Девочки половое воспитание


ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК-ДЕВУШЕК

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК-ДЕВУШЕК

Но ведь чувства тем и хороши.

Что горят красиво, гордо,

                                         смело.

Пусть любовь начнется.

                               Но не с тела,

А с души, вы слышите,

                                        с души!

Э. Асадов

«Новый предмет «Этика и психология семейной жизни» мы, родители, встретили с одобрением: наконец-то и школа повернулась лицом к жизни. Но вскоре наступило разочарование… О том, что эти уроки мало что дают подросткам и, более того, дискредитируют саму семью, я могу судить по некоторым разговорам дочери с подругами…»

«Ваши нравоучения оставьте малолеткам и легковерным… Я-то знаю — что, где и почем… И будьте спокойны, проживу не хуже других…»

«Пишет Вам ученица 8-го класса. Мне 14 лет. Что же заставило меня написать это письмо? Как-то обнаружила в шкафу книгу «Гармония брака» (мама взяла почитать у соседки)… Читать всю не стала, а удостоила своим вниманием лишь несколько глав… Честно говоря, прочитала бы и больше, но мама, обнаружив пропажу «запрещенной литературы» (детям до 16 лет), отобрала у меня вашу книгу со словами: «Еще и читает, бессовестная»…»

«Мама мне говорит: «Учись, набирайся знаний, мальчики потом будут». А я ее не слушаю. Ну как я могу не одеваться как можно лучше, не пытаться понравиться, когда уже были успехи и, возможно, будут еще…»

«Ответ на мучающий меня вопрос не нашла, дело в том, что я бы хотела научиться правильно целоваться, но этого нигде не изложено. Многие говорят, что девушка должна уметь целоваться, как парень, и даже лучше. Я не раз целовалась уже с разными ребятами, но ничего приятного не получила… Зовут меня Лена, мне скоро будет 17 лет».

По случайному совпадению из того же города пришло и такое письмо:

«В вашей книге «Гармония брака» говорится, что интимная близость доставляет женщине большую радость. Меня и моих подруг очень волнует такой вопрос: с какого возраста нужно начинать половую жизнь… Ответ вышлите «до востребования»…

Юля, 16 лет».

Кроме этих небольших писем, мы ничего не знаем о написавших нам девушках — из каких они семей, как учатся, с кем дружат. Но тем не менее можем, совершенно не боясь ошибиться, сказать — их сексуальным воспитанием не занимались вовсе или занимались явно недостаточно. Им никто не внушил такую популярную еще несколько десятилетий назад мысль: умри, но не дари поцелуя без любви.

К сожалению, подобных историй (или подобных девушек) довольно много. Мы можем судить об этом хотя бы по публикациям «Комсомольской правды». Что тому причиной? Бесспорно, и биология (акселерация), но прежде всего — самоустранение от полового воспитания мам, нередко больше занятых собственными проблемами, отсутствие близких отношений между внучками и бабушками.

Конечно, выносить приговоры просто, в сотни раз проще, чем непосредственно заниматься воспитанием (не только половым). И мы понимаем это и сочувствуем нашим задерганным от суеты и очередей женщинам (с дочерями все же больше занимаются мамы). Но ведь что-то же надо делать, ведь «если не ты, то кто же?..» К тому же, речь идет о самом дорогом для нас — наших детях.

В этой главе, хотя она и не первая среди других, посвященных воспитанию, мы коснемся некоторых общетеоретических вопросов. Почему именно в ней? Да потому, что хотя принципы и методы полового воспитания в основе своей едины для детей и подростков, все же с тем, как воспитывать малышей, родители знакомы лучше, а главные трудности начинаются, когда дети достигают переходного возраста.

Под воспитанием мы понимаем комплекс мероприятий по созданию (выработке) четкого стереотипа поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Как видно из определения, направленность воспитания, его содержание обусловливаются задачами, условиями, а потому не может быть человека, воспитанного вообще (хотя, к сожалению, не воспитанные вообще встречаются), а может быть человек, воспитанный в одном, трех, десяти и т. п. направлениях.

Эти истины известны каждому, и много внимания уделять им не обязательно. Для наглядности же рассмотрим один пример. Так, начиная с ясельного возраста, все мальчишки, юноши, мужчины знают, что они обязаны уступать место женщинам в общественном транспорте. Можно ли считать всех этих знающих представителей мужского пола людьми воспитанными? Безусловно нет, потому что воспитание проявляется только в действии, в поведении.

Какие методы лежат в основе воспитания? Их пять: устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, советы, запреты, разъяснения и т. д.); письменные наставления (книги, брошюры, письма, записки, газеты и т. д.); средства кино и телевидения; личный пример; собственный опыт. Действенность этих методов неодинакова и зависит от различных плохо поддающихся учету факторов, но, вероятно, наиболее эффективны из них два последних.

Сексуальное воспитание девочки-девушки преследует главную цель — воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она, девочка-девушка, должна своевременно осознать себя представительницей женской половины человечества, освоить навыки гигиены, а также уметь вести себя в соответствии с возрастом и правильно строить взаимоотношения с представителями противоположного пола в каждом из возрастных периодов.

Женщина всегда была, есть и, бесспорно, будет хранительницей семейного очага, олицетворением семьи вообще. Бывает ли семья без женщины? Строго говоря, нет. Даже если по какой-то трагической причине (смерть, развод) сегодня в доме она и не присутствует, основу семьи закладывает женщина. Естественно, это высокое предназначение женщины требует от нее и особой, даже уже не высокой, а высочайшей ответственности. И воспитываться это чувство должно с самого раннего детства.

Притчей во языцех стало неумение многих мужчин держать в руках молоток, отвертку, пассатижи. Конечно, стыдно. Ну, а «безрукость» молодых женщин в отношении кройки и шитья, беспомощность в приготовлении еды и консервировании на зиму? Особенно недопустимо неумение молодых женщин ухаживать за новорожденными — а сплошь и рядом пеленание, купание, приготовление смесей и отваров оказываются для них тайной за семью печатями.

Когда и кто может и должен лучше всего научить женщину всему этому? Бесспорно, мать и бабушка — нельзя надеяться только на уроки домоводства в школе. А как лучше всего учить? Вероятно, если с детства очертить круг определенных обязанностей и неназойливо сначала помогать их выполнять, а потом и контролировать выполнение. Если в семье, кроме дочери, есть еще ребенок поменьше, — поручая ей заботу о нем, мы воспитываем будущую хорошую мать.

Специалистами проверено, что мышечная сила рук девочек и мальчиков (не занимающихся спортом) одинакова примерно до 12 лет, а иногда у девочек даже больше, чем у их одноклассников. Но поколачивают девочек. Почему? Прежде всего потому, что они не готовы психологически дать отпор. Сыну папа (да и мама) регулярно повторяет: «Ты мужчина, ты должен уметь дать сдачи…» А девочке? Ей чаще всего говорят: «Скажи учительнице, что Вовка обижает». И в общем-то такое поведение взрослых оказывается правильным.

Воспитание чувства своего пола должно проводиться во все возрастные периоды, но с годами его следует наполнять новым содержанием.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. Все это довольно сложные понятия, к сожалению, не всегда однозначные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности— в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдливости. Стоит «недодать» — и не останется для девушки ничего святого (так было, по-видимому, с авторами приведенных в начале главы писем), стоит «передать»— и возникает почва для будущих семейных конфликтов.

«…Получив ваше письмо, я усердно взялась за самовнушение. Но ничего не получается. Я не могу не сдерживать свои желания, не могу обнять мужа, ответить на поцелуй, не говоря уж — поцеловать сама. Даже после стольких (больше десяти) сеансов аутотренинга не могу позволить себе хотя бы на секунду оказаться перед мужем обнаженной. Становится до ужаса стыдно, что увидит в таком виде…»

Очень важный момент в половом воспитании — своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Когда речь идет о девочках, это прежде всего информация о менструациях. Как ни странно и ни прискорбно, но для значительного числа девочек первые менструации были полной неожиданностью или по крайней мере мало известным и потому пугающим явлением.

