Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста


Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13677/ (дата обращения: 12.10.2019).



Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить свое место в меняющейся социальной ситуации, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Исследование условий развития творческого потенциала человека на различных этапах онтогенеза становится актуальной задачей различных отраслей научного знания [3]. Творческий потенциал и наличие возможностей его реализации во многом опосредуют успешность деятельности человека, от них также зависит разумность поведения и взаимоотношения с окружающими.

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, И. Я. Лернер, B. C. Шубинский).

В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, его диагностики и развития в школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, O. K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева и др.) [4].

Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии потенциальных возможностей и ресурсов человека, проблема развития творческого потенциала и его реализации в различных условиях требует дальнейшего изучения.

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом — это и означает развитие творческого потенциала.

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым — развитию его творческого потенциала.

В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития приобретает особую актуальность.

В процессе развития творческого потенциала в условиях ДОО, мы ставим перед собой следующие задачи:

‒ Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации творческого потенциала посредством освоения способов познания и регуляции собственного состояния.

‒ Способствовать развитию у дошкольников целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

‒ Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики, развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

‒ Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей, использования единых инструментариев [5].

Рассмотрим подробнее деятельность МБДОУ № 155 г. Кемерово по направлению развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Основное внимание педагогического коллектива и сотрудников МБДОУ № 155 направлено на выполнение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги [2].

Дошкольная образовательная организация является сложной организационной системой, поскольку осуществляет широкую образовательную функцию (физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие), а также равнозначные функции ухода и оздоровления (обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности ребенка) и социальную функцию (содействие семье в воспитании ребенка).

В ДОО созданы программы индивидуального развития детей. Составление индивидуальных программ развития детей осуществляется путем анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется посредством диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала по каждому разделу. Общий уровень освоения программного материала в мае 2017 года определен в количестве 83 % [1].

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Проведение и использование в практике результатов диагностики дает возможности педагогам работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих занятий.

В качестве примера можно отметить, что для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста используем следующие виды работ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, начиная со 2-й младшей группы, дети не только слушают произведения, но и составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по рекомендации педагога.

Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен постараться передать характер героя, его отношение к другим. По окончании игры-драматизации педагог предлагает детям оценить игру актеров.

Еще несколько вариантов заданий: можно прочитать детям сказку, опустив при этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к данному произведению схему из предложенных вариантов и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В 4 года задания усложняются — дети вполне могут нарисовать героев и средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса — рыжая, Баба Яга — черная) [2].

Проявление и развитие творческих способностей мы можем наблюдать и на занятиях по конструированию:

1) Ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений, выбор деталей для постройки осуществляет самостоятельно.

2) Конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой эпизод сказки ему удалось отобразить.

3) Конструирование по готовой схеме или образцу постройки.

4) Конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и действовать согласно собственному замыслу, учитывая пожелания каждого участника группы.

На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства: кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение. Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей. Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена растений, фетр и др.), ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее: лепка по собственному замыслу; лепка на форме (футляры от «Киндер-сюрпризов»); предлагаем различный материал (глина, пластилин, тесто); используем технику «пластилинография»; а также лепим на улице (зимой — из снега, летом — из песка).

Также в возрастных группах организованы Уголки творчества, где ребенок сам выбирает, с каким материалом он хочет поработать, чтобы воплотить задуманное. В каждой группе есть Уголки экспериментирования, в которых дети в свободное время и на занятиях с воспитателем могут совершать маленькие открытия, делать свои выводы.

Раздел «Сенсорное воспитание» содержит ряд занятий творческого характера (аппликации: «Салфеточки для фигурок-человечков», «Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).

Обеспечение качества образования в ДОО способствуют не только реализация основного содержания, направленное на обеспечение стандарта дошкольного образования, но и дополнительное образование [6]. Дополнительное образование в ДОО направлено на обеспечение регионального компонента, а также реализацию интересов воспитанников (изостудия «Радуга», вокальная студия «Колокольчики», студия «Маленькие звездочки»). Большинство родителей положительно оценивают качество дополнительных образовательных услуг в ДОО.

Стабильность функционирования подтверждается продуктами деятельности воспитанников. Ежегодно воспитанники ДОО становятся участниками и победителями различных соревнований и конкурсов, фестивалей районного, городского, всероссийского уровней.

