Фонетико фонематическое недоразвитие речи


Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов  у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

www.krasotaimedicina.ru

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:

  • замены одних звуков другими;
  • смешения и искажения звуков;
  • перестановки слоговой структуры слова;
  • упрощения слоговой структуры слова;
  • неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.

Содержание статьи:

Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. ФФН является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста.

Классификация фонетико-фонематического недоразвития

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ФФН у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень:

  • легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
  • средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чёткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;
  • тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Главные особенности ФФН

При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.

На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.

Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.

На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ([р] на [л], [с] на [т] и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ([т´] вместо [с´], [ч], [ш]).

Для третьего уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягчённого [ч]. В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме.

Также в логопедической практике выделяют ещё и четвёртый уровень, который характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:

  • неполноценная речевая деятельность;
  • недостаточная устойчивость внимания или ограниченные возможности его распределения;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • соматическая ослабленность;
  • отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Методы диагностики при ФФН

Во время обследования ребенка логопед старается определить причину возникновения речевых нарушений, собирая данные о наличии патологий при беременности и родах у матери, а также о нарушениях процессов физического и психического развития ребенка. Затем пациента с ФФН обследуют другие специалисты на выявление нарушений слуха, неврологических процессов, а также на наличие общих заболеваний.

После чего врач проводит исследование состояния и моторики артикуляционного аппарата, оценивая состояние голосовых и дыхательных функций. Также осуществляется проверка звукопроизношения на наличие таких нарушений, как:

  • замена;
  • смешение;
  • искажение;
  • отсутствие звуков;
  • трудности с различением оппозиционных фонем;
  • невозможность воспроизведения слов различного слогового состава.

Особое внимание при ФФН врач уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ФФН диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи.

Для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:

  • артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
  • этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словаря;
  • развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
  • развитие связной речи;
  • овладение элементарными навыками чтения и письма;
  • развитие психологических предпосылок к обучению.

Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

  • проводить диагностику перинатальной патологии плода;
  • следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;
  • улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;
  • следить за речью ребенка и за речевым окружением.

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.

www.mosmedportal.ru

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонематическое нарушение речи (ФНР)

Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах. При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

  • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
  • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

  • Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
  • Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
  • Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
  • При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

  • Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
  • Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы. В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу. Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ. Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

karkusha.su

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекция

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Причины ФФНР

Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

Виды ФФНР

ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:

  • Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.

  • Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.

  • Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР

Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:

  • сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);

  • выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

  • вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;

  • вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

Далее основной единицей изучения становится не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обо­значаются слова, короткими – слоги. Составляются из по­лосок схемы одно-, дву- и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражне­ния для закрепления навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в ко­торых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает ана­лиз слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук -сук, мак -рак). Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, например: каша-кашка-кошка-мошка. При этом проговаривается, что изменения только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове.  Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Читайте также:

Что делать, если ребенок путает или пропускает буквы на письме?

Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

Юлия Савельева

www.sibmedport.ru

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) у детей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушение речи,  которое относится к психолого-педагогической классификации, поэтому включает в себя очень разнообразные речевые расстройства и обязательно должно уточняться заключением из клинико-педагогической классификации (дислалия,  дизартрия,  ринолалия).  Рассмотрим поподробнее, что это такое  ФФН.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Это логопедическое заключение, которое включает в себя различные речевые расстройства и обозначает нарушение процессов формирования произносительной системы языка вследствие проблем восприятия и произношения фонем.

То есть при этом нарушении страдает, как произношение звуков, так и их  восприятие (различение на слух).  Логопедическое заключение  ФФН может быть только у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом.

Симптоматика фонетико-фонематического недоразвития речи

1. Разнообразные нарушения произношения:

-  различные замены одних звуков другими;

- искажённое произношение звуков (сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком);

-  отсутствие звука в речи;

Такие ошибки имеют различное значение для речевой коммуникации. Одни из них не влияют на смысл высказывания (искажения звуков), другие ведут к смешению фонем, их неразличению. В данном случае может нарушаться смысл высказывания.

2.  Нарушение фонематического восприятия, анализа, синтеза:

- нечёткое различение звуков в чужой и своей речи ( часто свистящих и шипящих, твёрдых и мягких,  звонких и глухих, Р и Л);

-  невозможность осуществить простые формы фонематического анализа и синтеза слов;

- трудности  при фонематическом анализе речи.

3. Общая смазанность, недостаточная выразительность речи.

4. Нарушения письменной речи у школьников (дислексия и дисграфия)

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи  можно выделить несколько состояний:

-  с трудом различаются и выделяются при анализе только нарушенные в произношении звуки, в остальном  анализ слова осуществляется верно (лёгкая степень выраженности ФФН);

- проблемы с различением большого количества звуков из нескольких фонетических групп, причём артикуляция этих звуков сформирована в устной речи. Фонематический анализ страдает сильнее;

- глубокое фонематическое недоразвитие.  Ребёнок не может выделить звуки в слове,  не способен различать отношения между фонемами, не способен определить последовательность звуков.

