Как ребенка быстро научить говорить


Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

Как научить ребенка разговаривать?

Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать. Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения.

Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.

И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.

И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.

Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.

Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.

Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.

Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.

Важно помнить момент осознанности. То-есть, когда ребенок просто повторяет слова за родителями, а когда уже осознанно их называет. Поэтому ребенку нужно еще и показывать о чем идет речь.

Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.

Стадии развития речи

Выделяют пять стадий:

  1. Гуление. Примерно в два-три месяца, малыш пытается издать звуки.
  2. Отчетливое гуление. Начиная с пятого – седьмого месяца, звуки становятся более – менее понятливыми.
  3. Произношение коротких слов. В семь – девять месяцев малыш излагает короткие слова: мама, папа, баба.
  4. Осмысленное произношение слов. После девятого месяца малыш вкладывает смысл в произносимые им слоги.
  5. Словарный запас. После года, ребенок должен произносить до 10 слов. Он быстро запоминает и учится.

Методики развития речи

  • Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
  • Комментировать свои действия. Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
  • Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
  • В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне. Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.
  • Не заменяйте сложные слова простыми. Называйте вещи своими именами.
  • Не забывайте про глаголы.
  • Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
  • Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
  • Играйте словами, слогами, звуками.
  • Важно улучшать развитие мелкой моторики рук. Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.

Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Сначала объясните крохе называя изображение, по максимуму приблизив его к своему лицу. Маленькие дети читают по губам. Здесь важно, что бы малыш прочитал, что Вы ему сказали.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:

  • Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
  • Вылепливание из пластилина или специального теста
  • Рисование пальчиковыми красками и кисточками
  • Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
  • Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
  • Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
  • Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
  • Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
  • Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».

Как говорят дефектологи, благоприятный возраст для усвоения звука «р» — это пять-шесть лет.Именно в этом возрасте, вмешательство специалиста может помочь ребенку правильно заговорить.

Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:

  • Выучите с малышом несколько скороговорок, которые тренируют звук «р» или придумайте свои вдвоем с ребенком
  • Попросите кроху имитировать звуки животных, например, тигра
  • Упражнение «кошечка» любят многие детки. Налейте в мисочку молоко и попросите малыша попить его, как это делает кошечка

Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

  • «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
  • «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
  • «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
  • Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
  • С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.

Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

  1. «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
  2. «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развлечения каждая мама может придумать самостоятельно для своего малыша. Вариантов много: разные угадайки, изучение потешок, разучивание песенок и т.д.

Вот некоторые скороговорки для становления разговорной речи:

Буква «Р»

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет

Буква «Л»

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Буква «Ш»

Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух.

В каком возрасте начинать учить ребенка разговаривать

Начинать нужно чуть ли не с первых дней жизни малыша. Чем чаще родители будут общаться с ребенком, обращаться к нему, рассказывать о происходящем вокруг, тем насыщеннее будет словарный запас крохи.

Человек устроен так, что когда слышит слова, мышцы языкового аппарата рефлекторно сокращаются, мы как бы неслышно повторяем услышанное.

Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами — все его языковые мышцы начинают работать.

detivse.com

Как научить ребенка говорить: лучшая методика

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.

Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.

Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».

Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.

Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
  • Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
  • Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.

Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?

Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.

Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающиеся с приподниманием его боковых сторон и кончика. Также помогут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Как научить ребенка говорить шипящие? Используйте те же методы.

Самым лукавым звуком является буква «р». Устранить данную трудность в первую очередь поможет частое произношение слов с этой коварной буквой. Ребенку нужно показать верное расположение губ и языка. Помимо этого, стоит пользоваться специальными стишками и скороговорками. Похожая методика подойдет и для буквы «ж». Слова с этим звуком нужно проговаривать медленно, одновременно изображая жука или попросту жужжать.

Признаки для беспокойства или когда стоит обратиться к логопеду?

Научить ребенка говорить нужно вовремя. Несмотря на это, часть родителей склонна пускать процесс развития речи ребенка на самотек, думая, что проблемы решатся со временем. В результате получается, что достигнув школьного возраста, ребенок не смог усвоить язык в том объеме, который необходим для успешного обучения. Чтобы подобного не приключилось с вашим малышом, обращайтесь к специалисту, если:

  • в 8 месяцев кроха не понимает, когда к нему обращаются или не отвечает на вопрос «где мама?»;
  • в 2 года малыш не разговаривает;
  • в 2,5 года у ребенка отсутствует элементарная фразовая речь: мама би (мама уехала); к 3-м годам у крохи наблюдается повышенное слюноотделение;
  • к 3 годам малыш не овладел простой артикуляцией: не может удержать губы в улыбке или высунуть язык;
  • после 3-х лет малыш продолжает упрощать большинство слов: вместо телефон — говорит афон;
  • к 3-4 годам ребенок не чувствует слогов в слове, искажая его до неузнаваемости; ребенок произносить большинство звуков мягко или же преобладают твердые звуки;

    при произношении отдельных звуков появляется хлюпающий призвук, при этом воздух идет как будто вбок;

  • у малыша проявляется сильная назализация голоса — он говорит гнусаво;
  • ребенку не хватает выдоха на фразу, поэтому он может добирать воздух посреди слова.