Каждой девочке в возрасте 10–11 лет мать должна рассказать, что такое менструации, как они протекают, какие гигиенические правила в этот момент следует соблюдать. Хотя менструации — совершенно нормальный физиологический процесс, раньше или позже наступающий у всех девушек, они нередко оказываются для организма серьезным испытанием. — Поэтому иногда необходимо освобождение от уроков физкультуры, от участия в соревновании и т. д. Нельзя в дни месячного кровотечения купаться в открытых водоемах и бассейнах, но рекомендуется по возможности ежедневно принимать душ и проводить гигиенические подмывания.

Далеко не всегда месячные устанавливаются сразу. Но девочки могут не знать этого. Если же, как изредка бывает, забыла о такой возможности и мать, возникают конфликтные ситуации.

Для того чтобы половое воспитание осуществлялось полноценно и дало ожидаемый эффект, родители, но прежде всего мать, должны знать фазы периода полового созревания своей дочери. В средней полосе европейской части нашей страны, к которой относится и Белоруссия, период полового созревания начинается в 8–9 лет и заканчивается примерно к 18 годам. В ней различают две фазы — пре-пубертатную (досексуальную) и пубертатную. Продолжительность каждой из них по 4–5 лет.

Из внешних ориентиров (главное отличие, конечно, заключается в функционировании желез внутренней секреции, изменении гормонального фона организма) первая фаза характеризуется появлением у девочки вторичных половых признаков и началом менструаций, во второй фазе заканчивается формирование вторичных признаков и менструальный цикл устанавливается окончательно. К концу периода прекращается рост скелета.

В среднем для большинства девочек можно считать нормальными следующие сроки появления вторичных половых признаков: 9—10 лет — активный рост костей таза и округление бедер; 10–11— рост сосков, волос на лобке, начало роста грудных желез; 11–12— заметное изменение наружных половых органов. Примерно в это время отмечается скачок в росте туловища, причем главным образом удлиняются ноги. Второй скачок — после 14 лет — произойдет за счет роста верхней части туловища. В 12–13 лет появляется пигментация на сосках, продолжается увеличение размеров грудных желез. В промежутке между 9 и 15 годами должны начаться маточные кровотечения.

В небольшом числе случаев (около 2,5 %) наблюдается преждевременное половое созревание, которое характеризуется тем, что вторичные половые признаки появляются ранее 8, а менструации — ранее 9 лет. Несколько чаще (4–7 %) встречается противоположное отклонение — задержка полового развития. При этом вторичные половые признаки отсутствуют в 14–15 лет, а маточные кровотечения — в 16. Как одни, так и другие отклонения должны вызвать настороженность родителей и послужить основанием для обязательного посещения специалистов — эндокринолога и гинеколога.

Во второй фазе периода полового созревания у многих девушек, как и у юношей, на лице появляется угреватая сыпь, кожа и волосы становятся жирными, повышается потливость. Это обусловливается началом активного функционирования желез внутренней секреции и наступающей в связи с этим некоторой разбалансировкой гормонального фона вследствие выработки большого количества половых гормонов. Явление это физиологическое, нормальное, проходит без всякого лечения, однако доставляет девушкам немало неприятных минут, и потому мать должна не только объяснить причину «ухудшения» волос и вообще внешнего вида, но и помочь дочери соблюдать «форму». В ряде случаев при этом надо купить специальные шампунь или мыло, чаще принимать ванну или мыться под душем и менять белье. Казалось бы, мелочи, но не надо забывать, что речь идет о подростках.

К сожалению, нередко разбалансировка гормонального фона продолжается несколько лет и так называемые юношеские угри не проходят и к 16 и даже к 19 годам. Из-за них девушки переживают, замыкаются, начинают избегать компаний, не ходят на вечера отдыха и танцы. Развивается типичный комплекс неполноценности. В принципе оказывать помощь при юношеских угрях должны врачи других специальностей (эндокринологи, дерматологи). Разговор же об угрях мы завели потому, что среди части молодежи бытует представление (мы судим о нем по часто получаемым во время лекций запискам, письмам), что половая жизнь уменьшает или даже полностью излечивает от подобных «украшений». Спрашивают нас об этом как юноши, так и девушки.

И тем и другим мы должны ответить отрицательно — нет, ни наличие, ни отсутствие как отдельных половых сношений, так и регулярной половой жизни на юношеские угри не влияет. Для доказательства можно сослаться на юношей, большинство из которых занимается онанизмом (а с точки зрения физиологии никакой разницы между самоудовлетворением и нормальным половым актом нет — семяизвержение происходит в том и другом случае), — они страдают от угрей даже чаще девушек.

Так же, как и мальчики, хотя значительно реже, могут заниматься мастурбацией и девочки. Трагедии делать из этого не надо, но необходимо с детства принимать меры, которые бы предотвратили подобную привычку. Какие меры? Мы о них уже говорили — бороться с глистами, особенно острицами; следить, чтобы во время сна руки были поверх одеяла или под щекой; не разрешать долго лежать в кровати. Важно содержать в чистоте влагалище и промежность, а также прививать трудовые и спортивные навыки.

Девушкам вообще, но в пубертатной фазе особенно, свойствен интерес к собственной внешности. А поскольку критерии оценки, например фигуры, практически одинаковы для женщин любого возраста (стройность, наличие талии и т. д.), то многие девушки в погоне за «стандартом» начинают ограничивать себя в еде или использовать всевозможные неполноценные диеты. Этого делать нельзя ни в коем случае. В период роста и созревания организм нуждается в сбалансированном полноценном питании, и недостаточность его может привести к серьезным нарушениям здоровья. Добиться же формирования красивой фигуры можно без ущерба, более того, с пользой для здоровья, занимаясь физкультурой или корригирующей гимнастикой.

Половое воспитание девочек переходного возраста не должно ограничиваться информацией о менструациях, угрях, питании и правилах личной гигиены. Наступление регулярных месячных свидетельствует о происходящей перестройке всего организма и, разумеется, об изменениях психофизиологического состояния, в связи с чем именно с этого возраста девочка должна получить первые сведения о половой жизни.

Конечно, спору нет, начинать разговор о половой жизни с 13—14-летней девочкой нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует — мсжно опоздать. Излишне предупреждать, что к такому разговору с дочерью надо хорошо подготовиться. И не только в выборе формулировок и терминов, хотя это и имеет большое значение, но и в выборе манеры поведения, интонаций, выражения лица. Нельзя показывать, что этот разговор для вас трудный и отличается от бесед на другие темы. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, мало-значимости — дочь должна осознать всю важность половой жизни.

Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни — время первой любви… Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной близостью, что любовь выше чисто телесных наслаждений и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», как раз и не достоин любви, и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещают их только с отрицательной стороны.

Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опасности голову под крыло. Умолчание не спасает девочек от знакомства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набираются они. Хорошо, если от учителей, медицинских работников, от мам подружек или из умных книг. А если от случайных знакомых, от девиц сомнительного поведения (чего греха таить— встречаются еще и такие) или, того хуже, от людей, способных в корыстных целях наговорить неопытной девушке сорок коробов небылиц…

Второй вариант поведения мам не лучше первого. И потому что запретный плод всегда сладок, и потому что, как сказано несколькими строчками выше, источник информации — мама — не единственный, из которого дочь черпает сведения и представления о мире, о жизни. Кино, телевидение, книги, поведение самой матери с отцом (а дети всегда наблюдательны) сообщают девочке нечто резко отличающееся от утверждений матери. И, естественно, возникает сомнение в справедливости материнских слов. А потому и желание проверить, кто же прав.

Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. И это в ряде случаев приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение, раннее начало половой жизни.

И никотин и алкоголь, как были, так и остаются ядами. И для молодого растущего организма они губительны, будь то мальчик или девочка. Но последствия отравления все-таки страшнее для девочек. Ведь они — будущие матери. Им надо напоминать (знать это они должны из школьной программы), что яйцеклетки закладываются в яичниках еще до рождения и потом лишь созревают. Поэтому отрицательные воздействия накапливаются, кумулируются, а в результате рождаются дети с теми или иными уродствами, мертвые или вообще женщина теряет способность стать матерью. Это следует помнить и неустанно повторять девочкам начиная с детства.

В понятие «половое воспитание» применительно к девушкам входит также профилактика многих инфекционных и простудных заболеваний мочеполовой сферы. Нерегулярное подмывание, переохлаждение органов малого таза… Возможностей заболеть, к сожалению, очень много. И это повышает значение профилактики.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Контактировать с мальчиками, юношами, молодыми людьми, мужчинами приходится постоянно. И взаимоотношения с ними должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее.

Поскольку рассмотреть индивидуальные черты невозможно из-за их многообразия, остановимся хотя бы на общих. Прежде всего, по-видимому, в отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Иначе говоря, она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни — рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Тем более, если учесть, что последнее в юношеском возрасте нередко приводит к горю, а не к радости. А базируется это утверждение вот на каких фактах. Из 100 случаев, когда ученицам средних школ (до 17 лет) пришлось прибегнуть к абортам в поздние сроки беременности, в 97 все и всякие отношения между влюбленными были разорваны. Всегда — по инициативе мужчин. И только три пары сохранили дружбу. Цифры эти достаточно красноречивы. Мы не хотим сказать, что все 97 юношей или мужчин (а последних было немало) преследовали цель только получения удовольствия с той или иной девушкой. Нет, конечно, многие искренне верили, что любят свою избранницу. Однако любовь оказалась нестойкой и погибла от первого же окрика родителей или педагогов.

Следующей задачей полового воспитания мы бы назвали целомудренность. Причем не ту целомудренность, символом которой является ненарушенная девственная плева, а целомудренность помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости.

Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Многим жителям Минска еще памятен случай, происшедший накануне одного из новогодних вечеров, который кончился трагически для обоих партнеров, хотя виновницей была, бесспорно, она— ученица средней школы.

…Они не были знакомы, но удивительно быстро, с третьей-четвертой фразы, перешли на «ты». Она «набавила» себе годик и представилась студенткой, он «сбросил» пять лет и назвался доцентом. Кроме того, он добавил, что у него есть «мировые диски» и очень уютная, хотя и холостяцкая, квартира. А у нее оказалось сколько угодно свободного времени. И вот уже, купив бутылку вина и торт, они поднимаются на седьмой этаж.

Вино она до этого ни разу не пробовала, но, держа марку, смело выпила рюмку. Не возмутилась, когда мужчина посадил ее к себе на колени и стал целовать. Не оттолкнула руку, которой он суетливо расстегивал пуговки на платье. И только потом… И только потом с разбегу бросилась в окно. Повезло, что окно выходило на площадку, где снег не чистили, и там был громадный сугроб. Осталась жива, хотя и было несколько серьезных переломов.

На суде мужчина, при всей гнусности его поведения, не мог не вызвать понимания своим искреннейшим удивлением: «Да если бы я мог предположить, что она девственница, да к тому же еще и несовершеннолетняя, клянусь, я бы не только не приглашал ее к себе, я взял бы за руку да и отвел к родителям. Так ведь нет же. Ведет себя, как многоопытная женщина…»

Важным пунктом в программе полового воспитания девушек является выработка правил поведения в браке, в том числе в период интимной близости. Конечно, здесь мы рассмотрим не все многообразие форм взаимоотношений и не поведение в первую брачную ночь, а принципы воспитания, которые должны обеспечить правильное поведение в любых ситуациях.

Начнем с того, что поведение девушки или молодой женщины, вступающей в брак или решившейся на интимную близость с любимым человеком, должно быть естественным. Она не должна ни излишне сдерживать себя, ни искусственно возбуждать. Фальшь в отношениях, какими бы мотивами ни обусловливалась, рано или поздно все равно вскроется, особенно, когда девушка устанет «играть» роль темпераментной женщины.

В некоторых молодых семьях сравнительно скоро после свадьбы женщины позволяют себе опуститься, потерять внешнюю привлекательность (а ведь все мужчины любят глазами!), перестают заботиться о нарядах и косметике, фигуре и прическе. Часто этому способствует беременность и последующий уход за ребенком, когда, кажется, и некогда думать о себе, но в основе, как правило, всегда лежит лень и нежелание подумать о будущем. А ведь фундамент подобного поведения закладывается именно в юношеском возрасте.

Возможно, кому-то это покажется и смешным, однако бесспорно, что приучение девочки-девушки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Последнее, о чем необходимо сказать в этой главе, касается одежды девочек-девушек.

Согласитесь, что приобретение одежды — явление в семейной жизни менее частое, нежели, например, покупка хлеба. И если предстоит купить вещь достаточно дорогую и долговечную (сапоги, например, пальто или костюм), то нет ничего странного в том, что несколько дней в семье это обсуждается.

Много разговоров — и не только дома, но и на работе, у друзей или знакомых — и после покупки. Даже мужчинам, что греха таить, приятно услышать одобрение выбора и похвалу — «выглядишь в нем (допустим, костюме) великолепно!». Про женщин же и говорить не приходится. Можно с небольшим лишь преувеличением утверждать, что женщинам не так важно собственное отношение к вещи, как восхищение ею окружающих.

А как мы покупаем вещи своим дочерям, и не только маленьким, но и подросткам в 13–15 лет? Хорошо, если не в первом попавшемся магазине, а в двух-трех выбираем, чаще же всего взяли, что побыстрее и подешевле — «носи на здоровье». И робкие возражения «не нравится» без рассуждений обрезаем: «мала еще выбирать!» или «сносить не успеешь, как вырастешь», а то и похлеще: «я в твои-то годы, знаешь, в чем ходила…»

Бесспорно, нам глубоко неприятны люди, у которых вещи являются главной и единственной целью жизни. Но ведь мы ведем разговор о другом — о том, что родители должны уважать своего ребенка, хоть изредка становиться на его место, смотреть на него глазами сверстников. И не высмеивать все «завихрения» быстротекущей моды, а понять, что она так же важна для подростка, как и для взрослого, или еще важнее.

Мы считаем, что подросток, особенно девочка, уже в И —12 лет имеет право принять участие в обсуждении будущей покупки. Конечно, необходимы корректировки, прежде всего материального плана, и с точки зрения здоровья — чтобы гигиенические требования соблюдались и не холодно было, однако во всем остальном решающее слово должно оставаться за подростком. С ним можно спорить, пытаться в чем-то переубедить, что-то доказать, но нельзя (по крайней мере, не стоит) подавлять его только тем, что вы, взрослые, являетесь «распорядителями кредита» и можете делать, что хотите, не считаясь с его желаниями. В противном случае у детей развивается комплекс неполноценности, ухудшается, и надолго, настроение и самочувствие, а это в свою очередь отрицательно сказывается на учебе и даже на здоровье.

Следующая глава

psy.wikireading.ru

Все мы знаем, что изучение истории в школе обычно начинается с рассказа о жизни первобытных людей. Мужчины того времени целыми днями бегали с копьями в поисках добычи, а женщины занимались воспитанием детей и следили, чтобы огонь в пещере не погас. Сейчас такой устой правил кажется нам банальным и абсурдным, но на самом деле ничего не изменилось: мужья посвящают большую часть времени «зарабатыванию» денег, в то время как их жены играют роль хранительниц семейного очага.