У детей с ФФН часто имеется  зависимость между количеством дефектных звуков и уровнем фонематического недоразвития. То есть,  чем большее число звуков ребёнок не способен правильно произнести,  тем  хуже фонематическое восприятие.  Но это не всегда так.

Бывают случаи, когда ребёнок  не произносит всего пару звуков, а фонематическое восприятие нарушено очень грубо, часто такое бывает после неправильно проведённой логопедической работы, которая только маскирует проблемы произношения.

Коррекция фонетико-фонематического   недоразвития речи у дошкольников

Оптимальным вариантом коррекции  фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников  является  посещение логопедической группы для детей с ФФН. Дошкольники с таким нарушением зачисляются в такую группу сроком на 1 учебный год и этого времени обычно вполне достаточно, чтобы скорректировать и звукопроизношение и фонематический слух и  качественно подготовить ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе.

В программу групп для детей с ФФН обязательно включена подготовка к обучению грамоте, которая осуществляется логопедом.

К сожалению,  не во всех областных центрах, не говоря уж о более мелких населённых пунктах,  есть такие группы.  К примеру, в Мурманске,  все логопедические группы в детских садах рассчитаны только на детей с ОНР, групп для детей с ФФН просто нет.

В таких случаях коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может осуществляться логопедом на логопункте  детского сада или логопедом в детской поликлинике, но качество логопедической работы при этом может страдать, так как  не всегда есть возможность обеспечить комплексный подход и меньше времени отводится на коррекционную работу.

Последствия фонетико-фонематического недоразвития речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обязательно скорректировать до поступления ребёнка в школу.  Если ФФН остаётся в школьном возрасте, то оно  обязательно приводит к  нарушениям чтения и письма. Дислексия и дисграфия школьнику с подобными проблемами обеспечены, а это, в свою очередь,  приводит к общим проблемам с учёбой.

Коррекция фонетико-фонематического   недоразвития речи у младших школьников

Коррекция ФФН у школьников осуществляется на школьных логопунктах. Недостатки фонематического слуха и произношения, как правило, сочетаются с нарушениями чтения и письма.

Система работы  по обучению детей с ФФН на школьном  логопункте включает постановку неправильно произносимых звуков, введение  поставленных звуков в речь и развитие фонематического анализа и синтеза,  коррекцию нарушений чтения и письма.

На коррекцию звукопроизношения  школьному  логопеду отводится только первое полугодие первого класса, этого не всегда оказывается достаточно.  Речевые проблемы  лучше решить до поступления ребёнка в школу.

В этой статье я затронула такое распространённое  речевое нарушения, как  фонетико-фонематическое недоразвитие речи.  Коррекцию ФФН оптимально начать в 5 лет и тогда у вашего ребёнка  не будет логопедических проблем в школе.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Я всем обязательно отвечу.  Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

vashlogoped-online.ru

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Определение. Исторический аспект проблемы; частота проявления, причины, симптоматика.

Первичное нарушение фонематических процессов.

Механизм нарушения фонематического слуха и восп­риятия. Характеристика нарушения звукопроизношения. Характер проявления (степень) фонетико- фонематического недоразвития, его влияние на освоение грамоты.

Вторичное недоразвитие фонематических функций при анатомических и двигательных дефектах органов речи.

Нарушение артикуляционной моторики. Артикуляционно-акустические особенности гласных и согласных фонем. Нарушение голоса, дыхания. Депривация моторного компонента и его влияние на формирование функций фонематического слуха и восприятия, снижение уровня познавательной активности, произвольного внимания, нарушение коммуникации, дисграфии, дислексии, личностные особенности детей.

Комплексное обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Сбор мнестических данных. Обследование артикуляционного праксиса. Голосовая и дыхательная функции. Состояние моторной сферы. Состояние тонального слуха. Обследование психологической базы речи (внимание, память, восприятие различной модальности, мышление). Обследование языковых и речевых средств.

Система коррекционно - развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте.

Коррекция звуковой стороны речи: уточнение артикуляции сохранных звуков и формирование навыков кинестетического анализа; постановка отсутствующих и дефектных звуков, их автоматизация и дифференциация на слух и в произношении. Совершенствование функций фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза на основе осознанности кинестетических ощущений. Подготовка к обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.

Организация логопедической помощи в условиях школьного логопункта. Основные направления коррекционной работы: постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов, закрепление связи звуков и букв. Преодоление дизорфографии.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи: определение, исторический аспект проблемы; частота проявления, причины, симптоматика.

Характеристика детей с ОНР. Особенности речевой деятельности, формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно- волевой, двигательной сферы.

Периодизация ОНР. Уровни ОНР. Характеристика речевых средств при I, II, III уровнях ОНР.

