Границы сердца у детей


Границы сердца у детей в норме таблица

Граница

Возраст детей

До 2 лет

2-6 лет

7-12 лет

Относительная сердечная тупость

Правая

По правой парастернальной линии

На 2-1 см кнутри от парастернальной линии

На 0,5-1 см кнаружи от правого края грудины

Верхняя

2 ребро

2 межреберье

3 ребро

Левая

2-1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии

По левой средне-ключичной линии

На 1 см кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления (см)

6-9

8-12

9-14

Абсолютная сердечная тупость

Правая

Левый край грудины

Верхняя

3 ребро

3 межреберье

4 ребро

Левая

По наружному ободку околососкового кружка

По средне-ключичной (сосковой) линии

Кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления (см)

2-3

4

5-5,5

Для определения правой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят на расстоянии 1—2 см от правой границы относительной тупости параллельно правому краю грудины и передвигают его кнутри до появления абсолютно тупого звука. Отметку границы делают по краю пальца, обращенному к границе относительной тупости.

Для определения левой границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят параллельно левой границе сердца в зоне относительной тупости, несколько кнаружи от нее, и перкутируют, передвигая палец до появления тупого звука. Отметку границы наносят по наружному краю пальца.

При определении верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на верхнюю границу относительной сердечной тупости у края грудины параллельно ребрам и спускаются вниз до появления тупого звука.

Границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастных групп представлены в таблице 11.

Поперечник сердца — это расстояние от правой до левой границы относительной тупости, определяемое в сантиметрах.

У детей первого года жизни поперечник сердца составляет 6—9 см, у детей 2—4 лет 8—12 см, у детей дошкольного и школьного возраста 9—14 см.

Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными («кольцом» согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка.

У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явле­ния, которые называются сердечными тонами.

I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий.

II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов.

Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам — источникам звукообразования.

Общепринятые точки и порядок аускультации

  1. Область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье справа у края грудины — выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье слева от грудины - выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии.

  2. У основания мечевидного отростка грудины — выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана.

  3. Точка Боткина - Эрба (место прикрепления 3—4 ребер слева к грудине) - выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца.

При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I).

Звуковые явления в различных точках аускультации следует изображать графически.

У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы.

У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной ар­терии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12— 18 месяцам сила I и II тонов у основания сердца сравнивается, а с 2—3 лет начинает превалировать II тон.

В точке Боткина сила I и II тонов приблизительно одинакова.

Исследование пульса

Учитывая лабильность пульса у детей (при крике, волнении он учащается на 20—100%), рекомендуется считать его либо в начале, либо в конце обследования, а у детей младшего возраста и очень беспокойных детей — во время сна. Исследуется пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной, подколенной и артерии тыла стопы.

Пульс на a. radialis следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Кисть ребенка захватывается правой рукой врача в области лучезапястного сустава с тыльной стороны. Пальпация артерии проводится средним и указательным пальцами правой руки.

На височной артерии пульс исследуется прижатием артерии к кости указательным и средним пальцами.

При беспокойстве ребенка и затруднении пальпации на руке пульс исследуется на бедренной и подколенной артериях в вертикальном и горизонтальном положении ребенка. Ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерий из-под пупартовой связки и в подколенной ямке.

Пальпацию сонных артерий осуществляют мягким надавливанием на внутренний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне перстневидного хряща гортани.

Пульс на a. dorsalis pedis определяется при горизонтальном положении ребенка. Второй, третий и четвертый пальцы врача помещаются на границе дистальной и средней трети стопы.

Характеризуются следующие свойства пульса: частота, ритм, напряжение, наполнение, форма.

Для определения частоты пульса подсчет ведется не менее одной минуты. Частота пульса меняется в зависимости от возраста ребенка

Возраст детей

Средняя частота пульса в минуту

Новорожденные

140—160

1 год

120

5 лет

100

10 лет

90

12—13 лет

80—70

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами. В норме пульс ритмичен, пульсовые волны следуют через равные промежутки времени.

Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить для сдавливания пальпируемой артерии. Различают напряженный, или твердый (pulsus durus), и напряженный, мягкий, пульс (p. mollis).

Наполнение пульса определяется количеством крови, образующим пульсовую волну. Исследуется пульс двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление прекращают и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. Различают полный пульс (p. pie nus) — артерия имеет нормальное наполнение -и пустой (p. vacuus) — наполнение меньше обычного.

Величина пульса определяется на основании суммарной оценки наполнения и напряжения пульсовой волны. По ве­личине пульс делят на большой (p. magnus) и малый (р. рагvus).

Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (p. celer); при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (p. tardus).

Правила измерения АД

- Перед измерением АД пациенту необходимо отдохнуть в течение 5 минут.

- Измерение АД должно проводиться в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре. Непосредственно в комнате, где проводится измерение АД, должны быть кушетка, стол, место для исследователя, стул для пациента с прямой спинкой и, по возможности, регулируемой высотой сиденья, или приспособления для поддержания руки пациента на уровне сердца. Во время измерения пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами, не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения АД.

- Измерение артериального давления должно проводиться не раньше, чем через 1 час после приема пищи, употребления кофе, прекращения физических нагрузок, пребывания на холоде и контрольных работ в школе.

- Плечо пациента должно быть освобождено от одежды, рука должна удобно лежать на столе (при измерении АД в положении сидя) или на кушетке (при измерении АД в положении лёжа), ладонью кверху. При измерении АД на руках манжета накладывается на 2 см выше локтевого сгиба, при этом под манжету можно свободно подвести палец.

- При измерении АД на нижних конечностях ребёнок лежит на животе, а манжета накладывается на бедро так, чтобы нижний край манжеты был на 2-2,5 см выше подколенной ямки. Стетоскоп прикладывается к подколенной ямке (области подколенной артерии)

- Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.

У детей до 9 месяцев АД на нижних конечностях равно АД на верхних конечностях. Затем, когда ребёнок принимает вертикальное положение, АД на нижних конечностях становится выше на 20-30 мм.рт.ст

В норме АД оценивается по формулам:

До 1 года (Попов А.М.) САД=76+2n, где n – возраст в месяцах, ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

Старше 1 года:

САД=100+2n, где n-возраст в годах (Попов А.М.), ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

САД=80+2n (Молчанов В.И.)

САД=90+2n (Воловик А.Б.)

САД=102+0,6n, ДАД=63+0,4n (Волынский)

Основные критерии изменений АД

Нормальное АД - средние уровни САД и ДАД не выходят за пределы 10 и 90 центилей значений для данного возраста и роста.

Высокое нормальное АД - САД и ДАД, уровень которого находится в пределах 90-го и 95-го центилей для соответствующего возраста и роста.

Артериальная гипертензия определяется как состояние, при котором средний уровень САД и/или ДАД, рассчитанный на основании трех отдельных измерений, равен или превышает 95-й центиль для соответствующего возраста и роста.