В заключение стоит отметить, что педагоги ДОО творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребенка. Почти все объективно оценивают свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и адаптируют их опыт, преобразуют предметно-развивающую образовательную среду групп, осваивают инновационные педагогические технологии, стремятся к созданию в ДОО единого пространства общения детей, родителей и педагогов.

Литература:

  1. Морозова И. С. Дошкольное детство: становление личности [Текст] /И. С. Морозова //Возрастно-психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных статей /Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. — Кемерово, 2013. — 220 с. — С. 38–47
  2. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации [Текст]: учебно-методическое пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО. Учебно-методический комплект: в четырех частях — Часть 3. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 67 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]/В. С. Мухина.–М., 1997.– 117с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — Питер, 2003.
  5. Скоролупова, О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО / О. А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. — № 3. — С.6–20.
  6. http://www.mon.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, ребенок, дошкольный возраст, развитие, дошкольное образование, собственный замысел, дополнительное образование, различный материал, педагогический коллектив, творческий потенциал личности детей.

Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка...

Развитие творческого потенциала детей в сфере... Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

творческий потенциал, творческий потенциал педагога, творческий потенциал личности, развитие, педагогическое творчество, общеобразовательная организация, известное решение, единое мнение...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными... ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование...

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание: Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и...

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, проектная деятельность, проект, ребенок, дополнительное образование, дошкольный.

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

moluch.ru

Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье

елена мотылькова Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье

Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.

В научных подходах по-разному определяются возрастные границы начала развития творческих способностей: Е. А. Корсуновский считает, что они проявляются уже в возрасте 3-5 лет, когда развивается воображение; Е. П. Торренс указывает, что креативность возможно выявить только после 5 лет; в работе М. Е. Богоявленской нижней границей творческих способностей считается возраст 6 лет. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей [5].

Творческий потенциал - это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности [5]. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала - это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Большую роль в этом процессе играет семья.

Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание [2].

В семье формируется отношение родителей к творчеству, неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие творческого потенциала и способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому развитие творческого потенциала ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям сложно сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, им необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.

Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство. Ж. Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых [3]. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует. Общение с родителями выступает важным источником информации для ребенка об окружающем мире, которая является основой для развития его воображения.

В. С. Юркевич считает, что одной из важнейших задач родителей в плане развития творческого потенциала является сохранение в ребенке эмоциональной стабильности, уверенности в своих силах, поскольку именно это обеспечит безопасную психологическую базу в его творческих экспериментах и поможет справляться с разочарованиями и сомнениями, вызванными ошибками и неудачами. Поддержка ребенка является очень важной для развития творческих начинаний, а критика должна быть крайне осторожной, чтобы ребенок не потерял желание творить [7].

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов [1].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

А. И. Савенков на основе анализа работ многих исследователей выделяет следующие важные условия развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [6].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Н. Н. Поддъяков отмечает, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [4].

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Итак, анализ исследований различных авторов показывает, что роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие способности.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: 1991. – 180 с.

2. Дьяченко, О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8.- С. 18-24.

3. Пиаже, Ж. Развитие мышления в детском возрасте [Текст] / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 164 с.

4. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. – С. 36-41.

5. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 2000. – 203 с.

6. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение [Текст] / А. И. Савенков. – Академия развития -Ярославль. 2004. – 169 с.

7. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей [Текст] / В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136 с.

www.maam.ru

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста

наталья наследова Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста

Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер деятельности детей зависит от содержания произведения. Драматизировать – значит разыграть в лицах, какое – либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры его персонажей. Но в сказке игровые действия не даны в готовом виде. Их надо воплотить в каких - то движениях, мимике, интонациях. Об этом в тексте нет указаний. Сказка подсказывает, что надо делать: идти, плакать, говорить определенные слова. Но, чтобы создать образ не просто зайца или петуха, а обиженного, беспомощного зайца, храброго петуха («Лиса, заяц и петух») требуется выдумка, инициатива. Ребёнку нужно вообразить себя на месте данного персонажа, проникнуться его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. В своей работе педагог должен поставить себе задачу: развивать у детей творческие способности, инициативу для возможно лучшего выполнения взятой на себя роли в игре – драматизации. В активном стремлении детей к возможно более качественному исполнению игровых действий заключается значение игры - драматизации. Посильные для их возраста достижения приносят детям большую радость. Они испытывают, как говорил А. С. Макаренко «Эстетическую радость» или радость творчества. Дети приближаются к деятельности художественной, тем более что в основе её лежит искусство слова – художественная литература.