Как правильно научить ребенка говорить? Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним. И только в редких случаях вам потребуется помощь специалиста.

4child.ru

Как научить ребёнка говорить

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные .
  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

Ричард Н. Аслин, профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей

В каких случаях стоит беспокоиться

В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.

У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.

  • Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
  • Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
  • Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.
  • Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
  • Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.

Дети не могут научиться тому, что они не слышат.

Эрика Хофф, профессор психологии, автор книги Language Development

  • Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
  • Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.

В каких случаях стоит беспокоиться

В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.

Читайте также 👍👶👧

lifehacker.ru

Как научить ребенка говорить

Обычно первые слова в речи ребенка появляются после года жизни. Примерно к двум годам малыши начинают разговаривать очень активно, с каждым днем пополняя свой словарный запас. Вообще развитие речи имеет две направления: активное, подразумевающее процесс говорения, и пассивное – понимание речи. Пассивная речь, как правило, опережает активную. До определенного момента число понимаемых ребенком слов намного превышает число активно употребляемых, но зачастую у некоторых деток этот период значительно затягивается.

Бывают случаи, когда до 2,5-3 лет ребенок упорно молчит, при этом развиваясь абсолютно нормально, а есть малыши, которые уже в 1,5 года рассказывают стихи наизусть. Такие существенные индивидуальные различия не дают установить даже примерные нормы речевого развития у детей. Но если ребенок понимает обращенную к нему речь, лепечет на своем языке, а родители создают все необходимые для его нормального роста условия, рано или поздно малыш непременно заговорит. Правда, в силах родителей ускорить этот процесс. Как? Давайте это обсудим.

Многие считают, что речь ребенка формируется из подражания звукам взрослого: повторяя за ними, малыш усваивает речь и таким образом учится разговаривать. Подражание действительно играет роль в развитии речи ребенка, но не является основным методом. Дети могут запросто повторять слова за взрослыми, но при этом не использовать их в самостоятельной речи, из чего делается вывод, что воспроизведение чужих слов еще не означает появление собственных.

В это же время очевидно, что первые слова у малыша появляются в общении с взрослыми. Но следует понимать, что за каждым словом стоит предмет, а именно его значение. Если предмета нет, сколько с ребенком не разговаривай, первые слова появятся не скоро. Соответственно для успешного речевого развития ребенка необходима потребность в общении с кем-то взрослым и потребность в предметах, которые необходимо называть.

Задача родителей, играя с ребенком, проговаривать все действия и называть предметы своими именами, побуждать кроху просить их и обозначать словами. Без развитой потребности в общении с взрослыми людьми речь сформироваться не может, поэтому общайтесь и играйте с ребенком как можно чаще. Для игр отлично подойдут мячики, кубики, фигурки, пирамидка. Однако, даже не смотря на постоянное общение родителей с детьми, благополучное появление и развитие речи появляется далеко не у всех детишек.

Каковы причины задержки речевого развития детей?

Основной причиной задержки речевого развития у детей в наше время является изменение социально-культурных условий жизни. Большинство родителей из-за занятости на работе и усталости после нее зачастую не успевают уделять время своим детям, вследствие чего ребенок недополучает общения. Главным источником получения впечатлений об окружающем мире для малышей служит такая техника, как телевизоры и планшеты, что крайне негативно влияет на формирование речи у ребенка.

Хотя, сидя перед телевизором, ребенок и слышит речь людей, он не воспринимает ее, как адресованную ему. Дети раннего возраста не вслушиваются в речь с экрана, и соответственно для них она лишь фон. Малышам, только начинающим осваиваться в мире речи, вовсе не безразлично, кто произносит слова и как. Важен не только произносимый звук, но и мимика, внимание, эмоциональная выразительность говорящего. Получить это можно только при живом общении.

Но иногда задержка речевого развития у детей наоборот случается из-за взрослых, а точнее их повышенного понимания лепетной речи малыша. Вместо того чтобы стимулировать ребенка называть предметы правильно, родители зачастую договаривают слова за него, угадывая малейшие желания. Взрослые понимают своего ребенка и то, что он хотел сказать своими ку-ка, бу-бу и т.д., тем самым не давая ему научиться разговаривать нормально.