Таблица 12

xn----8sbarpmqd5ah2ag.xn--p1ai

Перкуторные границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастов [Молчанов в. И., 1970]

Граница

Возраст детей

До 2 лет

2-6 лет

7-12 лет

Относительная сердечная тупость

Правая

По правой парастернальной линии

На 2-1 см кнутри от парастернальной линии

На 0,5-1 см кнаружи от правого края грудины

Верхняя

2 ребро

2 межреберье

3 ребро

Левая

2-1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии

По левой средне-ключичной линии

На 1 см кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления (см)

6-9

8-12

9-14

Абсолютная сердечная тупость

Правая

Левый край грудины

Верхняя

3 ребро

3 межреберье

4 ребро

Левая

По наружному ободку околососкового кружка

По средне-ключичной (сосковой) линии

Кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления (см)

2-3

4

5-5,5

Для определения правой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят на расстоянии 1—2 см от правой границы относительной тупости параллельно правому краю грудины и передвигают его кнутри до появления абсолютно тупого звука. Отметку границы делают по краю пальца, обращенному к границе относительной тупости.

Для определения левой границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят параллельно левой границе сердца в зоне относительной тупости, несколько кнаружи от нее, и перкутируют, передвигая палец до появления тупого звука. Отметку границы наносят по наружному краю пальца.

При определении верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на верхнюю границу относительной сердечной тупости у края грудины параллельно ребрам и спускаются вниз до появления тупого звука.

Границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастных групп представлены в таблице 11.

Поперечник сердца — это расстояние от правой до левой границы относительной тупости, определяемое в сантиметрах.

У детей первого года жизни поперечник сердца составляет 6—9 см, у детей 2—4 лет 8—12 см, у детей дошкольного и школьного возраста 9—14 см.

Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными («кольцом» согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка.

У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явле­ния, которые называются сердечными тонами.

I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий.

II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов.

Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам — источникам звукообразования.

Общепринятые точки и порядок аускультации

  1. Область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье справа у края грудины — выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье слева от грудины - выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии.

  2. У основания мечевидного отростка грудины — выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана.

  3. Точка Боткина - Эрба (место прикрепления 3—4 ребер слева к грудине) - выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца.

При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I).

Звуковые явления в различных точках аускультации следует изображать графически.

У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы.

У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной ар­терии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12— 18 месяцам сила I и II тонов у основания сердца сравнивается, а с 2—3 лет начинает превалировать II тон.

В точке Боткина сила I и II тонов приблизительно одинакова.

Исследование пульса

Учитывая лабильность пульса у детей (при крике, волнении он учащается на 20—100%), рекомендуется считать его либо в начале, либо в конце обследования, а у детей младшего возраста и очень беспокойных детей — во время сна. Исследуется пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной, подколенной и артерии тыла стопы.

Пульс на a. radialis следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Кисть ребенка захватывается правой рукой врача в области лучезапястного сустава с тыльной стороны. Пальпация артерии проводится средним и указательным пальцами правой руки.

На височной артерии пульс исследуется прижатием артерии к кости указательным и средним пальцами.

При беспокойстве ребенка и затруднении пальпации на руке пульс исследуется на бедренной и подколенной артериях в вертикальном и горизонтальном положении ребенка. Ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерий из-под пупартовой связки и в подколенной ямке.

Пальпацию сонных артерий осуществляют мягким надавливанием на внутренний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне перстневидного хряща гортани.

Пульс на a. dorsalis pedis определяется при горизонтальном положении ребенка. Второй, третий и четвертый пальцы врача помещаются на границе дистальной и средней трети стопы.

Характеризуются следующие свойства пульса: частота, ритм, напряжение, наполнение, форма.

Для определения частоты пульса подсчет ведется не менее одной минуты. Частота пульса меняется в зависимости от возраста ребенка

Возраст детей

Средняя частота пульса в минуту

Новорожденные

140—160

1 год

120

5 лет

100

10 лет

90

12—13 лет

80—70

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами. В норме пульс ритмичен, пульсовые волны следуют через равные промежутки времени.

Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить для сдавливания пальпируемой артерии. Различают напряженный, или твердый (pulsus durus), и напряженный, мягкий, пульс (p. mollis).

Наполнение пульса определяется количеством крови, образующим пульсовую волну. Исследуется пульс двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление прекращают и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. Различают полный пульс (p. pie nus) — артерия имеет нормальное наполнение -и пустой (p. vacuus) — наполнение меньше обычного.

Величина пульса определяется на основании суммарной оценки наполнения и напряжения пульсовой волны. По ве­личине пульс делят на большой (p. magnus) и малый (р. рагvus).

Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (p. celer); при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (p. tardus).

Правила измерения АД

- Перед измерением АД пациенту необходимо отдохнуть в течение 5 минут.

- Измерение АД должно проводиться в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре. Непосредственно в комнате, где проводится измерение АД, должны быть кушетка, стол, место для исследователя, стул для пациента с прямой спинкой и, по возможности, регулируемой высотой сиденья, или приспособления для поддержания руки пациента на уровне сердца. Во время измерения пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами, не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения АД.

- Измерение артериального давления должно проводиться не раньше, чем через 1 час после приема пищи, употребления кофе, прекращения физических нагрузок, пребывания на холоде и контрольных работ в школе.

- Плечо пациента должно быть освобождено от одежды, рука должна удобно лежать на столе (при измерении АД в положении сидя) или на кушетке (при измерении АД в положении лёжа), ладонью кверху. При измерении АД на руках манжета накладывается на 2 см выше локтевого сгиба, при этом под манжету можно свободно подвести палец.

- При измерении АД на нижних конечностях ребёнок лежит на животе, а манжета накладывается на бедро так, чтобы нижний край манжеты был на 2-2,5 см выше подколенной ямки. Стетоскоп прикладывается к подколенной ямке (области подколенной артерии)

- Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.

У детей до 9 месяцев АД на нижних конечностях равно АД на верхних конечностях. Затем, когда ребёнок принимает вертикальное положение, АД на нижних конечностях становится выше на 20-30 мм.рт.ст

В норме АД оценивается по формулам:

До 1 года (Попов А.М.) САД=76+2n, где n – возраст в месяцах, ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

Старше 1 года:

САД=100+2n, где n-возраст в годах (Попов А.М.), ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

САД=80+2n (Молчанов В.И.)

САД=90+2n (Воловик А.Б.)

САД=102+0,6n, ДАД=63+0,4n (Волынский)

Основные критерии изменений АД

Нормальное АД - средние уровни САД и ДАД не выходят за пределы 10 и 90 центилей значений для данного возраста и роста.

Высокое нормальное АД - САД и ДАД, уровень которого находится в пределах 90-го и 95-го центилей для соответствующего возраста и роста.

Артериальная гипертензия определяется как состояние, при котором средний уровень САД и/или ДАД, рассчитанный на основании трех отдельных измерений, равен или превышает 95-й центиль для соответствующего возраста и роста.