Началом к подготовке обучению детей игре – драматизации могут послужить игры – хороводы: «Заинька», «Мы на луг ходили», «Огород». Дети очень любят эти игры и с большой охотой принимают в них участие. Затем детям можно предложить инсценировать несколько стихотворений А. Барто: «Наша Таня», «Мишка», «Бычок». Здесь могут возникнуть затруднения. Мимика у детей часто не соответствует данной ситуации и содержанию произносимых слов. Действия и движения детей, их речь не передают чувств, настроений, выраженных в словах. Для большинства детей драматизация в первоначальных вариантах не приобретает характера художественной деятельности даже в элементарном её выражении. Драматизация - деятельность, требующая необходимых для выполнения её способностей, умений и навыков.

Вот как раз здесь и надо работать над речевыми и двигательными умениями детей.

Учить ясно, отчётливо говорить, регулировать силу и высоту голоса. В комплекс утренней гимнастики включать ходьбу, прыжки, шаги имитирующие движения различных животных, что помогает ловко и уверенно действовать во время игр. Рассказывая сказки, использовать настольный театр. Детям предлагать рассказывать сказки с помощью пальчикового театра. После такой работы качество исполнения ролей детьми непременно повысится.

Для детей младшего возраста – драматизация сказки «Репка», разыгрывание с помощью игрушек сюжеты стихов А. Барто «Лошадка», С. Маршака «Мяч» и др.

Средний возраст – русские народные сказки «Теремок», «Маша и медведь» и др.

Для того чтобы достичь положительных результатов надо увлечь детей. Одно из важных условий успешной драматизации – это полноценность и глубина восприятия детьми литературного произведения. Читая любое литературное произведение, воспитатель должен обращать внимание на то, как дети его слушают (внимательно или нет). Не внимательные дети не хотят принимать участие в драматизациях. Необходимо этих детей заинтересовывать другими путями. Например, говорить детям, что это произведение будем показывать вашим мамам и папам или пригласил в гости малышей и покажем какие мы «артисты». Ещё надо стремиться к тому, чтобы образ выраженный словом, подкреплялся аналогичными зрительными впечатлениями, т. е. прочитав произведение показывать иллюстрации в книгах, картинах, вместе с детьми вспоминать мультипликационные фильмы, рассматривая иллюстрации, обращать внимание на то, что художник наделяет героев человеческими чертами характера. Дети начинают отмечать эмоциональное состояние героев, их характер.

В старшем возрасте в играх – драматизациях начинают принимать участие почти все дети. Но нельзя забывать, что способности у всех разные. В силу накопленного опыта некоторые дети уже способны выделить лучшее в исполнении ролей другими участниками игры и усваивают их приёмы путём подражания. Например, Таня хорошо исполняла роль лисы. Лена и Настя переняли у неё мимику и интонацию речи. Серёжа удачно исполнял роль волка, медведя, а Андрей и Коля старались его скопировать.

Но в этом пути мы найдем и свою отрицательную сторону: он снизил самостоятельность этих детей. Дети научились только копировать то хорошее, чего достигал другой ребенок. Встает вопрос о воспитании и у этих детей самостоятельности, инициативы, что привело бы к развитию творческих способностей, вызвало бы стремление вносить в свою деятельность личное, индивидуальное, отличное от других. Когда у детей появится уверенность в своих силах при выполнении задания, у них обязательно возникнут свои никем не подсказанные замыслы.

В старшем возрасте – драматизация русских народных сказок «Кот, петух, и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», инсценирование стихотворения Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата». При показе инсценировок для малышей дети обычно очень стараются.

Для достижения хорошей постановки сказки, перед тем, как приступить к драматизации необходимо провести с детьми чтение – рассказывание сказки по ролям. Дети выразительно произносят текст, учатся вовремя вступать со своей репликой.