К тому же многим мамам и папам даже нравится использовать в общении с детьми лепетные слова и выражения, ведь это так умилительно, хотя на самом деле лишь тормозит формирование человеческой речи. Сюсюкать можно только с младенцами, которые не вникают в значение произносимых взрослыми слов. С года использовать в общении с детьми подобную речь крайне нежелательно, потому что если к 3-4 годам ребенок будет все еще говорить детскими словами, впоследствии в его речи возможно появление нарушений, связанных с неполным овладением звуков, их смешением или заменой. В школе такие детки имеют проблемы с правописанием, поскольку пишут так, как слышат.

Достаточно серьезным препятствием для формирования речи ребенка может стать его чрезмерная активность и непослушание. Такие детки очень подвижны, импульсивны, постоянно куда-то несутся, неусидчивы и не реагируют на замечания взрослых. Даже протестуя против чего-то, они кричат или ругаются как бы в пустоту, а не обращаясь к родителям.

Признак отсутствия важных связей с взрослыми также проявляется в желании все делать самостоятельно, не нуждаясь в ком-то старшем как в партнере или образце для подражания. Индивидуальные игры малышей с предметами, безусловно, должны иметь место быть, но они никак не сказываются на речевом развитии, ведь потребность в общении и обращении отсутствует.

Еще одной распространенной проблемой, прямо противоположной предыдущим, является стремительное развитие речи у ребенка. Ее смысл в том, что первые слова ребенок произносит с огромным опережением, и, например, в год и три вдруг начинает говорить развернутыми предложениями, недетскими словами, с правильной дикцией.

Такие детки вызывают огромную гордость у своих родителей, ведь, по их мнению, их ребенок чуть ли не вундеркинд. С малышом начинают заниматься еще активнее, развивать его речь, учить стихам и песням, и он все понимает, с удовольствием слушает и запоминает. Но зачастую случается так, что чуть позднее у подобных детей начинаются проблемы со сном, появляются детские страхи и фобии, заикание, а сами малыши становятся капризными и вялыми.

Это случается потому, что неокрепшая нервная система ребенка не может справиться с тем потоком информации, который на него обрушился. Ему на самом деле весьма трудно резко перестроиться из младенца во взрослого человека, способного четко вести беседу и запоминать большой объем данных. Гиперактивность, повышенная импульсивность или наоборот вялость, ночные кошмары, заикание – все это свидетельствует об утомлении нервной системы малыша.

Когда надо бить тревогу?

Обычно до трех лет детей, владеющих только лепетной речью, предпочитают не изнурять походами к логопеду, надеясь на то, что ребенок заговорит сам. Но, к сожалению, ожидания оправдываются не всегда, а наверстать упущенное время становится сложнее. Отсутствие квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте приводит к целому ряду речевых нарушений, что, безусловно, сказывается и на успеваемости и на общении со сверстниками, провоцируя трудности адаптации в коллективе и овладении школьной программой.

Влияние речевого недоразвития на процесс становления личности можно значительно ослабить, если начать занятия как можно раньше. Эффект имеет помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, когда как раз идет процесс активного формирования речевой функции. Логопеды не столько корректируют речь ребенка, сколько направляют ее в нужное русло, тормозя негативные проявления и развивая положительную динамику. Итогом занятий должна стать исправление речевого недоразвития до поступления ребенка на обучение в школу. Чем раньше вы обратите внимание на формирование речи вашего малыша, тем эффективнее будет оказана помощь в случае необходимости.

Как помочь ребенку заговорить?

Обращаю ваше внимание, что описанные методы будут приемлемы только для детей с нормальным физическим слухом и двигательной активностью, но имеющих задержку речевого развития.

1. Массаж пальчиков

Движения пальцев рук, которые совершенствовались из поколения в поколение, тесно связаны с развитием речи человека. Выполнение руками все более тонкой и сложной работы способствовало постепенному увеличению площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций рук и речи у людей шло одновременно. Примерно также происходит и речевое становление у ребенка.

Ученые, исследующие деятельность детского мозга и психическое развитие детей, пишут о значительном стимулирующем влиянии функции руки. Поначалу у детей развиваются тонкие движения пальчиков рук, затем возникает артикуляция слогов, и впоследствии все усовершенствования речевых реакций напрямую зависят от натренированности пальцев рук. Данный факт должен непременно учитываться при работе с детьми, у которых речь развивается согласно возрасту и с теми, у кого отмечается задержка в речевом развитии.

Тренировать пальцы рук малыша можно, начиная с 6-7 месячного возраста. В этот период достаточно легких поглаживаний кистей рук, сгибания и разгибания пальцев, слабых надавливаний в направлении от кончиков пальцев до запястья. Массировать пальчики необходимо всего пару минут в день, но ежедневно. Примерно с 10 месяцев следует начать уже более активную тренировку пальцев ребенка. Можно использовать разные приемы, главное, чтобы в движения вовлекалось как можно больше пальчиков и движения были энергичными.