Таблица 12

studfiles.net

Сентябрь 21, 2013 — НМУ

СМЕШАННЫЕ ДИСТРОФИИ Читать далее

ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ И СТРОМАЛЬНО-СОСУДИСТЫЕ ДИСТРОФИИ Читать далее

Энергетический обмен у детей. Закономерности возрастных изменений. Особенности нейроэндокринной регуляции обменных процессов у детей. Особенности термогенеза и терморегуляции в детском возрасте. Читать далее

Семиотика заболеваний ССС у детей Читать далее

Иммунная система. Особенности функционирования иммунной системы у новорожденных и детей других возрастных групп. Понятие о иммунодефицитных состояниях, классификация. Методика исследования, семиотика поражения. Читать далее

Особенности периода новорожденности. Пограничные состояния новорожденных. Оценка состояния новорожденного. Читать далее

Периоды детства Читать далее

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей Читать далее

Физическое развитие ребенка.  Соматометрия. Методы оценки физического развития. Семиотика нарушений физического развития. Читать далее

nmuaz.wordpress.com

Границы сердца у детей: способы определения, нормы по возрасту, отклонения

В последнее время отмечается рост патологий у детей, связанных с сердечно-сосудистой системой. При раннем выявлении недуга процент выздоровления намного выше. Одним из эффективных методов определения работоспособности главного органа в организме является перкуссия. Рассмотрим алгоритм определения границ сердца у детей, причины отклонений от нормы, а также на какие заболевания они указывают и как их предотвратить.

Особенности сердечно сосудистой системы ребенка

Сердечная мышца у ребенка имеет свои анатомические особенности в зависимости от возраста. К примеру, при рождении масса сердца составляет всего 0,8 % от общего веса малыша (22 г), у взрослых – 0,4 %. Желудочки (правый и левый) практически одинаковы по массе, толщина стенки всего 5 мм. К году масса сердца увеличивается вдвое, к 3 годам – в три раза, к шести годам – в 11 раз. С возрастом растет нагрузка на левый желудочек, толщина его стенок к 14 годам достигает 10 мм, а правого – всего 6 мм.

По мере взросления происходит также созревание тканей, уплотнение соединительной ткани и разрастание артерий, с помощью которых происходит кровоснабжение. До 12 лет у ребенка аорта уже легочной артерии, потом просветы становятся одинаковыми, а границы сердца у детей формируются до 15 лет. С возрастом также увеличивается объем кровотока.

Различия также есть в анатомическом расположении сердца у детей и взрослых:

  • У малышей сердце расположено выше, по мере взросления оно опускается. В первую очередь это обусловлено строением диафрагмы.
  • При рождении сердце малыша напоминает шарик. На протяжении первых лет жизни оно перемещается внутри клетки и постепенно спускается.
  • Различие есть и в частоте сердцебиения, у малышей пульс более частый по сравнению со взрослыми, поскольку сердечная мышца сокращается быстрее и обмен веществ происходит интенсивно.

Как проводится исследование работы сердце у детей

Перед тем как определить границы сердца у детей, необходимо исследовать главный орган на работоспособность. Первый показатель – это частота пульса. Он должен быть симметричен на обеих руках. К характеристикам пульса также относятся такие свойства, как ритмичность, напряжение, наполнение, величина и форма.

При этом учитывается, что показатели сердцебиения могут быть индивидуальными. В зависимости от возраста есть определенные нормы, отклонения от которых может состоять в пределах 20 %. Если пульс более частый – налицо тахикардия, замедленный ритм сердца говорит о брадикардии. Частота пульса подсчитывается за минуту в перерывах между физическими нагрузками. Ритмичность – это когда его измеряют через определенные промежутки времени.

Отклонения от нормальных показаний могут быть вызваны различными заболеваниями, даже не связанными с органами сердечно-сосудистой системы. Но это повод обратиться к врачу. Определить работу сердца можно с помощью кардиограммы разовой или с измерением показателей на протяжении суток, чтобы заметить, как и когда меняется состояние сердечной мышцы.

Особенности расположения сердца у детей по возрасту

Существуют показатели работы сердечной мышцы, которые определяют нормальное развитие ребенка. В первую очередь это относится к размерам и расположению сердца, что обусловлено анатомическим строением как детей, так и взрослых.

Определение границ сердца у детей позволяет оценить функциональность органа, а также выявить возможные патологии в его развитии. Различают границы относительной и абсолютной тупости сердца по возрасту:

  • до двух лет орган расположен в 2 см от левой сосковой линии, вверху на уровне второго ребра;
  • к семи годам – в 1 см от левой сосковой линии, а вверху в районе 2-го межреберья;
  • к 12 годам — на уровне левой сосковой линии и третьего ребра.

Границы абсолютной тупости главного органа вне зависимости от возраста выглядят так: правая сторона располагается на уровне левой стернальной линии, вверху до двух лет на уровне 3-го ребра, до семи лет – 3-го межреберья, к 12- годам – на уровне 4-го ребра.

Полученные знания о месте расположения сердца в зависимости от возраста позволяют выслушать орган стетоскопом и оценить работу его компонентов. Этот физический метод диагностики называется аускуляцией сердца и проводится в 5 разных точках:

  1. Митральный клапан прослушивается в области верхушечного толчка.
  2. Клапан аорты – во 2-м межреберном промежутке с правой стороны.
  3. Клапан легочной артерии — во 2-м межреберном промежутке с левой стороны,
  4. Трехстворчатый клапан – в основании мечевидного отростка грудины.
  5. Клапан аорты – в точке Боткина-Эрба (4 межреберный промежуток слева от грудины).

При оценке аускуляции можно оценить работу сердца по следующим показателям:

  • громкость, ясность и чистота тонов;
  • ритмичность;
  • соотношение тонов;
  • наличие или отсутствие шумов.

У здоровых детей слышны громкие, ясные и ритмичные тоны, шумы отсутствуют. Если присутствует шум, это говорит о патологии, которую исследуют на локализацию, интенсивность и продолжительность.

Способы определения границ сердца у детей

Методом перкуссии можно определить размер, положение и конфигурацию сердца как у детей, так и у взрослых. Ее можно проводить в вертикальном и горизонтальном положении. Различают также непосредственную перкуссию, определяющую размеры и конфигурацию органа у малышей и опосредованную – применяется у подростков.

Перкуссия границ сердца у детей, основные правила:

  1. Абсолютные границы сердца определяют тишайшей перкуссией, относительные - тихой.
  2. Проводят метод исследования вдоль межреберий, двигаясь от легких к сердцу (легочный звук более ясный, потом идет тупой), при этом палец двигается параллельно границе сердца, которая определяется заранее.
  3. Абсолютную границу определяют по внутреннему краю пальца, относительную – по внешнему.
  4. В орто-сагитальной плоскости перкусия определяет левую границу относительной сердечной тупости.
  5. Процедуру проводят в определенной последовательности.

Определение границ сердца у детей методом перкуссии проводят по следующей последовательности:

  • определяется высота стояния диафрагмы;
  • правую границу определяют на одно ребро выше (4-е межреберье), далее – левую границу;
  • верхушечный толчок находят пальпаторно и по этому межреберью (по 4 или 5) определяют левую границу органа.