Чтобы вырастить из маленькой принцессы достойную представительницу женского пола, нельзя забывать о половом воспитании девочки. Как бы этого не хотелось, но любимая крошка-дочь вскоре вырастет и покинет родительский дом, чтобы создать собственную семью. А до того момента вся ответственность за развитие и поведение ребенка лежит на плечах мамы с папой. Правильное половое воспитание девочек поможет избежать многих ошибок, среди которых сексуальная закомплексованность, ранее начало половой жизни, нежелательная беременность и т.д.

Половое воспитание девочек. Когда уже пора?

Ошибочно полагая, что половое развитие девочки необходимо начинать после наступления первой менструации, родители рискуют быть непонятыми. Время первой менструации в среднем приходится на возраст 11-13 лет, когда в молодом организме происходит целый ряд изменений, немного пугающих ребенка: увеличиваются молочные железы, усиливается рост волос в интимной зоне, появляется более выраженный интерес к противоположному полу. Не понимая, почему ее тело так быстро меняется, молодая девушка испытывает чувство стыда и недоверия. В такие моменты девочка меньше всего хочет слушать советы и рекомендации родителей, которые, как ей кажется, никогда ее не поймут.

Начало полового воспитания девочки должно быть положено в раннем возрасте, когда ребенок знакомится с собственным телом. Интерес к собственным гениталиям появляется примерно к двум годам, что проявляется в поглаживании своих либо рассматривании чужих наружных половых органов. Ничего в этом страшного нет, ведь дети, в отличие от взрослых, не воспринимают собственные действия, как нечто пошлое и запрещенное.

ВАЖНО! Если вы заметили, что девочка часто «играет» со своими гениталиями, постарайтесь как можно мягче объяснить ей, что так делать не нужно – туда могут попасть микробы, которые вызовут болезнь. Резкий запрет и угрозы о наказании не всегда дают желаемый эффект, в некоторых случаях ребенок продолжает это делать тайком, испытывая при этом чувство страха.

Половое воспитание девочек. Откуда берутся дети?

Кого-то нашли в капусте, соседского мальчика купили в магазине, а сестренку принес аист - неужели наши родители думали, что таким образом смогут защитить нас от правды, которая, по их мнению, способна развратить ребенка? К сожалению, при таком половом воспитании девочки все равно узнавали историю своего появления, правда, от ровесников, которые добавляли красок рассказу. Детские психологи утверждают, что раннее посвящение девочки в тайну ее рождения способствует правильному формированию представления об отношениях между мужчиной и женщиной, благодаря чему девочка сможет в будущем стать хорошей женой и матерью. Половое воспитание девочек не должно обходить стороной тему появления детей. Как правило, готовиться к серьезному разговору с дочерью пора, когда малышка достигает пятилетнего возраста. «Почемучка» хочет все знать в подробностях, поэтому ответ должен быть исчерпывающим.

Рассказать о появлении детей можно и без интимных подробностей. Начать половое воспитание девочки можно с того, что мужчины и женщины разные по своему строению: у мужчин между ног находится пенис, а у женщины - влагалище. Рассказ об анатомических особенностях не должен вызывать у родителей смущения и чувства неловкости, лучше дочка узнает истинные название и предназначение половых органов от мамы с папой – самых близких и родных людей.

В следующий раз вернуться к теме полового воспитания девочки можно при появлении первой менструации, для более подробного и доходчивого объяснения особенностей женского организма.

ВАЖНО! Следует объяснить дочке, что дети появляются только тогда, когда мужчина и женщина любят друг друга. Именно такой подход защитит крошку от беспорядочных половых связей в подростковом возрасте.

Половое воспитание девочек. Основные рекомендации.

1. С раннего возраста говорите дочке о том, что она любима мамой и папой. Несколько ласковых и теплых слов в день способствуют повышению самооценки девочки, что в дальнейшем облегчит общение с противоположным полом.

2. Девочки нуждаются в оценке собственной внешности, особенно в период полового созревания. Молодой девушке жизненно необходимо знать о своей красоте и привлекательности, и желательно,чтобы об этом ей говорили отец или старший брат. Взаимоотношения дочки и отца – стандарт, которого в дальнейшем будет придерживаться девушка при общении с противоположным полом.

3. Меньше агрессии, больше доброты и ласки. В отличие от мальчиков, при воспитании которых иногда требуется проявить твердость характера, девочки нуждаются в ласке и заботе. Именно прививание доброты с раннего детства способствует развитию таких качеств, как женственность и чувственность.

Половое воспитание девочек. Ошибки в общении с ребенком.

Страх перед беседой с ребенком.

Одной из наиболее распространенных ошибок в половом воспитании девочки является неадекватная реакция родителей на вопросы ребенка интимного характера. При общении с дочкой на темы сексуального плана стеснение, неловкость и недосказанность – самые главные враги. Так или иначе, но кроха почувствует растерянность и неуверенность взрослого, что может отразиться на взаимоотношениях и вызвать недоверие к родителю.

Табу на тему секса.

Чрезмерная опека при половом воспитании девочки может негативно отразиться на ее отношении к сексу. Если при каждой эротической сцене во время совместного просмотра фильма родители закрывают девочке глаза, она воспринимает сексуальные взаимоотношения мужчины и женщины как нечто неприличное и запрещенное.

Ни слова о контрацепции.

Очень важно, чтобы девочка-подросток имела представление о средствах контрацепции. Многие родители почему-то уверены, что укрытие информации об интимных отношениях с противоположным полом при половом воспитании девочки убережет ее от раннего вступления в половую жизнь. На самом деле, незнание предназначения презерватива существенно повышает риск развития нежелательной беременности и возникновения венерических заболеваний.

nasha-mamochka.ru

Сексуальное воспитание девочки

— Я смотрю вокруг — сколько же на свете уже взрослых девочек, у которых вся жизнь рушится из-за несложившегося секса!

— Жизнь рушится не из-за несложившегося секса! Она рушится из-за иррационального убеждения, что секс должен сложиться, или что секс не имеет значения, или что секс должен иметь большое значение. Любая жёсткая модель является иррациональным убеждением, она тебя отрезает от опыта. Как только девочка говорит: «У меня должен быть один мужчина навсегда», у неё возникает дилемма «Я счастливый случай?» или «Я несчастна?», и эта дилемма блокирует дальнейшее развитие ситуации.

— Я поняла. Никаких жестких установок! Но давай ближе к делу: у тебя родилась дочка. Ты примерно представляешь, как воспитывать девочек — и воспитываешь. А ты представляешь, каким должно быть сексуальное воспитание, чтобы через 20 или 30 лет она тебе сказала: «Папа, спасибо!». Или ничего не сказала, но ты бы и сам понял, что справился с задачей на все 100%?

— Чтобы девочка выросла в счастливую женщину — её надо любить. Просто любить. То есть не только дарить подарки, восхищаться поделками и талантами, обнимать перед сном и целовать по утрам, но и любить тогда, когда любить непросто. Когда она не в духе, когда она грубит, когда она делает не то, что от неё ждут. И вот эта девочка, которая растет в здоровой семейной системе, которая знает, что её любят любой, любят с принятием — у неё есть много шансов на сексуальное счастье в будущем.

— Как это связано? Я представляю, как бывает в фильмах: тринадцатилетняя девчонка орет на родителей: «Я вас ненавижу!», угрожает: «Если вы меня не отпустите сейчас гулять, я выброшусь в окно!», а дальше, буквально через час, хэппи-энд. А в жизни как такое бывает?

— Ну, как? Папа говорит: «В окно я тебе не дам выброситься, конечно. Но к Денису в гости ты не пойдёшь, останешься дома». «Ты меня не любишь! Я тебя ненавижу!». «А я тебя люблю». И все. Девочка растет и понимает: есть двери, есть окна, есть стены, есть пол — есть границы. И то, что делают её родители — подставляют бампер. У них есть бампер к любому случаю: такая прочная стена, покрытая толстым слоем резины и красивыми обоями.