К примеру, давайте малышу рвать бумагу на мелкие кусочки, катать шарики из пластилина или теста для лепки (для этого требуется значительное усилие и задействованы все пальцы рук), перебирать мелкие предметы или крупу (обязательно под вашим присмотром, чтобы малыш не взял ничего в рот и не подавился), нанизывать кольца пирамидки, пользоваться сортером, складывать предметы один в другой.

С полутора лет задача усложняется, становятся существенны силовые отношения. Ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, закручивать и откручивать крышки, играть со шнуровкой, завязывать и развязывать узелки. Отличную тренировку пальцев рук обеспечивают обычные народные игры с пальчиками: Сорока-ворона, Пальчики в лесу, Этот пальчик хочет спать и др.

2. Правильная человеческая речь

Не заменяйте в разговоре с ребенком человеческие слова языком мамочек и нянь, не говорите с ним сокращенными кач-кач, бо-бо, би-би и т.д. Для формирования нормальной речи малышу необходимо слышать правильные слова и звучание. Общаясь с крохой, произносите отдельные слова четко и ясно, стараясь привлечь его внимание к их артикуляции и добиться внятного произношения.

3. Избегание излишнего понимания невнятной речи ребенка

Старайтесь делать вид, что не понимаете малыша, если он общается с вами автономными словами и не достаточно внятно. Создавайте для ребенка речевую задачу, побуждая его называть нужные ему вещи правильно.

4. Зрительный контакт с малышом при разговоре

Дети всегда повторяют за взрослыми. При разговоре ребенку важен зрительный контакт, то, как вы произносите слова, ваша тональность, тембр, артикуляция. Чем четче и яснее будет ваша речь, обращенная к малышу, тем быстрее он сможет понять вас и заговорить сам.

5. Использование простых и понятных слов

Маленький ребенок не способен понять и запомнить очень длинные и сложные словосочетания и предложения, поэтому в общении с детьми важно использовать понятную и простую речь. Желательно говорить короткими фразами: принеси мяч, положи на стол кружку и т.д. Простые фразы легче врезаются в память.

6. Использование медленного потока слов

Ребенку трудно начать говорить, если он постоянно слышит речь взрослых, в которой невозможно выделить что-то конкретное из-за быстрого потока слов. Старайтесь общаться с ребенком на понятном ему языке и произносите слова, обращенные к нему, достаточно медленно, чтобы ему было проще их запомнить.

7. Проговаривание ваших действий вслух

Хорошо, когда с самого рождения родители имеют со своими детьми тесный контакт и постоянное речевое взаимодействие. Рассказывайте ребенку обо всех ваших действиях, будь то готовка или мытье посуды. Но не увлекайтесь слишком сильно, здесь необходим баланс, поскольку есть риск того, что кроха привыкнет к постоянному «заднему фону» и не будет обращать на вашу речь внимание.

8. Чтение книг

Выделите хотя бы 10 минут в день для чтения книг малышу. Выбирайте ярко иллюстрированные книги с короткими текстами. Можете задавать ребенку вопросы по прочитанному, просить показать героев пальчиком, назвать их и т.д. Поддерживайте интерес детей к чтению и не отказывайтесь почитать им, если они приносят вам книгу. Относитесь с терпением, если ребенок просит читать все время один и тот же текст, как говорится, повторение – мать учения. Когда малыш слышит одни и те же слова и объяснения, он быстрее их запомнит и начнет произносить первыми.

9. Прослушивание детских песен и сказок

Детские песни и другие музыкальные произведения весьма полезны для пополнения словарного запаса ребенка и развития его слухового внимания. Старайтесь чередовать медленные и быстрые мелодии. Очень хорошо слушать песни, которые можно сочетать с движениями (например, Е.Железновой), таким образом, тренируется слухо-моторная координация. Здорово, если у мамы или папы есть слух, и он будет петь песни вместе с ребенком. Дети ловят движения губ взрослых, их мимику, что помогает им в итоге запоминать те или иные слова лучше.

10. Ограничение времяпрепровождения перед ТВ и компьютером

Не стоит использовать технику, как средство для успокоения малыша. Зависимость от экрана развивается очень быстро, к тому же это вредно для зрения. Телевизор и гаджеты учат детей не разговаривать, а слушать и молчать, что негативно сказывается на формировании речевых навыков.

11. Стимулирование к играм с эмоциональным контактом

В случае повышенной импульсивности ребенка и нежелании слушать взрослых полезно стимулировать малыша к играм, в которых присутствует эмоциональный контакт: например, ласково погладить кроху по головке, назвать его по имени, показать на пальчиках «сороку-ворону» или поиграть в «ку-ку», ладушки.

Целью является налаживание контакта с ребенком для получения ответной реакции. Укладывайте кукол спать, гладьте и выгуливайте зверушек, собирайте вместе конструктор и постарайтесь сократить игры, в которые ребенок может играться один. Если заинтересованности от ребенка не последует, организуйте на его глазах общую игру с другим человеком.