Игры – драматизации можно проводить с двойным, тройным составом участников. Это способствует активизации детей. Дети прилагают свои усилия, чтобы исполнить роль лучше. Уже к старшей группе они научились мотивировать своё отношение к герою, его поведению. Дети уже самостоятельно разыгрывают сценки. Летом на веранде можно показывать различные драматизации детям других групп. В таких случаях ребята работают особенно старательно. Для большей заинтересованности вместе с детьми можно изготавливать декорации к сказкам, шапочки, а так же не забывать привлекать и родителей к помощи по изготовлению костюмов. И особое внимание уделять музыке. Ведь ни для кого не секрет, что музыкальное сопровождение всегда придает сказке особую живость, что в сою очередь приносит радость детям.

Удачи Вам уважаемые коллеги, в организации игр – драматизаций.

www.maam.ru

Творческий потенциал ребенка и его развитие

Что же это такое – творчество? Данное слово включает в себя огромный процесс от зарождения идеи до ее воплощения. Основным критерием, отличающим творчество от любой другой деятельности, является ее уникальный результат. То есть когда на свет появляется материальное или духовное творение, которого ранее не существовало.

Воображением называется способность человека воспринимать подаваемые жизнью или собственным внутренним миром идеи и образы. Однако бывают ситуации, когда человек обладает прекрасным воображением, но не способен реализовать задуманное на практике. Поэтому в процессе творчества не менее важно и такое качество, как креативность. Так называют умение своеобразно и необычно преподнести идею творческого замысла, причем неважно, своего или рожденного воображением другого человека.

Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?

Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.

Отличие детей друг от друга состоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.

То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!

Когда начинать развивать творческий потенциал ребенка?

Творческие задатки чада можно и нужно начинать развивать уже тогда, когда женщина узнала о своей беременности. Дело в том, что на 24-25 неделе беременности малыш уже реагирует на внешние звуки, особенно на музыку. Поэтому специалисты рекомендуют родителям начинать развитие творческого потенциала своего малыша еще с утробы. Как? Напевая песенки, читая стихи, рассказывая сказки, говоря ласковые слова.

Более полное развитие творческого мира детей начинается с раннего дошкольного возраста. В это время деток называют «почемучками», ведь их бесконечные «почему» не заканчиваются ни днем, ни ночью, как и темы, которых они касаются.

Как только ребенок начинает говорить, обнаруживается, что к этому времени у него накопилось такое количество вопросов, что он ежедневно задает их бесконечным потоком. Поэтому родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам следует заблаговременно подготовиться к этому периоду, который потребует смекалки, интуиции, знаний, юмора и терпения, а не просто ответа «потому».

Это период накопления информации, которую ребенок сразу же или спустя какое-то время начинает выдавать в самых разных вариантах и ситуациях. Дети в этот период очень интересные и любознательные. Они демонстрируют взрослым наличие у них образного мышления. Наблюдая за окружающей их действительностью, они начинают фантазировать. Часто детвора дает новые названия привычным для нас объектам или явлениям природы. Малыши даже заставляют взрослых по-новому посмотреть на обычные вещи. Такое состояние внутреннего мира ребенка необходимо использовать, если родители хотят, чтобы внутренний потенциал, заложенный природой, впоследствии реализовался самым полным и лучшим образом.

Кто такие компрачикосы

Те, кто читал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», смогут сразу же ответить на этот вопрос. Именно эти люди в средние века поставляли шутов во дворцы вельмож. Но делали они это очень варварским методом, выкрадывая маленьких детей у бедных слоев населения и помещая их в специальные формы, в которых они вырастали. Но форма не позволяла расти телу естественно, и оно искривлялось, принимая уродские очертания. По истечении определенного времени, когда заканчивалось формирование скелета, форму снимали, а уродливого человечка учили служить при дворе шутом.

К чему этот пример, спросите вы? Только для сравнения. Дело в том, что зачастую родители впадают в крайности, которые впоследствии могут очень печально отразиться не только на жизни их чада, но и на собственной. Подобно компрачикосам, они не стремятся дать развитие тем способностям, которые заложены в ребенке природой, а стремятся реализовать творческий потенциал, заложенный в них самих, но который они не реализовали на протяжении жизни из-за страхов, неуверенности или нехватки времени. Например, мама или папа бросили в детстве художественную (музыкальную) школу, а потом жалели об этом. Причем жалели, когда выросли. При помощи собственного ребенка они желают исправить эту ошибку. А сопротивление дочери или сына родительскому произволу воспринимают как лень или непонимание, что будет лучше для чада. При этом у последнего в данном направлении вообще может не быть задатков. Но кто же на это обращает внимание, когда так хочется исправить или завершить то, что не сделали сами?