И девочка растет в этом — и вырастает очень устойчивой к семейным отношениям. А когда осознаёт, что у её родителей был бампер, и что очень многое проходило через этот бампер, то уже в своей жизни она тоже строит его. И здоровые сексуальные отношения строит с учетом бампера же.

— Бампер — это границы?

— Бампер — не совсем границы, это способ их предоставлять по-человечески поддерживающим способом. Как у Бернарда Шоу в известном высказывании: «Правду нужно не бросать в лицо, как мокрое полотенце, а подавать, как пальто». Вот и границы ставят — не так, чтобы ребенок о них расквасил нос, а после знал, а терпимо, великодушно, последовательно и несгибаемо — если иначе нельзя.

— Ясно. Теперь дальше. Одно дело, когда твоей крошке 3 года. И 5. Но вот ей уже 7, 9 и 11. И как ей помочь сексуально воспитываться?

— Во-первых, не мешать. Не мешать знакомиться со своим телом, учиться трогать себя — там, где хочется. Тут сфера такой тонкости, такой чрезвычайной аккуратности, меры и такта, что нужно просто сидеть в своей комнате и не дышать, чтобы девочка поймала за хвостик свою сексуальность — кто-то это сделает в 10 лет, кто-то в 14, а кто-то и в 18. А вот если родители помешали — не обеспечили отдельной кровати или комнаты, пристыдили, припугнули — девочка не получит последовательный опыт, постепенно складывающийся ресурс, который станет для неё в свое время острой необходимостью.

— Хорошо. Первый шаг — не мешать. Что дальше?

— Подкладывать хорошую, зрелую литературу. В моей жизни сыграла огромную роль книга «Психогигиена половой жизни», которая ко мне попала лет в 12. Хоть это очень взрослая, очень специальная книга, но она навела порядок в моей голове — а до этого я перечитал все, что было про секс в Большой советской энциклопедии.

— Ты сказал про книги. А фильмы сюда относятся?

— Фильмы не относятся — их стало так много сегодня, что они не являются сексуально-эротическим объектом. А слишком эротические фильмы с мощным романтическим компонентом косят мозги девочке. С другой стороны, родители не очень могут регулировать этот поток. А с третьей — мэйнстрим ведущих кинокомпаний (например, Дисней), попадающий к девочке, в целом неплох.

— А поцелуи с мальчиками в третьем классе? Просто чтобы выяснить, куда девать при поцелуях нос, и правду ли сказала Ленка, что целоваться противно, но не очень?

— Я скажу дикую для каких-то родителей вещь: дружеские отношения между мальчиком и девочкой — и при этом поцелуи и объятия — более полезны, на мой взгляд, чем ранние влюбленности.

— Переведу: ты имеешь в виду, что естественное развитие женской сексуальности — это когда у девочки отношения вырастают из эротического поведения, а не из любви?

— Да, я говорю про алгоритм, когда у выросшей девочки возникают эротические отношения с мужчиной, в результате них вызревает сексуальный период, происходит секс, и уже там, через секс, рождается любовь. На это уходит время. Но это очень здоровая история, когда секс воспринимается как естественная потребность, как еда или питьё. Как потребность, неразрывно связанная с любовью, но связанная не слишком жёстко.

— А может, в этом алгоритме совсем неважно, мальчик это или девочка?

— Пожалуй, да. В том месте, где человек еще только учится сексуальному поведению, нет большой разницы между полами, это игры, где ребенок определяет свою сексуальность, идентификации, способы и границы допустимого. Нюансы есть: мальчик в огромной мере опирается на девочку — так, если первый опыт с девочкой будет положительным, у мальчика все будет хорошо в сексуальной сфере. А если первый, второй и третий опыт удачные — то вообще все будет отлично. У девочек тут иначе. Но и у тех, и у других в период взросления формируются три отдельных острова: романтический остров, эротический и сексуальный. Они появляются в разное время, каждый развивается своим путём.

— На этом месте поподробнее!

— Девочка читает сказку «Красавица и чудовище», смотрит на Луну и говорит: «Это романтично!». Она в этой романтике видит цветы, видит колечко Тиффани, видит красный «Феррари» и Кена в домике. Это отдельный остров, он растёт — и он важен, очень важен. Он сыграет свою роль в развитии семейных отношений. У него есть своя очень весомая перспектива, если он развивается отдельно и целостно.

С другой стороны, девочка встречается с Мишей и Колей — один её целует, второй целует и пока неумело трогает грудь. И девочка получает эротическое удовольствие и с Колей, и с Мишей. А потом запирается в своей комнате и честно признается себе: «Все хорошо, но я ни с этим, ни с тем не хочу так, как в фильмах с красивым концом». Парадокс? Но если этот парадокс не заряжен сильнее, чем мечта про прекрасного принца, то этот остров — про отношения с телом. Здесь мужчина играет вторичную роль, и тогда остров имеет шанс развиваться своим путём.

Однажды девочка осознАет: «Оргазм, который я получаю с Колей — другой, чем тот, что я получаю сама с собой», а Коле скажет: «Я отлично кончаю и с тобой, и без тебя. Но ты совсем неплохо можешь украсить это событие». И это — сексуальный остров.

— И здоровый курс происходящего нацелен на то, чтобы процесс шел гармонично? Чтобы гормональными бурями и землетрясениями духа в подростковой революции острова оставались на своих китах непоколебимо?

— Если все три острова выращивать гармонично, и швы будут достаточно прочны и будут обеспечивать границу между романтическим и сексуальным, эротическим и романтическим, сексуальным и эротическим, то потом, в зрелой сексуальности, эти острова соединяться в материк естественным образом. Но если один из островов «перезаряжен», он будет развиваться отдельно и не сомкнётся с остальными. Если остров «недозаряжен» — он обесценится. Причем острова необязательно выстраиваются один за другим. И совсем не одновременно срастаются. Но если при этом каждый остров здоровый, отдельный, а у девочки нет давящей идеи, что в каждых отношениях должны быть представлены все три острова, то есть надежда, что в зрелой сексуальной жизни девочки все сложится.

— Я поняла. Растим острова и ждем, когда они сомкнутся.

— А еще учитываем, что есть фазы, которые женщина должна пройти в 14, 15, 16 и 17 лет, чтобы в 18 у неё сложилась опора для её партнёрского сексуального поведения. Чтобы к 22 у неё сложился сексуальный партнёрский опыт. Чтобы к 25 у неё сложились устои и ценности и поведение, и миссия для всего женского, в котором сексуальное занимает свою здоровую треть. Без этой миссии всё остальное — это здание, которое на две трети стоит на скале, а на одну треть висит в воздухе. Оно, может, и стоит неплохо, даже не качается. Но здание, которое стоит только на две трети на фундаменте, вызывает опасение у живущих в нём.

— Ты смотришь и видишь — у твоей девочки все нормально с женской миссией и с островами. Она готова строить семью?

— Готова! И даю зуб — это будет семья с очень высокой степенью устойчивости. И секса в ней будет ровно столько и такого, сколько и какого захочет эта взрослая девочка.

— Странно, но в нашем разговоре про сексуальность не прозвучало ни слова о любви.

— Я думаю, это про то, что любовь — это как птица, как мятущийся дух, который либо залетит в скворечник и поселится в нем, либо этот скворечник так и останется на многие годы спорным украшением этого дерева. Как-то безошибочно любовь выбирает те дома, где заложена здоровая, легкая, но прочная душевная целостность. Хотя, с другой стороны, любовь — такая непонятная штука, что иногда заселяет и совершенно дырявые картонные коробки. Что с неё возьмешь? Дух мятущийся.