Допустим, мама и папа могут перекидывать друг другу мячик, при этом радуясь и веселясь. Наверняка малышу захочется присоединиться или занять место одного из взрослых. Очень полезны игры с имитацией звуков животных, трактора, стука и т.д. Подобные игры и занятия отвлекут ребенка от бессмысленной беготни и помогут развить содержательное общение.

11. Свобода от речевых впечатлений

При повышенной нервозности ребенка, связанной с чрезмерной речевой нагрузкой на неокрепшую нервную систему, необходимо обеспечить малышу покой и свободу от излишних впечатлений, прежде всего речевых. Чтобы предотвратить нервозное состояние, необходимо чаще гулять с ребенком на свежем воздухе, играть в подвижные игры, стимулировать общение с ровесниками и не перегружать новой информацией.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что необходимость, а впоследствии и потребность в нормальной человеческой речи может возникнуть только при достаточном общении взрослых с ребенком. Занимайтесь с малышами, и результаты не заставят себя ждать!

luxmama.ru

Как быстро научить ребенка говорить

Для начала давайте разберемся, какие стадии речевого развития проходят все дети и что, по мнению детских логопедов, считается некоторым отклонением от нормы. Вот несколько признаков, которые указывают на то, что вам нужно начать заниматься с малышом и пора обратиться к специалисту:

  1. Ребенок в год не говорит слова. В период от года до полутора вы продолжаете слышать только младенческий лепет. Ваше дитя пытается общаться с помощью жестов и криков и, кажется, не очень хорошо понимает, что вы ему говорите.
  2. Ребенок знает мало слов и не умеет составлять фразы к 2 годам. Вы заметили, что малыш плохо учит новые слова и не умеет составлять короткие фразы. Его общение по‑прежнему состоит из жестов и криков.
  3. После двух лет он не умеет составлять предложения. К трем годам желательно, чтобы малыш умел не только составлять фразы и предложения, но и мог запоминать небольшие стихи и песенки. Кроме того, речь к трем годам должна становиться все более «чистой». В этом возрасте уже можно учить ребенка говорить букву «Р».

Эти характеристики — про вашего малыша? Этому есть несколько причин.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК В ГОД НЕ ГОВОРИТ?

Итак, ваш ребенок не говорит в 1 год (или в 2−3 года). Почему?

  • У него нет потребности начать говорить. Вы прекрасно понимаете его жесты и умеете учитывать все потребности без слов, и у малыша просто нет стимула начать что-то говорить. В этом случае развить речь можно несколькими способами — например, начать водить его в детский сад или просто чаще гулять на детской площадке, где у него появится потребность коммуницировать с другими людьми.
  • Малыш переживает стресс. Если вы переехали, нашли новую няню или в вашей семье произошли иные перемены, это может плохо отразиться на развитии речи. Как научить ребенка говорить? Просто дайте ему время привыкнуть к новым обстоятельствам.
  • Вы мало разговариваете с ним. Когда дети проводят много часов перед компьютером или телевизором, говорить они, как правило, начинают позже своих сверстников. Начните заниматься и больше общаться!
  • У него есть задержки в развитии. Самая серьезная причина, которая требует немедленного обследования. Чем раньше вы поймете, в чем проблема, тем быстрее пойдет прогресс.
  • Индивидуальные особенности. Для того, чтобы выяснить, почему ребенок не говорит, лучше не гадать, а обратиться к специалисту, которые поможет найти реальные причины.

КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Если ваш малыш упорно продолжает молчать, старайтесь не зацикливаться на проблеме и ни в коем случае не сравнивайте чадо с другими детьми. Но бездействовать тоже не стоит.

  1. Обратитесь к психологу, неврологу и логопеду. Это первое, что нужно сделать, чтобы исключить причину задержки развития.
  2. Начните активно заниматься дома. Играйте и разговаривайте. Старайтесь вовлекать малыша в диалог, задавайте вопросы, но ни в коем случае не давите. Пойте песенки (даже если у вас нет голоса — детям это совершенно неважно!), развлекайте дитя веселыми считалками, вместе рассматривайте детские книжки и проговаривайте все, что в них нарисовано. Как быстро научить ребенка говорить: упражнения.
  3. Не говорите «детским языком». Любое коверкание слов препятствует правильному развитию речи. Если ребенок не говорит в 1 год, не поощряйте сокращения, например, «гули-гули» вместо «гулять». Это может стать дополнительным препятствием для развития детской речи в будущем.
  4. Развивайте мелкую моторику. Пальчиковые игры, лепка, завязывание шнурков, рисование пальчиками — все это хорошо способствует развитию участков мозга, которые отвечают за речевую деятельность.