Относительные и абсолютные границы сердца у ребенка

Рассматривая размер, конфигурацию и расположение сердца, стоит отметить, что его границы зависят от возраста. К примеру, границы сердца у ребенка 5 лет выглядят следующим образом: верхняя граница на уровне 2-го межреберья, правая – на расстоянии 1 см от правой грудинной линии, а левая – на 1 см от левой грудинной линии.

До двух лет орган у малыша находится в 2 см от грудинных линий, потом происходит его перемещение и увеличение в размерах. Также меняется и его конфигурация - из круглого шарика оно превращается в полость опуклой формы, похожую на сердце.

Причины смещения границ

Возможно смещение границ сердца у детей, которое не зависит от естественных процессов, то есть возраста, а связано с патологией. Здесь специалисты определяют не только угол смещения, но и его направление.

О чем говорит характер смещения границ сердца?

  • Смещение в правую сторону говорит о кардиальных или экстракардиальных причинах – может свидетельствовать о гипертрофии правых отделов сердца (дефекте межпредсердной перегородки). Также может быть следствием пневмоторакса, хронической пневмонии, бронхиальной астмы или коклюша.
  • Смещение влево – говорит о гипертрофии левого желудочка, недостаточностью митрального клапана или об увеличении правой стороны сердца также может быть следствием сепсиса, инфекционных заболеваний и правостороннего экссудативного плеврита.
  • Смещение вверх – может быть причиной гипертрофии или дилятации обоих желудочков (стеноз и недостаточность митрального клапана), кардит, кардиомиопатия, фиброэластоз.
  • Смещение во все стороны возникает при экссудативном плеврите, гипертиреозе и гипотиреозе.

Уточнить диагноз, полагаясь на знания о границах сердца у детей по возрасту, можно с помощью выслушивания работы органа. При этом стоит помнить, что при метеоризме, асците, опухолях наблюдается увеличение размеров абсолютной тупости, при эмфиземе легких, пневмотораксе, энтероптозе – уменьшение.

Оценить показатели главного органа можно по другим факторам, если границы сердца у детей в норме. В первую очередь исследуется сердцебиения малыша, то есть его частота (ЧСС). Нормальные показатели новорожденных малышей – 100–160 уд./мин, деток до 10 лет – 700-120 ударов в минуту, до 12 лет – 60–100 уд./мин.

При этом синусовая аритмия, то есть нерегулярность сердечного ритма (замедление и ускорение), для детей считается вполне нормальным явлением. Ее можно выявить с помощью ЭКГ и она не вызывает беспокойства. Врачи ориентируются на усредненные показатели сердцебиения детей в зависимости от возраста.

Нормальные показатели ЧСС детей по возрасту:

  • 1 месяц – 140 уд/мин (отклонения от нормы, невызывающие беспокойства от 110 до 170 уд/мин);
  • 12 месяцев – 130 уд/мин (100–170 уд/мин);
  • 3 года – 105 уд/мин (85–130 уд/мин);
  • 5 лет – 95 уд/мин (за отсутствием смещения границ сердца у ребенка 5 лет пульс может колебаться от 75 до 125 уд/мин);
  • 8 лет – 90 уд/мин (70–115 уд/мин);
  • 10 лет – 85 уд/мин (65–110 уд/мин);
  • 12 лет – 80 уд/мин (60–105 уд/мин);
  • 15 лет – сердцебиение почти как у взрослого человека и составляет 75 уд/мин (колебания от 55 до 110 уд/мин считаются нормальными).

Учащенное сердцебиение при его нормальном расположении может быть вызвано психоэмоциональным состоянием малыша (плачем). А вот замедленное должно насторожить. Это может свидетельствовать о врожденных проблемах, которые привели к нарушению ритма. У подростков может быть брадикардия, то есть замедление сердечного ритма. Чаще всего она наблюдается у тех, кто активно занимается спортом.

Обратиться к врачу стоит при выявлении сердечного ритма у ребенка меньше 50 уд/мин, длительных по продолжительности перебоев ритма сердца (оно должно работать без остановок) или резкого ускорения ЧСС без причины.

Что влияет на изменение частоты пульса?

Определение границ сердца у детей 5 лет (в особенности перед школой) является важным показателем, который определяет отсутствие патологий. Не менее важным критерием оценки органа является и частота пульса. Но что может привести к изменениям в ЧСС, то есть замедлить или ускорить его?

Способствовать брадикардии могут физиологические факторы: усиленная физическая нагрузка, длительный сон, охлаждение тела, прием седативных препаратов. Стоит также отметить, что она может свидетельствовать о других нарушениях: отравлении, язве, инсульте, черепно-мозговой травме, повышенном артериальном давлении, опухоли, заболевании нервной системы, сердечной недостаточности, анемии, гипертиреозе и патологии в работе сердца.

Показатели ЧСС у ребенка могут меняться по ряду причин:

  • нарушения в сердечной деятельности;
  • недостаток кислорода в легких;
  • снижение содержания кислорода в крови и патологии органа.

Как правило, такие показатели далеки от нормы ребенка по возрасту, поэтому требуют постоянного наблюдения.

Профилактика

Нормальное сердцебиение и правильное расположение сердца в пределах нормы границ обеспечивает хорошее снабжение кровью жизненно важных органов, в первую очередь мозга. Для того чтобы защитить ребенка от проблем с сердцем существуют профилактические меры:

  • Занятия спортом (около получаса в день) – это даже может быть прогулка на свежем воздухе.
  • Отсутствие стрессов и перенапряжений. Избегать тех ситуаций, когда малыш может испытывать страх).
  • Нормализация веса за счет рациона. Еда для ребенка должна быть разнообразной и состоять из необходимых по возрасту витаминов и минералов.
  • Отдых и полноценный сон.

На хорошую работу сердца влияют такие физические нагрузки, как бег, плавание и езда на велосипеде.

fb.ru

Границы сердца у детей (в.И. Молчанов)

Возраст (годы)

Границы относительной тупости

Правая

Верхняя

Левая

0 – 2

Правая

парастернальная линия

II ребро

1-2 см кнаружи от левой сосковой

Линии

2 – 7

Кнутри от правой парастернальной линии

IIмежреберье

1 см кнаружи от левой сосковой линии

7 – 12

Правая стернальная линия

III ребро

Левая сосковая линия

Границы абсолютной тупости

0 – 2

Левая стернальная линия

III ребро

Левая сосковая линия

2 – 7

III межреберье

7 – 12

IV ребро

Левая парастернальная линия

3. Аускультация сердца. Выслушивание сердца проводится в 5 классических точках (таблица 2).

Таблица 2

Основные точки выслушивания сердца

Порядок аускультации

Точка аускультации

Что выслушивают

1

Верхушечный толчок

Митральный клапан

2

2 межреберный промежуток справа

Клапан аорты

3

2 межреберный промежуток слева

Клапан легочной

Артерии

Основание мечевидного отростка грудины

Трехстворчатый клапан

5

4 межреберный промежуток слева от грудины (точка Боткина-Эрба)

Клапан аорты

При аускультации над всеми точками обычно выслушиваются два тона, редко 3 или 4.