В этот момент родители походят на духовных компрачикосов. Если их усилия, направленные на развитие творческого потенциала любимого чада, встречают яростное сопротивление, они помещают его в клетку строгих правил, запретов и требований. А ведь если сами они бросили ту злосчастную школу, то им позволили это сделать. То есть для родителей душевное состояние и желания ребенка были важнее. Так почему же выросшие мальчики и девочки лишают этого уже своих детей?

Не навязать, а увидеть и развить!

Видели ли вы в своей жизни людей, которые работают на своем месте годами, но не получают удовлетворения от работы? А может быть, вы сами являетесь таким человеком? Если да, то вспомните, почему в вашей жизни сложилась подобная ситуация, откуда она взяла начало. Не из детства ли? Ведь большинство взрослых проблем родом именно оттуда.

Так и ваш ребенок может не показывать, что ему что-то не нравится или, наоборот, что у него есть задатки к тому или иному направлению. Но это не значит, что их нет. То есть вы можете не видеть у крохи ни малейшего намека на музыкальный дар, зато вам следует обратить внимание на тот факт, что он не выпускает из рук мяч, что ему всего три года, но он уже свободно попадает в баскетбольное кольцо. И что в итоге делает большинство родителей? Все равно отдают ребенка в музыкальную школу, и вместо мяча в руках у ребенка появляется скрипка или гитара, которую впоследствии он начинает ненавидеть, а в будущем это чувство может быть спроецировано и на самих родителей.

Совсем недавно ученые провели интересные исследования и обнаружили среди парикмахеров, математиков, инженеров и медиков людей с великолепными творческими данными певцов, музыкантов, художников. И наоборот – среди людей творческих профессий они нашли прекрасных бухгалтеров, спортсменов, сантехников и строителей.

Вот и получается, что не навязать свои мерки, а увидеть и развить у детей присущие только им индивидуальные особенности – главная задача родителей. И только потом речь идет о педагогах. Ведь то, насколько правильно была сформирована маленькая личность, в каком направлении велось ее развитие, как использовался ее творческий потенциал и его дальнейшая реализация – все зависит от мам и пап!

Каким образом развивать творческий потенциал детей?

Как только ребенок начинает ходить и говорить (даже не очень связно), его любимыми словами становятся слова «я сам». Задумайтесь – почему? Все просто. Ребенок видит себя и видит взрослых людей, детей, животных, природу, окружающий мир. В этом большом мире он ищет свое место, исследуя свои возможности и их предел. Поэтому все творческие задания, которые предлагаются малышу, он будет выполнять с большим интересом. А если у него не будет получаться, он будет сердиться, плакать или просить о помощи. На этом этапе важно не дать закрепиться в малыше разочарованию в самом себе и своих силах в результате не получившегося задания. Даже неудачи необходимо преподносить ребенку так, чтобы вселить в него надежду на непременное осуществление его лучших стремлений. Он должен понимать, что для того, чтобы делать все хорошо, необходимо трудиться. Постепенно приучая ребенка к труду над своими дарованиями, сглаживая и утешая его разочарования, родители достигнут большего результата, чем те, которые позволяют детям при первой неудаче отказываться от новых попыток покорить желаемую вершину.

Одной маленькой двухлетней девочке очень хотелось резать бумагу ножницами. Знакомые тети и дяди, приходившие в гости к родителям, видя ее усердную работу, часто восклицали: «Будет закройщиком!» или «Будет парикмахером!», а оказалось все гораздо проще. Девочка пошла в пять лет в школу и к тому времени она легко научилась писать, ведь правая рука, которой она постоянно резала бумагу, окрепла. В результате малышка выросла и стала специалистом по страхованию. При этом ей никогда не приходило в голову стать швеей или закройщицей. А к парикмахерскому искусству она хоть и склонялась в детстве, в пять лет пытаясь стричь своего брата, но продолжения в ее жизни эта специальность так и не нашла.