Поделитесь своими приемами, как научить ребенка говорить! Ведь они есть у всех мам, так как каждый малыш требует индивидуального подхода к развитию и обучению.

Фото: fotoimedia / Ingram.

www.goodhouse.ru

Как научить малыша разговаривать | Азбука воспитания

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок» К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи — точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас — это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

umnitsa.ru

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое, даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания:- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого: трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы, Волки, львы, волы, коровы. Кто сумеет повторить?

Не сумел – тебе водить!

*****

В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает,

Кто не верит – выйди вон!

*****

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет – Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое – Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет, Град гулять нам не даёт! Но гроза всё дальше, тише,

Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем – В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем, Прыгаем, гремим, грохочем!

*****

Т

Собаке Лайке гость Принес большую кость. Открыла лайка пасть, Схватила кость и шасть Под Настину кровать, Чтоб кот не мог достать. Собака: хрусть да хрусть, Но вдруг – какая грусть! – Застряла в пасти кость И колет, словно гвоздь! Котенок крикнул: «Насть! Раскрой собаке пасть!». Схватил когтями кость И спас собаку гость. Котенок, Костя, Настя Сияют все от счастья! Весь день котёнок Вася Учил собаку Насти: «Жадных, знай, никто не любит,

Жадность, знай, тебя погубит!».

*****

Т-К

Татке надели Тапки на лапки. Тапки – на Татке.

На тапках – заплатки.

Скинула Татка Тапки в заплатках. — Дайте носочки!

— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки На Таткины ножки! Наденьте перчатки

На рученьки Татки!

Накиньте платочек В синий цветочек! Теперь всё в порядке

У модницы Татки.

*****

Д

Бездельники

Ходили, бродили, Судили, рядили, Галдели, гудели

Без дела, без цели.

Недели проходят, Года пролетели… Бездельники бродят

Без дела, без цели…

*****

Дразнилка

Жадина, жадина, Съела шоколадину, Съела виноградину, Смородину – громадину, Съела девять видиков, Девятнадцать ходиков, Девяносто гвоздиков,

Десять пароходиков!

*****

Б

Робин – Бобин – Барабек Съел барана на обед, Съел быка, балык, бобы, Борщ, бульон, блины, грибы Яблоко, арбуз, бананы, Кабачки и баклажаны, Съел клубнику и бруснику, Барбарис и голубику, Съел батон, бисквит, буханку,

Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит: — Невелик мой аппетит. Я обедом недоволен…

Может быть, я очень болен?

*****

Музыканты

Барабан, баян и трубы, Балалайка, бубен, тубы. Мы играем, бьем, бренчим,

Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет Винтокрылый вертолет. Ни разгона, ни разбега:

Раскрутили винт – и в небо.

*****

Трамвай

Трамвай гремит, Трамвай звонит, По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит.

Кто хочет прокатиться?

***** Метро

Нам проехать не хитро Через город на метро: Нет машин и пешеходов, Перекрёстков, переходов – Путь проложен под землей

Самый быстрый и прямой.

*****

Корабль

Посмотри: Корабль старинный С парусами, С мачтой длинной, У штурвала – рулевой, Ветер дует за кормой. Ветер парус надувал,

По морям кораблик гнал.

*****

Троллейбус

Затормозил У тротуара Синий троллейбус, Круглые фары. Вошли пешеходы, Лишь двери открылись, И в пассажиров

Все превратились.

*****

По небу летит ракета. По дороге едет карета.

На лугу пасется корова У царя золотая корона.

На березе сидит ворона. Во дворе открыты ворота.

*****

Задали Мише урок Со словами: дорога, порог, Ворона, сорока, бараны,

Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели Рассказ сочинить за неделю. Мама сказала сыну:

— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси. Над озером дождь моросит. Растут у дороги ромашки

И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт, Ароматную «кашку» жуёт. Идёт по дороге баран,

Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует, Горох и корки ворует. Стоит конура у забора,

Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах, Ждет деток своих, зовет их (Сорока кашу варила,

А деток еще не кормила).

А розовые поросятки (Совсем расшалились ребятки) Корыто с водой опрокинули

И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает И каркает – их ругает! Миша учил старательно,

Но не очень внимательно,

И вот какая картина Получилась в рассказе сына: «По озеру, как пароход,

Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран Рогами стучит в барабан! По дороге идут караси

(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова Мычит воробью: — Здорово! Пируй, дорогой, на здоровье

И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает И очень старательно лает. Поросята сидят на воротах

И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох, Сорок ворон обокрали сорóк. Воробей вызывает ворону

На разговор к телефону».

*****

Спорили, ссорились Андрей с Григорием: — Я – говорит Андрей, —

Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, — Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: — Помирились, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить,

Помирить, передружить сумею!