Первый тон - образуется из следующих компонентов:

1) Клапанный компонент (основной) обусловлен колебаниями створок атриовентрикулярных клапанов в фазе изометрического сокращения, когда клапаны закрыты.

2) Второй компонент - мышечный, связанный с колебаниями миокарда при сокращении. Чем быстрее нарастает внутрижелудочковое давление, тем звучнее 1 тон.

3) Третий компонент – сосудистый, обусловленный колебаниями начальных отделов сосудов аорты и легочного ствола при их растяжении кровью.

4) Четвертый компонент – предсердный, связанный с колебанием предсердий при их сокращении; с него и начинается 1 тон, так как систола предсердий предшествует систоле желудочков. Эти колебания воспринимаются как один тон.

Второй тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапанов аорты и легочного ствола. Его звучность зависит от давления в аорте и легочной артерии.

При оценке аускультации сердца обратите внимание на следующие характеристики:

  1. громкость, ясность, чистота тонов;

  2. ритмичность (ритмичные или аритмичные);

  3. соотношение тонов (в норме на верхушке громче выслушивается первый тон, на основании – второй);

  4. наличие акцентов; под акцентом понимают усиление второго тона над аортой или легочной артерией;

  5. наличие или отсутствие шумов.

У здорового человека выслушиваются громкие, ясные, ритмичные тоны, соотношение их не нарушено. У здоровых взрослых людей второй тон над аортой и легочной артерией одинаковой громкости; у здоровых детей до 10 лет выслушивается физиологический акцент второго тона над легочной артерией. Шумы отсутствуют. При заболеваниях может изменяться громкость тонов (усиление или ослабление), нарушения ритма: синусовая аритмия, урежение или учащение сокращений, экстрасистолы. Акценты над магистральными сосудами свидетельствуют о повышении давления в аорте или легочной артерии.

Шумы сердца обусловлены, как правило, турбулентным движением крови в течение периода или нескольких периодов сердечного цикла.

При выслушивании шума над областью сердца дают следующую характеристику:

  • систолический (после первого тона) или диастолический (после второго тона);

  • локализация, эпицентр;

  • интенсивность (грубый, нежный, дующий, скребущий и т.д.);

  • продолжительность (короткий – не превышает ½ - 1/3 фазы сердечного цикла, или продолжительный);

  • иррадиация (над всей областью сердца, в аксиллярную область, на спину и др.)

Аускультацию сосудов осуществляют в точках видимой пульсации или пальпации артериального пульса. Аорта может выслушиваться с помощью фонендоскопа, прикладываемого к яремной ямке или же справа от рукоятки грудины. Сонную артерию выслушивают у внутреннего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы или на уровне верхнего края щитовидного хряща гортани; подключичную – под ключицей в дельтовидно-грудном треугольнике; бедренную – под пупартовой связкой в положении больного лежа на спине с бедром, повернутым кнаружи.

При оценке аускультации сосудов обратите внимание на следующие характеристики:

  • отсутствие или наличие тонов;

  • отсутствие или наличие шумов.

Тоны над сосудами возникают в случае резкого падения их тонуса или при увеличении пульсового давления. Шумы в артериях начинают определяться при их сужении или расширении, а также при резком увеличении скорости кровотока.

studfiles.net

Определение границ относительной тупости сердца. Границы сердца у детей: способы определения, нормы по возрасту, отклонения

У здорового человека сердце имеет форму, напоминающую обычный конус. Оно размещено слева в грудной клетке, присутствует небольшой уклон внизу. Сердечная мышца практически со всех сторон закрыта органами. Сверху и по бокам присутствует легочная ткань, спереди – грудная клетка, снизу – диафрагма, сзади – органы средостения. Лишь небольшая часть остается «открытой».

Относительная тупость сердца (ОТС)

Под термином границы относительной тупости сердца подразумевают зону сердечной мышцы, которая проектируется на грудную клетку и частично закрывается тканями легких. Для определения данного значения во время осмотра пациента с использованием метода перкуссии выявляют притупленный перкуторный звук.

При помощи простукивания можно определить верхнюю, правую и левую границы. На основании данных показателей делают вывод о положении сердца относительно соседних органов.

При определении указанного показателя также используют термин абсолютная тупость. Он означает область сердца, которая плотно прижата к грудной клетке и не прикрыта легкими. Поэтому во время простукивания определяется тупой звук. Границы абсолютной тупости всегда определяют, ориентируясь на значения относительной.

Нормы для здорового человека

Чтобы определить правую границу сердечной тупости, необходимо двигаться пальцами по 4-му межреберному промежутку справа налево. Ее обычно отмечают на самом краю грудины с правой стороны.

Для определения левой границы необходимо перемещаться пальцами по 5-м межреберном промежутке с левой стороны. Ее отмечают на 2 см внутрь от ключичной линии слева.

Верхняя граница определяется путем передвижения сверху вниз по грудной клетке слева. Обычно ее удается выявить на 3-м межреберном промежутке.

Тупость сердца по границам

При определении границ тупости необходимо понимать, что они соответствуют определенным отделам сердца. Правая и левая – желудочкам, верхняя – левому предсердию. Определить проекцию правого предсердия невозможно из-за особенностей размещения органа в теле человека.

Значение границ сердца у детей отличается от взрослых. Только при достижении 12-летнего возраста данный орган занимает нормальное положение.

Как определить данные показатели?

Для определения границ применяется метод перкуссии сердца. Данный метод исследования исключает применение дополнительных инструментов или оборудования. Врач использует только свои пальцы. Он укладывает их на грудную клетку и выполняет простукивания.

Специалист ориентируется на характер получаемого звука. Он может быть глухим, тупым или звонким. На этом основании он может определить приблизительное расположение сердечной мышцы и поставить пациенту предварительный диагноз. На этом основании больному назначают дополнительные исследования, которые позволяют более точно определить существующую проблему или опровергнуть ее наличие.

Возможные причины выявленных отклонений

Ориентируясь на выявленные относительные границы сердца, можно заподозрить наличие определенных проблем со здоровьем. Обычно говорят об увеличении определенных отделов органа, что характерно для многих заболеваний.

При смещении размеров в правую сторону можно утверждать о наличии:

  • дилатации полости правого желудочка;
  • гипертрофии сердечных тканей.

Аналогичные патологии выявляют при смещении левой или верхней границы в соответствующем отделе сердца. Чаще всего врачи наблюдают изменение параметров слева. В большинстве случаев это говорит о наличии у пациента артериальной гипертонии, которая и приводит ко всем негативным изменениям в организме.

Дилатация определенных отделов сердца или гипертрофия наблюдается при присутствии ряда других серьезных заболеваний:

  • врожденные пороки сердечной мышцы;
  • наличие в анамнезе больного инфаркта миокарда;
  • миокардит;
  • кардиомиопатия, спровоцированная сопутствующими эндокринными нарушениями.