Логопедическое обследование детей с ОНР.

Ориентировочный этап обследования. Обследование компонентов языковой системы. Динамическое наблюдение в процессе обучения.

Методика коррекционно - педагогической работы.

Работа по расширению понимания речи. Развитие самостоятельной речи при I уровне ОНР. Развитие понимания речи, элементарных форм устной речи, овладение правильным произношением детьми со II уровнем ОНР. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование звуковой стороны речи, подготовка к обучению грамоте, развитие связной речи у детей с III уровнем ОНР.

Алалия

Определение.

Статистические данные о распространенности алалии среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Алалия как системное недоразвитие речи органического генеза. Исторические изменения в понимании сущности алалии.

Этиология недоразвития и раннего поражения мозга.

Локализация поражения мозга при алалии. Патофизиологические механизмы лежащие в основе алалии. Сенсомоторные, психологические и языковые концепции механизма алалии.

Классификация форм алалии.

Моторная (эфферентная, афферентная), сенсорная. Литературные данные по проблеме классификации алалии. Структура речевого дефекта. Психолого- педагогическая характеристика детей с моторной и сенсорной алалией. Несформированность замысла, внутреннего программирова­ния, нарушения грамматического строя речи, характеристика словарного запаса, затруднения в фонетическом оформлении слова при ОНР I, II, III уровня.

Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний (задержки речевого развития, умственной отсталости, детского аутизма, глухоты).

Выявление параметров дифференциальной диагностики (физический слух, зрительная, речеслуховая память, зрительное, слуховое восприятия, наглядно- действенное, наглядно- образное, словесно- логическое мышление, обучаемость, критичность, игровая деятельность, поведение.)

Особенности организации и содержания логопедического обследования детей с моторной и сенсорной алалией при ОНР I уровня.

Обследование экспрессивной речи. Параметры уровней понимания речи. Изучение экспрессивной речи.

Систематизация данных о состоянии словаря ребенка. Уровни сформированности подражательной деятельности детей-алаликов при ОНР, I уровня.

Особенности организации и содержания коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

Основные принципы и направления работы. Условия, обеспечивающие эффективность логопедической работы. Поэтапный ход логопедического воздействия. Планирование и организация занятий с детьми разного уровня недоразвития речи. Значение и особенности начального этапа работы. Формирование мотивов речевой деятельности, преодоление речевого негативизма. Стимуляция речевой деятельности в социально- значимых ситуациях как основа коммуникации. Пути развития словаря и фразовой речи. Развитие высших психических функций детей с моторной алалией на логопедических занятиях.

Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии.

Особенности формирования акустического внимания, восприятия и понимания речи.

Развитие навыков дифференциации неречевых звуков. Систематизация словарного запаса на основе использования сохранных анализаторов. Вспомогательные средства для дифференциации значений слов. Система работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи при сенсорной алалии.

Динамика развития функций средств речи при моторной и сенсорной алалии.

Потенциальные возможности развития детей с сенсорной и моторной алалией. Социальная адаптация детей с алалией.

Афазия

Исторический аспект развития проблемы. Определение, статистические сведения, распространенность афазий. Связь исследования афазии с развитием представлений о высших психических функциях.

Нейропсихологический анализ афазий.

Вычленение основного механизма распада речи. Анализ взаимодействия связи нарушений речи с другими психическими процессами. Речевые расстройства речи и внеречевые.

Психофизиологический механизм распада речи. Ведущий дефект и его следствия. Сохранные психические функции и уровни организации устной речи. Принципы, задачи и технология восстановительного обучения.

Нейропсихологический анализ афферентной моторной афазии и пути восстановительного обучения.

Нейропсихологический анализ эфферентной моторной афазии и пути восстановительного обучения.

Нейропсихологический анализ динамической афазии и пути восстановительного обучения.

Нейропсихологические методы обследования пациентов с моторными формами афазий.

Общая схема обследования: общие сведения, методы обследования психологической базы речи (внимание, восприятие различной модальности, память, мышление); методы обследования движений и действий артикуляционного праксиса, праксиса рук, мимической мускулатуры, общих движений; методы исследования экспрессивной стороны устной речи, письма и чтения.

Нейропсихологический анализ акустико-гностической (сенсорной) афазии и пути восстановительного обучения.

Нейропсихологический анализ акустико-мнестической афазии и пути восстановительного обучения.

Нейропсихологический анализ семантической афазии и пути восстановительного обучения.

Нейропсихологические методы обследования пациентов с сенсорными формами афазий.

Методы исследования зрительного восприятия и зрительной памяти, пространственного гнозиса (ориентировка в собственном теле, окружающем пространстве); понимания логико-грамматических структур языка; неречевого слухового гнозиса; фонематического слуха и восприятия; слуховой памяти. Методы исследования импрессивной и экспрессивной сторон речи, письма и чтения.

studfiles.net


Смотрите также