*****

Скороговорки

Постой-ка, постройка Простую постройку. Постой на простой постройке, Постой на пустой постройке, Постой на пустой, Постой на простой,

На пустой, на простой постройке!

*****

Мандаринки у Иринки, У Иринки мандаринки.

*****

Фонари на двери. На двери фонари.

*****

Тетерев на дереве, На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

К

*****

Котя-котя, кыс-кыс-кыс, Ты ловил сегодня крыс? Крыски вышли погулять.

Котик, нужно их поймать!

*****

Кашу варим каждый день. Кушать кашу нам не лень. Каша нам дает все силы,

С кашей будем мы красивы.

*****

Г

*****

Гуси-гуси, га-га-га! Гонят их все со двора. Гуси вышли на газон.

«Га-га-га!» — кричат на нем.

*****

Гоша в городе гулял. Гену Гоша там искал. Где живет его друг Гена,

Год назад сказала Лена.

*****

Р

*****

«Р-р-р, — тигренок зарычал, — Разных я зверей встречал. Но тигрята р-р-р-рычат

Лучше всех зверей-ребят!»

*****

Радуга красками небо Вдруг разукрасила смело. Радостно вновь по дорожке

Прыгают Ромка с Антошкой.

*****

В

*****

Восемь вежливых медведей Вместе кашу всю доели. Всех перепугав соседей,

Благодарно заревели.

*****

Вася, Вова и Виталик Взяли с краской синей валик. Валиком ворота красить

Им доверил папа Васи.

*****

Восемь вафель и ватрушек Вова будет с Васей кушать. Вася быстро съел все вафли.

Вова будет рад навряд ли.

*****

М

*****

Маша мыла руки с мылом, Заодно помыла сливу. Маша Милу угостила,

Мила улыбнулась мило.

*****

Мама, можно мне гулять? Меня Маша может ждать. Мы хотели вместе с Машей

Мелом рисовать с Наташей.

*****

Н

*****

Ночью нужно нам всем спать, Чтобы сны все повидать. Ночью Нину-Антонину

Навещает фея Нила.

*****

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,- Обзываться некрасиво. Нужно нам всем маму слушать

И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

З-С

*****

За соской Зося вниз пошла, Но соски Зося не нашла. Заснуть у Зоси не выходит,

И Зося соску ищет, ходит.

*****

Саша с Зоей в сад за сливой Шли, держась за ручки мило. Зоя Саше вслух сказала:

«Краше сада я не знала!».

*****

Взрыв салюта – сильный звук. Сразу исчезает слух. Ушки ты свои закрой.

Тише звук – слух чище твой.

*****

Д-Т

*****

Дятел долбит для детей Дом-дупло уж девять дней. Дети дятла будут там

Долбить дырки по утрам.

*****

«Дотёр до дыр я тряпку дома, — С досадой Диме сказал Тёма, — Вот, Дима посмотри на дыры!

Я не дочистил половины!»

*****

Сидит дятел долбит дуб. В этом деле дятел крут! Дятел деток долбить учит.

Детки дятла не конючат.

*****

В-Ф

*****

Вафли с кофе во дворе – Фросин завтрак по весне. Вот бы Фросю попросить

Вафлями всех угостить.

*****

В руки я флажок возьму, Всем флажком я помашу. Вот какой флажок в руке!

Всем флаг виден вдалеке.

*****

Финики возьму в дорогу. Заверну в фольгу немного. По два финика нам всем.

Финики всегда я ем.

*****

Б-П

*****

Бык по полю быстро ходит, Бык пыхтит, бык к нам подходит. Быстро с Петей побежали.

Бык, похоже, бежит с нами.

*****

Боря и Петя пошли на борьбу. Боря хотел раз устроить пальбу. Но Петя у Бори забрал пистолет:

Умел он бороться, Борис – пока нет.

*****

Бобов чуть больше половины Отсыпал нам по-братски Дима. Бобов побольше нам бы кушать,

Побольше бы нам папу слушать.

*****

Ж-Ш

*****

По жаре шоссе шипит. «Жарко, шумно, — говорит, — Жутко быстро все машины

По жаре сжигают шины».

*****

Шажок один, шажок другой. Прыжок и снова шаг ногой. Шагаю живо, широко.

Шагать с желаньем так легко.

*****

Жутко шумно жук жужжал. Шум жужжаньем создавал. Подошел я сам к жуку.

«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Ы

*****

Рыба к рыбе подплыла: «Я в Крыму вчера была. Крабы и дельфины в море

Отдыхают на просторе».

*****

Есть у Димы две машины, Есть и мячик из резины. Если б был батут у Димы,

Был бы он совсем счастливый.

*****

Рысь рычала на рысенка: «Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку, А ведь вы дружить должны.

Сёстры, братья всем нужны!»