Другие возможные отклонения от нормы

Возможно и равномерное расширение параметров сердечной тупости. В таком случае можно говорить об одновременной гипертрофии правого и левого желудочка. Смещение границ возможно не только при патологиях сердца, но и при наличии проблем с перикардом. Иногда такие нарушения возникают при нарушениях в работе и строении соседних органов – легких, печени, средостения.

Равномерное расширение границ часто наблюдают при перикардите. Данное заболевание сопровождается воспалением перикардиальных листков, что приводит к накоплению большого объема жидкости в данной зоне.

Одностороннее расширение границ сердца наблюдают при некоторых патологиях легких:

  • ателектаз;
  • гидроторакс;
  • пневмоторакс.

Иногда бывает, что правая граница смещается в левую сторону. Это происходит при циррозе, когда печень значительно увеличивается в объеме.

Чем опасны выявленные отклонения от нормы?

При выявлении измененных границ сердца больному рекомендуется пройти дополнительное обследование организма. Обычно пациенту назначается ряд диагностических процедур:

  • электрокардиография;
  • рентгенография органов, размещенных в грудной клетке;
  • ультразвуковое исследование сердца;
  • УЗИ органов брюшной полости и щитовидной железы;
  • анализы крови.

Такие диагностические процедуры позволяет выявить существующую проблему и определить тяжесть ее развития. Ведь не так важно наличие факта изменения границ, как то, что это указывает на наличие определенных патологических состояний. Чем раньше они будут выявлены, тем выше вероятность благоприятного исхода.

Что влияет на изменение частоты пульса?

Определение границ сердца у детей 5 лет (в особенности перед школой) является важным показателем, который определяет отсутствие патологий. Не менее важным критерием оценки органа является и частота пульса. Но что может привести к изменениям в ЧСС, то есть замедлить или ускорить его?

Способствовать брадикардии могут физиологические факторы: усиленная физическая нагрузка, длительный сон, охлаждение тела, прием седативных препаратов. Стоит также отметить, что она может свидетельствовать о других нарушениях: отравлении, язве, инсульте, черепно-мозговой травме, повышенном артериальном давлении, опухоли, заболевании нервной системы, сердечной недостаточности, анемии, гипертиреозе и патологии в работе сердца.

Показатели ЧСС у ребенка могут меняться по ряду причин:

  • нарушения в сердечной деятельности;
  • недостаток кислорода в легких;
  • снижение содержания кислорода в крови и патологии органа.

Как правило, такие показатели далеки от нормы ребенка по возрасту, поэтому требуют постоянного наблюдения.

Клинические проявления патологических изменений

Если по результату осмотра пациента врач определил отклонения в расположении сердечных границ, то необходимо исключать кардиологическую патологию или заболевания легочной системы, печени.

Больной может жаловаться на:

  • одышку;
  • появление периферических отеков;
  • загрудинные болевые ощущения;
  • явления аритмии;
  • возникновение кашля, который не связан с простудными заболеваниями;
  • цианоз кожных покровов;
  • желтушность кожи, склер, слизистой оболочки полости рта;
  • увеличение размера живота;
  • нарушение процесса дефекации.

При выявлении перечисленных симптомов требуется проведение дополнительного обследования. Оно включает:

  • электрокардиограмму;
  • выполнение рентгеновского снимка;
  • ЭхоКГ;
  • клинический анализ крови;
  • биохимическое исследование компонентов плазмы;
  • ультразвуковое обследование железы щитовидной, печени, селезенки, желчного пузыря, поджелудочной железы;
  • общее исследование мочи;
  • копрограмму.

Читайте также Почему лучше делать пересадку сердца за границейПересадка сердца – сложный процесс для полноценного произведения, которого требуется соблюдение условий. В первую…

Виды границ

Принято выделять два вида границ тупости сердца:

  • Абсолютная граница образуется открытым участком сердца, и при ее простукивании слышен более глухой звук.
  • Границы относительной тупости расположены в местах, где сердце слегка прикрыто участками легких, и звук, который слышен при простукивании, притупленный.

Строение и размещение сердца

Сердце — это насос, предназначенный эволюцией для принятия венозной крови и пульсирующего выбрасывания артериальной крови. Эта работа требует большой силы, поэтому сердечные мышцы являются наиболее сильными и развитыми даже у слабого человека. Упрощенно этот орган можно представить как мышечный мешок с клапанами, обеспечивающими ток крови в нужную сторону.

Несмотря на то, что сердце у нас одно и нет другого органа, который взял бы на себя его функции, оно выглядит вполне симметрично и состоит из двух желудочков и двух предсердий. Однако это не означает, что орган имеет дублирующие функции, так как у каждого из его частей есть своя особая функция. К этому органу относится и вся совокупность артерий и вен, входящих и выходящих, соединяющихся с предсердиями.

Расположено сердце в средней части грудной клетки между левым и правым легким, но имеет в норме смещение на две трети в левую сторону. Размещено оно несколько по диагонали как в плане передне-заднего, так и бокового расположения. Верхняя, широкая, часть сердца смещена в направлении -вправо-назад, нижняя, узкая — вниз-влево-вперед.

Координаты сердца можно определить следующим образом:

  • спереди оно прилегает к грудине и хрящам ребер;
  • сзади — к пищеводу и аорте;
  • у расположено на уровне хрящей третьего ребра;
  • справа — от верхнего края третьего ребра и чуть ниже правого края грудины до пятого ребра;
  • слева — от третьего ребра по средней линии между грудиной и ключицей;
  • снизу достигает уровня пятого правого ребра.

Сердечна тупость

Если на осмотре специалист выявляет у пациента ненормально измененные границы сердца, он старается как можно более точно определить, имеются ли у больного проявления, характерные для сердечных патологий или болезней близлежащих органов.

Симптомы сердечной тупости в большинстве случаев бывают следующими:

  • Болезни сердца характеризуются отеками лица и ног, нарушениями сердцебиения, болевыми ощущениями в груди и симптомы одышки как при ходьбе, так и в спокойном состоянии.
  • Патологии легких сопровождаются синюшностью кожных покровов, одышкой и кашлем.
  • Нарушения в работе печени могут проявляться увеличением живота, нарушением стула, отеками и желтухой.

Даже в том случае, если у больного не обнаружено никаких из вышеперечисленных симптомов, нарушение границ сердца – явление ненормальное, поэтому специалист должен назначить пациенту необходимое дообследование.

Обычно дополнительная диагностика включает в себя электрокардиограмму, рентген грудной клетки, ультразвуковое исследование сердца, эндокринных желез и органов брюшной полости, а также исследование крови пациента.

Относительные и абсолютные границы сердца у ребенка

Рассматривая размер, конфигурацию и расположение сердца, стоит отметить, что его границы зависят от возраста. К примеру, границы сердца у ребенка 5 лет выглядят следующим образом: верхняя граница на уровне 2-го межреберья, правая – на расстоянии 1 см от правой грудинной линии, а левая – на 1 см от левой грудинной линии.

До двух лет орган у малыша находится в 2 см от грудинных линий, потом происходит его перемещение и увеличение в размерах. Также меняется и его конфигурация – из круглого шарика оно превращается в полость опуклой формы, похожую на сердце.

Могут ли проявляться изменения границ сердца клинически?