Эта история является важной иллюстрацией еще одной родительской ошибки. Существует такая традиция, когда годовалого ребенка сажают перед определенным набором предметов, и какой из них он вытянет, значит, такой работой будет заниматься в будущем. Не жестоко ли это, дорогие родители, позволять годовалому малышу наугад выбирать свою судьбу? Вы скажете, что это шутка и она не имеет никакого значения. Для ребенка это так и есть на самом деле, но не для родителей. В их подсознании, если они верят в этот обряд, откладывается направленность действий. Таким образом желание ребенка взять в руки ножницы может расцениваться именно как веление свыше в будущем стать ему парикмахером или закройщиком. На самом деле мудрые родители будут с осторожностью исследовать способности сына или дочери, наблюдать за развитием творческого потенциала, искать наиболее подходящие направления и помогать в нелегком труде совершенствования имеющихся способностей.

Какие виды деятельности подходят для раннего развития творческого потенциала дошкольника?

Первыми в списке видов деятельности, которыми чаще всего занимаются дошкольники, стоят конструктивная и изобразительная деятельность. Наверное, вы замечали, как дети любят рисовать? Они рисуют на бумаге, на стене, на асфальте, на окне; ручкой, карандашами, пальцами, мелом, красками и самыми немыслимыми вещами на немыслимых поверхностях. А строить домики, складывать пазлы, нанизывать пирамидки и т.д. – это разве не любимое занятие дошкольников? В идеале родители должны заниматься всеми этими шалостями вместе с детьми, ведь они любят так проводить время, а родители любят своих детей. Значит, это для них ничего не должно стоить?

Если же при этом мама или папа будут рассказывать что-то интересное и познавательное, то воображение ребенка будет развиваться еще более активно, а вместе с ним будет происходить укрепление и рост творческого потенциала, основными компонентами которого являются быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. Все эти качества созидаются и умножаются, когда родители правильно направляют любую деятельность своего ребенка и придают ей положительный смысл. Только в таком случае малыш начнет ощущать значимость того, что он делает, чувствовать свою необходимость самым близким людям.

«Разве ты не хочешь быть как…». Это одна из самых главных ошибок родителей. Нельзя применять к ребенку чужие шаблоны и примеры. «Кушай кашу, разве ты не хочешь быть сильным, как богатырь Илья?». «Если будешь плохо себя вести, то станешь таким же пьяницей, как…», далее следует пример какого-либо соседа или знакомого. «Посмотри на этот цветок и сделай такой же». Где же в этих словах и примерах уместить творческое развитие? Если я буду как кто-то другой, или сделаю что-то в точности такое, как уже существует, то я буду не я, а соседский мальчик или девочка.

Конструкторы, наборы для творчества, раскраски и другие игрушки, в которых есть образцы, не развивают в детях творческие задатки, но могут способствовать выработке усидчивости, внимательности, старательности, аккуратности. А чтобы к этим приятным качествам добавилось еще и развитие воображения, которое есть основой всякого творчества, нужно во время занятий ребенка с этими игрушками побуждать его думать, представлять, фантазировать.

Порядок в доме важнее; давай я тебе помогу; я так устал, поиграй сам!

Это три самых успешных оружия, направленных против развития творческой личности. Первое — педантичность, которая своим желанием делать правильно и поддерживать порядок в доме губит на корню проявление любого творческого начала. Это когда ничего нельзя, потому что сдвинется с места ковер, запачкаются обои, разольется вода на пол и т.д.

Следующее оружие – отсутствие терпения. Ах, как хочется помочь, когда эти еще неумелые ручки чертят кривую линию, где должна быть прямая; когда эти пытливые глазки внимательно ищут нужный пазл, смотрят на него и все равно не замечают и т.п. Помочь можно, но не делать вместо ребенка. Помните, что ребенок должен сделать работу самостоятельно хотя бы для того, чтобы испытать радость от результата и собственной значимости. Ведь он сам умеет! Без посторонней помощи! Как взрослый! И пусть по вашей подсказке, но сам…

Третье оружие, или преступление против творческой личности, живущей внутри каждого ребенка, – это обыкновенная лень, включающая усталость и сопровождающая ее нежеланием даже вникать в то, что делает кроха. Не стоит думать, что ребенок не заметит отсутствие интереса к его занятиям. Он все видит и чувствует. И даже если не просит помочь или поиграть с ним, то только потому, что боится отказа. Он его ранит. Ведь на самом деле он больше всего на свете хочет, чтобы с ним поиграли или ему помогли. Это так мало, но и так много из того, что мама и папа могут сделать для своего малыша!