— Обычно твои интервью — сплошь практические советы. Это другое.

— Другое. Но оно про очень важную вещь — про доверие родителя ребенку и про доверие естественным процессам. Про то, о чем стоит задуматься. Здесь нет Сциллы и Харибды — есть здоровое море, есть реки, есть деревья, что смывало штормами и что вырастали снова — и век назад, и тысячу лет назад. Не нужно лезть в природу и поворачивать реки вспять. И все будет хорошо.

Page 2

littleone.com

Половое воспитание девочек

Автор: Владимир Мананников

Сексуальное воспитание девочек ложится полностью на мамины плечи, и скромные и стеснительные родительницы долго подбирают слова и всячески отсрочивают неизбежное.

К сожалению, поздний разговор несет в себе сразу несколько бед. Во-первых, малышка уже успевает получить информацию в куда более грубой и пошлой форме от одноклассников или из журналов.

Во-вторых, она по незнанию может нажить проблем, и побоится признаться вам в «постыдных» деяниях.

Лучше уже с дошкольного возраста вести доверительные беседы, об этом мы писали в статье «Половое воспитание дошкольников». В младшем школьном возрасте все эти темы могут получить развитие и глубину.

Половое воспитание девочек подразумевает, что к 10-12 годам вы вложите в ее умную головку следующие мысли и знания:

1. Что менструация – это не наказание, а нормальный процесс, который позволит в будущем ей иметь детей. Расскажите ей о прокладках, тампонах и методах гигиены.

2. Что беременность – это не плохо и не страшно, но не для детей. Всему свое время, и чтобы родить и воспитать малыша нужно сначала вырасти, выйти замуж и найти работу.

3. Что во время секса можно заразиться очень страшными заболеваниями, если не предохраняться и часто менять мальчиков. Безопасный секс случается только в браке.

4. Что секс – это занятие по любви, и никто не может к нему принудить.

5. Что мужчинам иногда ударяют в голову желания, и они могут быть грубыми. Лучше не оставаться с ними наедине в позднее время и не ходить к ним домой, потому что это может закончиться неприятно.

6. Что от болезней защищают методы контрацепции – презервативы и гормональные таблетки. Поэтому брошенные презервативы нельзя подбирать – на них живут микробы.

7. Что красота, которую нам навязывают модные журналы – лишь выдумка. Надо быть собой и избегать пошлости и вульгарности. Яркий макияж и короткая юбка провоцируют юношей и говорят им, что девушка легкодоступна.

8. Что секс бывает разным, и некоторые его проявления не нормальны и не здоровы.

9. Что некоторые люди меняют свою ориентацию. В либеральном обществе это не поощряют, но и не наказывают, но принципам консервативных семей это противоречит. Ведь у двух мальчиков или двух девочек не может быть детей и формы секса получаются неестественными.

10. Что беременность можно и нужно распознать на ранних сроках по определенным признакам. Мы уже писали о том, как распознать раннюю беременность.

11. Что по мере взросления с телом девушек происходят разного рода изменения.

12. Что существует такой врач, как гинеколог. Как к нему попасть, как часто к нему ходить на осмотры, какие проблемы он помогает решать?

Половое воспитание девочек – на что еще обратить внимание? Обратите внимание, чем больше вы темните и недоговариваете, чем чаще уходите от ответов на щекотливые вопросы, тем больший интерес появляется у ребенка.

Запретный плод ужасно сладок. Так вы, уходя от темы секса, можете, наоборот, породить нездоровую тягу к теоретической подоплеке этого процесса. А там уже и до практики недалеко.

Даже если вы упустили момент и вовремя не наладили контакт, постарайтесь догнать уходящий поезд. Детям, которые неохотно задают вопросы интимного толка, можно подарить адаптированную энциклопедию для определенного пола.

Только предварительно изучите ее содержание! Как правило, в подобных книжках есть советы не только на тему секса и отношений с противоположным полом, но и прочие решения подростковых комплексов (прыщи, проблемы с фигурой, новая растительность на теле).

Все сериалы и фильмы сегодня пропагандируют ранние сексуальные связи, поголовная озабоченность берет верх.

Цель полового воспитания девочек – рассказать о ценности женской непорочности, о давних традициях, когда девушка выдавалась замуж невинной и делила постель лишь с единственным человеком – с любимым. А если оказывалось, что она уже не девица, ее клеймили позором.

Собственная честь – огромное богатство, и не стоит им разбрасываться в школе лишь для того, чтобы похвастаться подружкам.

dobro.pw

Половое воспитание девочки-подростка

Половое созревание у девочек наступает значительно раньше, чем у мальчиков. В этот период у девочек-подростков начинает формироваться самосознание, появляется потребность в психоэмоциональной поддержке и общении.

Девочки больше, чем мальчики уделяют себе внимание, стараются выделиться, быть привлекательнее и лучше подруг. Но во время полового развития они становятся более ранимы и восприимчивы к любым высказываниям в их адрес, психологически неуравновешенными. Как раз в этот переходный в их жизни период особенно важно маме быть рядом, помочь справиться с появившимися проблемами, разобраться в интересующих девочку вопросах.

К физиологическому изменению в организме, девочки могут относиться по-разному

  • некоторые из них ждут этих превращений из девочки в девушку;
  • становятся мечтательными;
  • пытаются кокетничать;
  • экспериментируют со своей внешностью;
  • начинают стесняться диспропорций фигуры, бесконечно появляющихся на лице угрей;
  • делаются нескладными и начинают замыкаться в себе.

Девочка-подросток должна понять, что все процессы, проходящие в ее организме, заложены природой, их не стоит бояться и стесняться и со временем она превратится в привлекательную девушку. Доверительные беседы с родителями помогут в такой ситуации.

Менструальный цикл у девочки подростка

Очень важно, чтобы еще до наступления перемен в женском организме, мама рассказала дочке о появлении менструального цикла, ведь она должна быть морально подготовлена к этому процессу. Обязательно нужно научить, как за собой ухаживать в период критических дней, какими средствами гигиены пользоваться. Девочка должна знать, что несоблюдение гигиены может привести к воспалительному заболеванию женских половых органов. И так же необходимо объяснить дочери об обязательном ведении календаря появления и окончания месячных, чтобы неожиданное их появление не привело к неприятной ситуации.

Только мама, как старшая подруга может объяснить дочери, о возрастном появлении волос на половых органах, о том, что в период роста груди и в критические дни девочка может испытывать болевые ощущения, но это пройдет по окончанию периода взросления.

Половое воспитание девочек

В подростковый период повышенной выработки гормонов девочки хотят нравиться противоположному полу, не ограничиваясь сверстниками, ведь влюбленность уже подразумевает сексуальное влечение. Это тревожит многих родителей, поэтому им обязательно нужно поговорить с дочерью о половых отношениях между мужчиной и женщиной, объяснить, что ранняя половая жизнь может негативно сказаться на женском здоровье.

Как правило, половой акт у неопытных подростков происходит спонтанно, в ненадлежащих для этого места, а это может привести к развитию воспалений женских половых органов, заражению венерическими заболеваниями и, конечно же, к нежелательной беременности, аборт же для еще несформировавшегося женского организма может грозить бесплодием.

Так же девушка в отношениях со взрослыми мужчинами может оказаться игрушкой и быть просто использована, что ранит психологически и окажет негативное влияние на сексуальную жизнь в будущем.

Очень часто девочки-подростки, получив искаженную информацию из интернета, стараясь самоутвердиться, выглядеть взрослой, совершают ошибки. Но какой бы ошибка не была, она должна знать, что с любой проблемой может всегда обратиться к родителям и получить поддержку с их стороны.