*****

О

*****

Очень скучно во дворе – Оли с Толей нет нигде. Олю увезли на море.

С бабушкой уехал Толя.

*****

Ехал паро-паровоз. Он дрова в деревню вёз. Очень часто паровозик

В ту деревню что-то возит.

*****

«Очень хочется на море, — Говорит подружке Соня, — Я люблю на Черном море

Загорать и плавать вдоволь».

*****

А

*****

Астры Ася очень любит И выращивать их будет. А потом все астры Ася

Девочкам подарит в классе.

*****

Арбузы бабушка купила, Сначала их так много было. Но Аля быстро все их съела,

Заметить даже не успела.

*****

Зайка собирал мозайку, А енот читал Незнайку. Ёж в альбоме рисовал,

Братец лис ворон считал.

*****

И

*****

Синий иней всё покрыл – Им морозец наследил. Зимушка-зима пришла,

С собой иней принесла.

*****

Сливы синие висели, Приглашали, чтоб их ели. Сливы в миску собираю,

Иру, Вику угощаю.

*****

Лилия и просто Лиля – Лишь одно и то же имя. Так же Рита-Маргарита,

Виталина – это Вита.

*****

У

*****

У меня уроков много. Позову сестру в подмогу. Выучить уроки дружно

Много времени не нужно.

*****

У кукушки кукушонок Говорит «ку-ку» спросонок. Кукушонку утро любо,

Гусениц он съел бы блюдо.

*****

У Ульяны есть юла. Кукла есть, и не одна. Дональд Дак, утенок, есть –

Всех игрушек нам не счесть.

*****

Е

*****

Еле-еле душа в теле, Черепашка поползла. Шаг ее всегда размерен,

Не спеша живет она.

*****

Елена любит полениться, Лениться Лене не годится. Лентяйкой Лене стыдно быть,

О лени нужно ей забыть.

*****

Ежедневно у енота Есть одна только забота: Находить себе еду,

Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Т

*****

Трём-потрём, трём-потрём, Чистой тряпкой всё протрём. Убираем всё, метём.

А потом гулять пойдём.

*****

Тётя Таня, посмотри, Я котлет съел целых три. А теперь я тортик буду –

Приготовь большое блюдо!

*****

Три котенка так играли, Что игрушки растеряли. Ищут тут и смотрят там…

«Попадёт от мамы нам!»

*****

Д

*****

В дудочку, ду-ду, ду-ду, Песенку дудеть могу. Дважды в день её беру

И играю: «Ду-ду-ду».

*****

Дайте яблочка две дольки: Долька – мне и долька – Тольке. С другом поделюсь всегда.

Не был жадным никогда!

*****

Даша, Дина и Дарина Дружат с Даней, дружат с Димой. В садик вместе они ходят,

Дружно время все проводят.

*****

С

*****

Сорока прилетела в сад. Садовник этому не рад. Стащить сорока может сливы,

А сливы сладкие на диво.

*****

Сорок семь сомов поймал Наш сосед рыбак Иван. Всем селом ему сказали:

«Столько рыбы не видали!»

*****

Сашу Сонечка спросила: «Сколько сушек всего было?» Саша быстро посчитала,

«Семь» — уверенно сказала.

*****

Б

*****

Бабушка блины пекла, Внука Борю позвала. Боря ел блины с грибами,

А с брусникой блины — маме.

*****

«Баю-бай, баю-бай, Бегемотик, засыпай» — Пела мама-бегемот,

Королева всех болот.

*****

У барашка – барабан. Барабанит по утрам. У бычка есть балалайка,

Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

*****

П

*****

Пароходик по реке, Плыл так плавно, налегке. В порт зашел наш пароход —

Пассажиров он везёт.

*****

Полю покатать на пони Папа в парк привел с утра. Пони милую в попоне

В парке ждет вся детвора.

*****

Паучок сплел паутинку. Паутинка как картинка. Он в нее поймает мушек.

Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

ПРО ТАНЮ

Ша-ша-ша-ша, Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, И поет хорошо. Шу-шу-шу-шу, Поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши,

Любят песни малыши.

ЕЖИК

Жа-жа-жа-жа, Есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи, Но не шьют, увы, ежи. Жу-жу-жу-жу, Нитки не нужны ежу. Же-же-же-же,

Это песня о еже.

СВЕЧА

Ча-ча-ча-ча, На столе горит свеча. Чо-чо-чо-чо, Ой, как свечке горячо. Чу-чу-чу-чу, Я подую на свечу. Чи-чи-чи-чи,

Пламя сдую у свечи.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща, В дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу, Зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще, Буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё,

И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша, Пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу-шу, Поем песню малышу. Ши-ши-ши, С нами пели камыши. Шо-шо-шо,

Получилось хорошо.

http://roditeli.ua

azbyka.ru


Смотрите также