Если врач выявляет на осмотре расширенные или смещенные границы сердечной тупости, он должен более подробно выяснить у пациента, нет ли у него некоторых симптомов, специфичных для заболеваний сердца или соседних органов.

Так, для патологии сердца характерны одышка при ходьбе, в состоянии покоя или в горизонтальном положении, а также отеки, локализующиеся на нижних конечностях и лице, боли в грудной клетке, нарушения ритма сердца.

Легочные заболевания проявляются кашлем и одышкой, а кожный покров приобретает синеватое окрашивание (цианоз).

Заболевания печени могут сопровождаться желтухой, увеличением живота, нарушениями стула и отеками.

В любом случае, расширение или смещение границ сердца не является нормой, и врач должен обратить внимание на клиническую симптоматику в случае, если он обнаружил данное явление у пациента, с целью дальнейшего обследования.

Способы определения границ сердца у детей

Методом перкуссии можно определить размер, положение и конфигурацию сердца как у детей, так и у взрослых. Ее можно проводить в вертикальном и горизонтальном положении. Различают также непосредственную перкуссию, определяющую размеры и конфигурацию органа у малышей и опосредованную – применяется у подростков.

Перкуссия границ сердца у детей, основные правила:

  1. Абсолютные границы сердца определяют тишайшей перкуссией, относительные – тихой.
  2. Проводят метод исследования вдоль межреберий, двигаясь от легких к сердцу (легочный звук более ясный, потом идет тупой), при этом палец двигается параллельно границе сердца, которая определяется заранее.
  3. Абсолютную границу определяют по внутреннему краю пальца, относительную – по внешнему.
  4. В орто-сагитальной плоскости перкусия определяет левую границу относительной сердечной тупости.
  5. Процедуру проводят в определенной последовательности.

Определение границ сердца у детей методом перкуссии проводят по следующей последовательности:

  • определяется высота стояния диафрагмы;
  • правую границу определяют на одно ребро выше (4-е межреберье), далее – левую границу;
  • верхушечный толчок находят пальпаторно и по этому межреберью (по 4 или 5) определяют левую границу органа.

Когда может потребоваться лечение?

Непосредственно расширенные или смещенные границы сердца лечить нельзя. Сначала следует выявить причину, которая привела к увеличению отделов сердца или к смещению сердца из-за болезней соседних органов, и только после этого назначать необходимое лечение.

В этих случаях может понадобиться хирургическая коррекция пороков сердца, аорто-коронарное шунтирование или стентирование коронарных сосудов для предупреждения повторных инфарктов миокарда, а также медикаментозная терапия – мочегонные, гипотензивные, ритмоурежающие и другие препараты для предупреждения прогрессирования увеличения отделов сердца.

Особенности расположения сердца у детей по возрасту

Существуют показатели работы сердечной мышцы, которые определяют нормальное развитие ребенка. В первую очередь это относится к размерам и расположению сердца, что обусловлено анатомическим строением как детей, так и взрослых.

Определение границ сердца у детей позволяет оценить функциональность органа, а также выявить возможные патологии в его развитии. Различают границы относительной и абсолютной тупости сердца по возрасту:

  • до двух лет орган расположен в 2 см от левой сосковой линии, у на уровне второго ребра;
  • к семи годам – в 1 см от левой сосковой линии, а у в районе 2-го межреберья;
  • к 12 годам — на уровне левой сосковой линии и третьего ребра.

Границы абсолютной тупости главного органа вне зависимости от возраста выглядят так: правая сторона располагается на уровне левой стернальной линии, у до двух лет на уровне 3-го ребра, до семи лет – 3-го межреберья, к 12- годам – на уровне 4-го ребра.

Полученные знания о месте расположения сердца в зависимости от возраста позволяют выслушать орган стетоскопом и оценить работу его компонентов. Этот физический метод диагностики называется аускуляцией сердца и проводится в 5 разных точках:

  1. Митральный клапан прослушивается в области верхушечного толчка.
  2. Клапан аорты – во 2-м межреберном промежутке с правой стороны.
  3. Клапан легочной артерии — во 2-м межреберном промежутке с левой стороны,
  4. Трехстворчатый клапан – в основании мечевидного отростка грудины.
  5. Клапан аорты – в точке Боткина-Эрба (4 межреберный промежуток слева от грудины).

При оценке аускуляции можно оценить работу сердца по следующим показателям:

  • громкость, ясность и чистота тонов;
  • ритмичность;
  • соотношение тонов;
  • наличие или отсутствие шумов.

У здоровых детей слышны громкие, ясные и ритмичные тоны, шумы отсутствуют. Если присутствует шум, это говорит о патологии, которую исследуют на локализацию, интенсивность и продолжительность.

Дополнительные методы обследования

Скорее всего, после обнаружения расширенных границ сердечной тупости врач назначит дообследование – ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки, УЗИ сердца (эхокардиоскопию), УЗИ внутренних органов и щитовидной железы, анализы крови.

Как проводится исследование работы сердце у детей

Перед тем как определить границы сердца у детей, необходимо исследовать главный орган на работоспособность. Первый показатель – это частота пульса. Он должен быть симметричен на обеих руках. К характеристикам пульса также относятся такие свойства, как ритмичность, напряжение, наполнение, величина и форма.

При этом учитывается, что показатели сердцебиения могут быть индивидуальными. В зависимости от возраста есть определенные нормы, отклонения от которых может состоять в пределах 20 %. Если пульс более частый – налицо тахикардия, замедленный ритм сердца говорит о брадикардии. Частота пульса подсчитывается за минуту в перерывах между физическими нагрузками. Ритмичность – это когда его измеряют через определенные промежутки времени.

Отклонения от нормальных показаний могут быть вызваны различными заболеваниями, даже не связанными с органами сердечно-сосудистой системы. Но это повод обратиться к врачу. Определить работу сердца можно с помощью кардиограммы разовой или с измерением показателей на протяжении суток, чтобы заметить, как и когда меняется состояние сердечной мышцы.

Нормальные значения границ сердечной тупости

В норме сердце человека имеет конусообразную форму, направлено косо вниз, и располагается в грудной полости слева. По бокам и сверху сердце слегка закрыто небольшими участками легких, спереди – передней поверхностью грудной клетки, сзади – органами средостения, и снизу – диафрагмой. Небольшой “открытый” участок передней поверхности сердца проецируется на переднюю грудную стенку, и как раз его границы (правую, левую и верхнюю) можно определить с помощью простукивания.

границы относительной (а) и абсолютной (б) тупости сердца

Перкуссия проекции легких, чья ткань обладает повышенной воздушностью, будет сопровождаться ясным легочным звуком, а простукивание области сердца, чья мышца является более плотной тканью, сопровождается тупым звуком. На этом основано определение границ сердца, или сердечной тупости – во время перкуссии доктор передвигает пальцы от края передней грудной стенки к центру, и когда ясный звук сменится на глухой, отмечает границу тупости.

