это не совсем так. Не нужно кидаться из крайности в крайность. Конечно, если вы будете чрезмерно эмоционально относиться к ребенку, он поймет, что вами легко манипулировать, вы же его так любите и просто не сможете отказать в чем-либо. Но отказывать ребенку в родительской теплоте и любви в моменты, когда он сильно в этом нуждается нельзя. У детей также существуют свои проблемы. Переходный возраст, отношения с одноклассниками, новый коллектив —  это может вызвать психологические проблемы у ребенка. Нередко родители просто не могут уделить должное время своему чаду, ссылаясь на работу, усталость и нехватку времени. Тогда ребенок вынужден сам справляться со своими проблемами и ваш авторитет в его глазах заметно падает. Дети создания ранимые, поэтому они могут посчитать себя никому ненужными и замкнуться.

Вернуться к содержанию

Обилие родительской любви

Большинство поздних детей очень избалованы и капризны. Все потому, что мамочки не могут отказать своему чаду и выполняют почти все его прихоти. Такая типичная семейная ошибка может привести к воспитанию эгоистичного ребенка. Не стоит сильно баловать своего ребенка, нужно уметь иногда сказать ему — нет. Поверьте, от этого он не станет вас меньше любить.

Вернуться к содержанию

Слишком много запретов

Неудивительно, что ребенок постоянно чего-то хочет. И не нужно говорить, что это присуще только детям, у взрослых тоже много желаний просто не всегда мы их озвучиваем. А дети, как известно, говорят все, что на их уме. Еще в раннем возрасте ребенок начинает оглашать свои желания. Например, родители запрещают ребенку есть конфеты. Будьте уверенны, что пока вас не будет рядом, ребенок стащит несколько конфет. Все потому что родители, умеют только запрещать детям, при этом никак это не аргументируя. И на простой вопрос ребенка: «Почему нельзя?» Родители не находят лучшего ответа кроме как: «Потому что я так сказал(а)!» Такая модель семейного воспитания является типичной ошибкой. Нужно уметь аргументировать свои слова, при этом повышать голос совсем необязательно. Конечно, дети любят все расспрашивать много раз, но наберитесь терпения и постарайтесь спокойно аргументировать свой запрет. Ребенок должен уметь правильно понимать слово «нет». Иначе он может вырасти нерешительным и замкнутым человеком.

Вернуться к содержанию

Отсутствие запретов и детская вседозволенность

Как говорилось выше, не бросайтесь из крайности в крайность. Делать из своего ребенка кумира типичная ошибка в семейном воспитании. Такую модель воспитания мы можем наблюдать часто. Так воспитывают детей люди, которые говорят: «А я своему ребенку ни в чем не отказываю». Таким детям дозволено все: они с детства приучены к свободе и привыкли добиваться своего с помощью капризов. Ни в чем, не отказывая ребенку, вы можете совершить серьезную ошибку. Детей нужно приучать к самостоятельности еще с малых лет, иначе, когда он вырастет, просто не сможет сам добиться своих целей. Такие дети часто манипулируют своими родителями, а те в свою очередь просто не понимают, как можно отказать своему ребенку. Ребенок должен понимать слово «нет», об этом говорилось выше. К тому же избалованные дети приносят массу проблем окружающим. Например, для таких ребят школьный учитель не авторитет и никак не может повлиять на такого ребенка. Мол, кто он(а) такая? Я дома веду себя, как хочу, и здесь я тоже буду вести себя как захочу. Не позволяйте ребенку манипулировать вами, иначе сами не заметите, как он сядет вам на шею, свесив ножки.

Вернуться к содержанию

Непостоянность в воспитании

Нередко встречаются семьи, где ребенка за минуту могут приласкать и наказать. Такое типичное переменчивое настроение большая ошибка в семейном воспитании и может повлечь за собой ряд проблем. Ребенок просто не будет знать, что от вас ожидать в следующую минуту. Все это может развить в ребенке неуверенность и замкнутость. Определитесь с моделью своего поведения и не заставляйте ребенка гадать, как вы отреагируете на определенную ситуацию.

Вернуться к содержанию

Унижение своего ребенка

Типичная и грубая ошибка в семейном воспитании. Часто родители унижают своих детей. Ребенок растет в постоянных оскорблениях в свой адрес. Получив двойку в школе, родители на него набрасываются с оскорблениями. Задумайтесь, кого вы вырастите такими темпами? Закомплексованного, агрессивного человека? Оскорбляя детей, вы прививаете ему неуверенность в себе, ребенок становится нерешительным, потому что думает, что все его действия не обернутся успехом. Родителям иногда кажутся бесполезными увлечения ребенка. Например, мальчику очень нравиться играть на пианино, но его отец против этого и считает музыку бесполезной. Что в этом плохого? Нужно радоваться таланту и заинтересованности ребенка.  Научитесь слышать и хвалить своих детей.

Мы рассмотрели типичные ошибки, совершаемые родителями в семейном воспитании. Теперь вам нужно найти золотую середину. Важно где-то приласкать ребенка, а где-то поругать. Порой побаловать и похвалить. Помните, что главное не срывать злобу на своих детей и всегда быть рядом с ними. Воспитание ребенка – это нелегкий труд. Но кто сказал, что будет легко? Чтобы воспитать ребенка достойно, нужна большая выдержка и терпение. Но поверьте, когда ваш ребенок вырастет, вы увидите окончательный результат своих стараний. И ваша задача сейчас сделать так, чтобы этот результат вас порадовал.

Понравилась статья? — Расскажите друзьям:

girls-life.ru

Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей

…Каждая семья изобретает свои

воспитательные «велосипеды»,

повторяя те же ошибки, которые

до нее совершали другие родители.

М. Панкратова

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить:

  • разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;

  • все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье;

  • дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;

  • жилищные и материальные затруднения – все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций.

Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность в этом плане представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывающими о том, что взаимоотношения эти всегда имеют воспитательный характер.

При анализе родительского отношения к детям психологами выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему.

Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка. Так, например, отсутствие должного контроля за поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств формирует истерические черты характера. Те же последствия возникают и при безразличном отношении по типу «отвержения».

Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой – могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство.

Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к случаям бегства из дома, бродяжничества, во время которого часто совершаются проступки.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);

  • власть используется лишь в меру необходимости;

  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;

  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, средств массовой коммуникации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым Я

Исследования психологов по проблемам семьи свидетельствует о том, что искаженные родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений детско-родительских отношений. Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к семьям родителей супругов – бабушек и дедушек, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Как уже отмечалось в предыдущих разделах работы, дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи, - к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и, вследствие этого, не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие.

Проблемы, возникающие в процессе семейного воспитания, могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его ошибок в этом важном деле.

В этой связи имеет смысл отдельно остановиться на характеристике типичных стилей воспитания, наиболее часто встречающихся в неблагополучных семьях.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

studfiles.net


Смотрите также