Заключение

Воспитывать девочек – это довольно кропотливый и требующий деликатного подхода процесс. Здесь очень важны дружеские отношения между мамой и дочерью, кто же, как не мама, научит быть привлекательной, доброй, ласковой и мудрой, поможет выйти из трудной ситуации, поведает о женских секретах. Ведь сегодняшняя девочка-подросток завтра превратится в женщину, а какой она станет, очень зависит от ее воспитания.

Ждем ваших комментариев)

P.S. С уважением администрация сайта.

izzamkadya.ru

Половое воспитание девочек подростков

На самом деле это не всегда так. Большинство девочек и девушек имеет весьма смутное представление о половой жизни. Когда они рассуждают об этой проблеме, то испытывают известные трудности в выработке собственные позиций. Глядя же на родителей, у которых одна мораль: до замужества половая жизнь запрещена, подростковый секс является безнравственным, они понимают, что родители не в состоянии разобраться в их мотивах и желаниях. При этом подростки испытывают как положительное, так и отрицательное влияние взрослых. Это можно объяснить тем, что подруги вступают на такой путь, на котором девушка будет чувствовать себя несчастной, но ей все-таки придется тянуться за компанией просто потому, что не хочется оставаться «белой вороной» или спасовать перед приятельницами. А некоторые девочки испытывают любопытство к вопросам секса и хотят узнать об этом поподробнее, но опасаются реакции родителей. Поскольку правильной информации, дающей ответы на возникающие вопросы, очень мало, и людей, которых можно попросить помочь разобраться в собственных чувствах, тоже немного, многие девочки-подростки ищут подруг-женщин, доброжелательное расположение которых позволило бы обратиться к ним за советом и разъяснениями. Вот такой подругой и должна стать мать девочки-подростка. Но почему же все-таки девочки предпочитают объяснения чужих людей, а не собственных родителей? Да потому что они порой ведут себя неправильно, бурно реагируя на все темы, связанные с сексом. Многие девушки уверены, что если они только заикнутся дома об интимной жизни, то их выгонят из дома или родители запрут дочь и никуда не будут пускать. Порой девушки мотивируют свое нежелание говорить на подобные темы с родителями боязнью испортить репутацию в их глазах, чтобы они не думали о ней как о девице, которая только и мечтает с кем-нибудь переспать.

Если же родители на протяжении всей жизни дочери уделяли много внимания ее воспитанию, нравственности, умственному и физическому развитию, проводили вместе с ней свободное время, у них сложились дружеские отношения, то таких трудностей, конечно, не возникнет. Но некоторым родственникам помогут следующие рекомендации: никогда не отклоняйтесь от темы секса в разговорах с ребенком; помните, что об этом можно говорить всегда, но только с научной точки зрения и доступным языком, учитывая возраст девочки. Начать можно с рассказов о том, как складывались отношения между родителями в молодости. Если при совместном просмотре художественного фильма показываются эротические сцены или ранние половые отношения между молодыми людьми, преждевременная беременность главной героини, то не стоит смущать дочь ироничными репликами в сторону цензуры и художественных достоинств картины. Если вам попалась на глаза статья в газете или журнале, посвященная сексуальным отношениям в подростковом возрасте, это ваш шанс вместе с дочерью обсудить их, ответить на многие ее вопросы, чтобы девушке было легче сделать шаг навстречу и сохранить доверительные отношения с матерью. Следует отметить, что родители должны быть и сами просвещены во всех вопросах половых отношений в подростковом возрасте и во взрослой жизни, должны быть способны прояснять любые вопросы, касающиеся пола, с учетом физиологии и психологии отношений между людьми разного пола. При этом девушка не должна сомневаться, что взрослые на самом деле знают все о сексуальных отношениях, ценят их и не стесняются разговаривать на эти темы даже с человеком младше себя, давая исчерпывающие объяснения по любому вопросу. Понимая это, она предпочтет общение с родителями на эти темы разговорам с подругами, а когда и родители поймут, каких они достигли успехов в отношениях с дочерью, то им будет гораздо спокойнее, потому что они убедятся, что ребенок им доверяет.

На чем стоит сделать акцент при обсуждении темы секса между мужчиной и женщиной, чтобы девочка не поняла родителей превратно? Рассказывая дочери о том, как происходит ее половое созревание, как она изменяется и какие новые чувства у нее появляются, нужно объяснить, что интимные отношения прежде всего необходимы для продолжения рода, и именно благодаря им человечество имеет возможность размножаться. При этом в семье секс обеспечивает прочные и продолжительные связи между супругами, давая возможность испытать радость от постоянного общения друг с другом и воспитания детей. Девочка-подросток должна понять, что секс — один из способов проявления чувств мужчины и женщины друг к другу, в котором сосредоточены забота, любовь, привязанность супругов.

Школьники изучают анатомию человека, во многих школах проводят занятия по половому воспитанию детей, однако не стоит полагаться в таком важном деле на посторонних людей. Только родители могут предупредить или решить проблемы ребенка, связанные с его половым развитием.

Следует объяснить дочери, что независимо от того, состоят ли женщина и мужчина в браке или нет, долго общаясь между собой, они переходят к интимным отношениям для того, чтобы наиболее близко, сокровенно и глубоко узнать друг друга. В разговорах с дочерью также следует дать понять, что и у родителей есть свой личный сексуальный опыт общения, свои ценности в этих отношениях. Нужно также внушить девочке уверенность, что в любом случае она может прийти за советом к родителям. Они избавят ее от неуверенности в себе и помогут смоделировать отношения с юношей.

И еще одно: доверительно общаясь с дочерью, родители смогут сделать ее неуязвимой, а юноше или молодому мужчине не удастся манипулировать ею и эксплуатировать ее в своих целях, она будет чувствовать себя более уверенной в отношениях с окружающими людьми.

Многие девочки-подростки задают вопрос: в каком возрасте можно начинать половую жизнь? Естественно, родители скажут: после замужества. А если рассуждать на эту тему вообще, то многие девушки, едва достигшие 16-летия, занимаются сексом со своими парнями. Но общество относится к столь ранним половым отношениям негативно, так как считается (и это доказано практикой), что большинство молодых женщин, в сущности, еще не готовы нести ответственность за возможные последствия таких связей, включая и незапланированную беременность, так как в их организме еще не закончен процесс физического, полового и нервно-психического развития. Ранняя близость с мужчиной оказывает отрицательное влияние на формирующийся и неокрепший организм девушки-подростка, тормозит его развитие и приводит к преждевременному увяданию, физическому истощению и уменьшению периода половой активности. Девушкам и молодым людям необходим определенный период полового воздержания. При этом следует отметить, что половое воздержание, особенно в молодом возрасте, не вредит здоровью. Что касается воздержания взрослых людей, то нет никаких научных доказательств, что оно сказывается на общем состоянии человека. Определять поведение девушки должны разум, умение сочетать физиологическое потребности с нормами морали и нравственности. Родители же должны дать понять дочери-подростку, что основой сексуальных отношений является прочное чувство, душевное родство и что рано или поздно появится тот, с кем захочется делить радости и невзгоды, т. е. человек, который проявит ответные чувства. Все беседы с дочерью должны проходить в таком направлении, чтобы в конечном результате девушка поняла, что для начала сексуальных отношений нужно только одно — ее собственное желание. Но прежде чем прийти к какому-либо решению, она должна понять, действительно ли она хочет таких отношений. Ей все придется хорошо продумать, разобравшись в своих чувствах и ценностях, подробно обсудив со своим другом все обстоятельства их совместной жизни, отказавшись от представлений, навязанных средствами массовой информации, и сверстниками. Прежде чем перейти к близким половым отношениям, девушка должна убедиться в чувствах молодого человека, его ценностях, точно решить для себя, хочет ли она быть с ним вместе или нет.

Половое воспитание должно быть направлено на развитие нормальной сексуальности, присущей здоровому человеку, и противостоит бездуховному сексу.