Выделяют границы относительной и абсолютной тупости сердца:

  1. Границы относительной тупости сердца располагаются по периферии проекции сердца и означают края органа, которые слегка прикрыты легкими, в связи с чем звук будет менее глухим (притупленным).
  2. Абсолютная граница обозначает центральную области проекции сердца и образована открытым участком передней поверхности органа, в связи с чем перкуторный звук получается более глухим (тупым).
Читайте также:  Гипотоник: кто это, проблемы и советы по образу жизни

Примерные значения границ относительной сердечной тупости в норме:

  • Правую границу определяют путем передвижения пальцев вдоль четвертого межреберного промежутка справа в левую сторону, и отмечают, как правило, в 4-м межреберье по краю грудины справа.
  • Левую границу определяют путем передвижения пальцев вдоль пятого межреберного промежутка слева к грудине и отмечают по 5-му межреберью на 1.5-2 см внутрь от срединно-ключичной линии слева.
  • Верхнюю границу определяют путем передвижения пальцев сверху вниз по межреберным промежуткам слева от грудины и отмечают по третьему межреберью слева от грудины.

Правой границе соответствует правый желудочек, левой границе – левый желудочек, верхней границе – левое предсердие. Проекцию правого предсердия с помощью перкуссии определить невозможно в силу анатомического расположения сердца (не строго вертикально, а наискосок).

У детей границы сердца изменяются по мере роста, и достигают значений взрослого человека после 12-ти лет.

Нормальные значения в детском возрасте составляют:

ВозрастЛевая границаПравая границаВерхняя граница
До 2-х летНа 2 см кнаружи от средне-ключичной линии слеваПо правой парастернальной (окологрудинной) линииНа уровне II ребра
С 2-х до 7-ми летНа 1 см кнаружи от средне-ключичной линии слеваКнутри от правой парастернальной линииВо II межреберном промежутке
С 7-ми до 12-ти летПо средне-ключичной линии слеваПо правому краю грудиныНа уровне III ребра

Как определить линии сердца

Сердечные линии определяются перкуссией. Метод основан на последовательном выстукивании области проекции органа на грудную клетку. Звук, который специалист слышит во время перкуссии, характеризует свойства, состояние ткани миокарда. О плотности ткани врач судит по высоте издаваемого звука. Если он высокий, то ткань обладает высокой плотностью, если звук низкий, то у ткани плотность низкая. Невысокая плотность характерна для полых органов, для полостей, которые заполнены воздухом (например, легочная ткань).

При выстукивании можно определить сердечную тупость. Так называется область грудной клетки, где располагается орган, куда проецируются его параметры. Тупость бывает относительной и абсолютной. Подобное разделение основано на характере перкуторного звука.

При тихой перкуссии определяют размеры абсолютной тупости. Врач выполняет тихие постукивания по грудной клетке. Метод позволяет определить границы той части сердца, которую не прикрывает легочная ткань. Выполняя резкие удары по межреберным пространствам, специалист устанавливает параметры относительной сердечной тупости. Для метода характерно образование притупленного звука. Он позволяет узнать истинные размеры органа.

Внимание! 

Основной информацией для врача в постановке диагноза  является определение величин абсолютной тупости. Величины левой и правой границы относительной тупости играют дополнительную, уточняющую роль.

Специалист перкутирует расположение линий относительной тупости, потом абсолютной. Выстукивание сердечной зоны врач выполняет до момента, когда он услышит тупой звук. По его возникновению можно судить о размерах зоны, которую не закрывает легочная ткань.

После того, как специалист получил представление о сердечных линиях, он определяет местоположение верхушечного толчка. Он располагается по левому краю относительной тупости. Это уровень пятого ребра.

Читайте также Фазы сердечного цикла: что это такое, продолжительность, таблицаСердцебиение – это последовательное сокращение и расслабление поперечнополосатых мышц. Процесс состоит из сокращения…

Причины смещения границ

Возможно смещение границ сердца у детей, которое не зависит от естественных процессов, то есть возраста, а связано с патологией. Здесь специалисты определяют не только угол смещения, но и его направление.

О чем говорит характер смещения границ сердца?

  • Смещение в правую сторону говорит о кардиальных или экстракардиальных причинах – может свидетельствовать о гипертрофии правых отделов сердца (дефекте межпредсердной перегородки). Также может быть следствием пневмоторакса, хронической пневмонии, бронхиальной астмы или коклюша.
  • Смещение влево – говорит о гипертрофии левого желудочка, недостаточностью митрального клапана или об увеличении правой стороны сердца также может быть следствием сепсиса, инфекционных заболеваний и правостороннего экссудативного плеврита.
  • Смещение – может быть причиной гипертрофии или дилятации обоих желудочков (стеноз и недостаточность митрального клапана), кардит, кардиомиопатия, фиброэластоз.
  • Смещение во все стороны возникает при экссудативном плеврите, гипертиреозе и гипотиреозе.

Уточнить диагноз, полагаясь на знания о границах сердца у детей по возрасту, можно с помощью выслушивания работы органа. При этом стоит помнить, что при метеоризме, асците, опухолях наблюдается увеличение размеров абсолютной тупости, при эмфиземе легких, пневмотораксе, энтероптозе – уменьшение.

Причины изменения параметров

Изменение параметров относительной тупости обусловлено внесердечными или кардиологическими причинами. К внесердечным факторам относятся:

  • высокое расположение диафрагмы по причине гиперстенического телосложения, повышенного газообразования, асцита;
  • астеническое телосложение;
  • опущение внутренних органов;
  • изменение расположения тела в пространстве;
  • скопление экссудативного выпота или пузырьков газа в плевральной полости;
  • доброкачественная или злокачественная опухоль средостения;
  • обтурационный ателектаз легкого;
  • спаечный процесс плевры, средостения.

Среди кардиологических причин выделяют:

  • дилатацию ПП или ПЖ по причине аортального или митрального порока;
  • расширение камеры, гипертрофию ЛЖ, обусловленную артериальной гипертензией, аортальным пороком сердца, атеросклерозом, аневризмой восходящего отдела аорты;
  • дилатацию ЛП по причине митрального стеноза, митральной недостаточности;
  • развитие «бычьего сердца», которое формируется на фоне миокардита, миокардиосклероза, дилатационной кардиомиопатии, сочетанных клапанных пороках сердца, экссудативного перикардита.

Внимание! 

Перечисленные причины приводят к увеличению размеров относительной тупости. Уменьшение ее параметров возникает, если опущена диафрагма, развивается эмфизема легких, пневмоторакс. Положение органа становится вертикальным.

  • http://serdechka.ru/bolezni/tupost-serdtsa.html
  • http://fb.ru/article/429727/granitsyi-serdtsa-u-detey-sposobyi-opredeleniya-normyi-po-vozrastu-otkloneniya
  • https://sosudinfo.ru/serdce/granicy-tuposti-pri-perkussii/
  • https://sosud-ok.ru/serdce/opredelenie-granitsy-serdtsa.html
  • https://SostavKrovi.ru/sosudy/profilaktika/anatomiya-granic-serdca.html
  • https://1poserdcu.ru/drugoe/granicy-serdca.html

pro-acne.ru


Смотрите также