Лекарство против данных состояний для родителей есть – это мысль о том, что все и всегда возвращается. Не уделяя ребенку внимания сегодня, позже родители будут пожинать плоды, которые сегодня могут не нравиться в чужих детях – порожденные отсутствием родительского внимания ко всему, с чем обращался к ним ребенок. В итоге малыш станет равнодушным, безучастным, ничем не интересующимся и ни в ком не нуждающимся человеком. В том числе и в вас, дорогие родители. Занять такого мальчика или девочку чем-то полезным будет просто нереально. Но самым страшным испытанием может стать школа и учебный процесс. Не доводите свою кровинку до таких плачевных последствий!

Итог

Размышлять над развитием творческой личности, способах и методах ее формирования можно много и долго. Но все-таки самым важным остается одно – дать ребенку почувствовать, что он является творцом, обладающим уникальными способностями и возможностями. Также родителям следует помочь ребенку увидеть и осознать свой потенциал, поддерживая его в любом возрасте, при любых начинаниях. Откройте малышу непознанные страницы его жизни и идите по ним вместе, помогая и поддерживая, направляя и исправляя, но не делая ничего вместо него. Это самое важное для развития творческого потенциала.

rebenkoved.ru

Развитие творческих способностей у дошкольников

Закономерно, что ребенок проявляет творчество в играх, в рисовании, создании поделок. Если же креатива в детской деятельности не наблюдается, значит, важно обратить внимание на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Этому вопросу в любом случае стоит уделять внимание. С взрослением перед личностью встает много неординарных задач, решение которых требует творческого подхода. 

Творческие способности детей дошкольного возраста                                            

Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.

Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.

Направления развития творческих способностей детей

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:

  • Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
  • Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

alldoshkol.ru

Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста

Педагог-психолог МДОУ №219

высшей квалификационной категории

Малкова Е.Ю.

У каждого из нас внутри талант таится,

И очень важно в детстве дать ему раскрыться.

Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э.Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком точно никому неизвестно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники – младшие школьники.

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более старших детей, оно не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте:

  1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.

Психологи провели ряд исследований и установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности, анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогические задачи по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте:

  1. Развитие умения находить противоречия в любом предмете и явлении.

  2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.

  3. Формирование умения разрешать противоречия.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление дает возможность видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

  1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени.

  2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Условия, благоприятствующие формированию творческих способностей.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смитта, Б.Н.Никитина и Л.Кэролла были выделены шесть основных условий, при которых творческие способности детей успешно развиваются.

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. Подразумевает раннее плавание, гимнастику, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами, рисование.

  2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до потолка своих возможностей. Это чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей. Дело в том, что способности развиваются успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

  4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. предоставление ребенку такой свободы предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

  5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка взрослых).

  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Очень важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным реальной жизни.

Методы и приемы, используемые для развития творческих способностей детей.

Основной метод, для развития творческих способностей, это сказкотерапия. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А значит, мы начинаем творить, становимся настоящими волшебниками. Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.

Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком собственных проблем.

Арттерапия – это терапия творческим самовыражение и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Он отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.

Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.

Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Креативная визуализация – этот метод предполагает индивидуальную активность ребенка, это способ использования естественной мощи воображения. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, чего мы хотим. Для применения этого метода необходимо научить детей расслабляться, когда тело и ум расслаблены, электрическая активность нейронов мозга изменяется и замедляется. Этот более глубокий, замедленный уровень обычно называют альфа-уровнем.

Цветотерапия – цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект.

Ароматерапия – нормализует психологическое состояние человека. Ароматические масла, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.

Основные направления работы психолога дошкольного учреждения по развитию творческих способностей детей

  1. Проведение психологического обследования с помощью специальных диагностических методик, оценивающих уровень развития способностей в области наглядно-образного и логического мышления, воображения (диагностика творческих способностей – П.Торренса, Е.Туник и др).

  2. Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.

  3. Проведение интерактивных семинаров и тренингов для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, направленных как на развитие творческого мышления самих педагогов, так и на обучение педагогов приемам и методам, с помощью которых они смогут развивать творческое воображение и мышление детей.

  4. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка:

  • консультирование родителей одаренных детей специалистами образования;

  • организация и проведение занятий «Родительских школ» для родителей одаренных детей. Использование интерактивных форм на этих занятиях позволяет психологам не только оказывать родителям информационную помощь, но и превращает родителей в активных участников процесса.

studfiles.net


Смотрите также