И еще мама должна объяснить дочери, что существуют определенные правила, знание которых пригодится при любых обстоятельствах. Если девушке не хочется сексуальных отношений, то и не следует начинать их; если она понимает, что не хочет интимной связи, то ей не надо придумывать никаких отговорок, а нужно быть абсолютно искренней и прямо сказать своему другу, что думает по этому вопросу, причем не стоит ссылаться ни на папу, ни на маму, ни на менструацию, просто достаточно открыто сказать «нет». Девушка, отказывающая своему парню в близости, также должна знать, что если молодой человек, предлагая решиться на такой шаг, утверждает, что любит ее, то он никогда не откажется продолжать дружеские и любовные отношения, даже если она ответит отказом на его предложение. А если он все-таки распрощается с ней, то девушке не стоит жалеть о нем. Довольно часто в жизни случается так, что молодые люди, казалось бы, безумно любившие друг друга, разрывают отношения. И это нормальное явление в процессе взросления и приобретения жизненного опыта. Но такой разрыв может быть очень болезненным. Поэтому девушке лучше воздержаться от половой близости, пока не появятся установившиеся доверительные и длительные отношения с юношей.

Все женщины знают, что во время первой интимной близости встает еще одна проблема — потеря девственности. Практически все родители стремятся вырастить дочь с убеждением, что ее девственность есть нечто драгоценное. Можно сказать, что в большинстве случаев это получается. Согласно социологическим опросам почти все девушки согласны отдать ее только небезразличному им человеку, которого они полюбят. Если это происходит иначе, то утрата девственности всегда воспринимается как несчастье. Отрицательные эмоции, связанные с потерей невинности, могут возникнуть еще и потому, что девушка осознает: вступив в близкие отношения с представителем другого пола, она больше никогда не будет прежней. Следует отметить, что большинство девочек-подростков и юных девушек в подобной ситуации испытывают спутанные чувства. Так, с одной стороны, секс — это приятно, но считается, что не стоит «этим» увлекаться в юном возрасте. А с другой стороны, девушка знает, что многие ее подруги занимаются любовью, и не уверена, хорошо ли они отреагируют, когда узнают, что она «этого» не делает?

Допустим, девушка решилась на близкие сексуальные отношения, родители не против, потому что она уже достаточно взрослая, может отвечать за свои поступки и понимает, что делает. Кроме того, отец и мать познакомились с молодым человеком, в которого влюблена дочь. При этом у нее все равно возникнет много вопросов: как проявляется половое возбуждение, поймет ли она, что с ней происходит, что такое оргазм и т.п. Мама должна рассказать девушке и об этом.

Если уж у дочери с матерью зашла речь о половых контактах, на которые решилась девушка, то ей будет полезно узнать, какие ощущения обычно испытывает женщина в период полового возбуждения.

Когда женщина приходит в состояние возбуждения, у нее появляется сердцебиение и учащается пульс, дыхание углубляется, усиливается потоотделение, она ощущает сердцебиение. Кожа становится чувствительной и пылающей, нередко покрывается яркими пятнами, причем эти явления совершенно нормальны и считаются проявлениями первой стадии возбуждения. Во всех частях тела усиливается кровоток, особенно в области половых органов, при этом груди немного увеличиваются в размерах, становятся упругими, соски — рельефными, и кожа вокруг них темнеет. Живот подтягивается, в области гениталий появляется чувство жжения, причем у некоторых женщин оно бывает настолько сильным, что воспринимается как острая боль. Различные мышцы тела начинают напрягаться, особенно в области бедер и ног, а в момент оргазма напряжение может усиливаться вплоть до полного одеревенения конечностей. Половые органы становятся слегка отечными, при этом половые губы и клитор увеличиваются, а влагалище начинает выделять слизь, смазывающую его стенки, благодаря чему проникновение полового члена мужчины внутрь становится легким.

Некоторые девушки в силу воспитания или еще каких-нибудь причин до последнего не знают, как выглядят в момент сексуального возбуждения половые органы мужчины, поэтому, увидев возбужденного партнера обнаженным, нередко впадают в шоковое состояние и категорически отказываются от близости. У мужчин половое возбуждение сопровождается приливом крови к половым органа, эффект от этого проявляется в эрекции полового члена, при этом возбуждаются и другие гениталии, включая мошонку с яичками.

Дочь следует предупредить, что у большинства молоденьких девушек первый половой акт, как правило, не завершается оргазмом. Более того, иногда требуются годы интимных отношений, чтобы девушка испытала это ощущение, а у многих женщин этого не случается вообще.

Первый половой акт лучше провести в домашних условиях: в привычной обстановке, имея рядом душ или ванну, не скрипучую кровать. Важно, чтобы у вас была уверенность, что вам никто не помешает. И конечно, узнайте заранее о дефлорации, контрацепции и физиологии полового акта.

Вернемся к половому возбуждению. Когда оба партнера подготовлены и влагалище у девушки уже увлажнено, а у мужчины половой член напряжен, то они могут приступить к половому акту. Женщина может испытывать оргазм уже при стимуляции наружных половых органов непосредственно пенисом, который ритмическими движениями натягивает кожу вокруг клитора, воздействуя тем самым на самую чувствительную зону женского тела.

У мужчин оргазм достигается путем давления мышц влагалища на половой член. Ощущения оргазма практически одинаковы у мужчины и женщины, единственное существенное отличие состоит в том, что мужчина испытывает его единожды во время семяизвержения, тогда как многие женщины способны испытать несколько оргазмов подряд практически без перерыва между ними. Большинству мужчин требуется некоторое время для того, чтобы у них наступила новая эрекция, женщина способна получать наслаждение без перерыва.

При беседе с девушкой о внебрачных половых отношениях следует рассказать и том, что хотя сексуальные отношения являются одним из способов проявления любви, но также служат и одним из способов передачи ряда болезней. К заболеваниям, передающимся половым путем, раньше относили только венерические болезни. К наиболее часто встречающимся заболеваниям, передающимся при половых сношениях от одного партнера другому, относятся гонорея, сифилис, остроконечные кондиломы, лобковый педикулез, трихомониаз, хламидиоз, неспецифический уретрит, герпес, гепатиты С и В, ВИЧ-инфекция и некоторые другие.

Кстати, практически во всех поликлиниках имеются анонимные кабинеты, в которые могут обратиться девушки за оказанием медицинской помощи.

Девушка может быть уверенной в том, что партнер страдает венерической болезнью, только если он признается, а поскольку первым он об этом вряд ли расскажет, то нужно спросить об этом самой, хотя будет и неприятно, и вроде бы неудобно, и как бы стыдно, и т. п. Чтобы не побояться задать этот вопрос, следует вспомнить, насколько подобные болезни в настоящее время распространены среди молодежи. К счастью, есть некоторые знаки, обратив внимание на которые, можно заподозрить, что партнер болен. Например, при гонорее появляются гнойные выделения из полового члена. Но, увы, следует помнить о том, что многие опасные недуги, такие как герпес и синдром приобретенного иммунодефицита, вообще поначалу не имеют никаких опознавательных признаков.

В настоящее время термин «венерические болезни» значительно расширен и заменен на «заболевания, передающиеся половым путем».

Если девушка хочет избежать болезней, передающихся половым путем, то она должна либо отказаться от половой близости, либо пользоваться презервативами, либо иметь только одного полового партнера, который ей верен.

Большинство венерических болезней, а также других заболеваний, передающихся половым путем, поддается излечению, которое чем раньше начнется, тем станет эффективнее. При этом необходимо точно и неукоснительно соблюдать все назначения врача, так как несвоевременная или неполная терапия приводит к серьезным последствиям, которыми могут быть и развитие бесплодия, и другие хронические заболевания половой системы.

Следует отметить, что очень частой заражение венерической болезнью происходит из-за беспорядочных половых связей. У девушки всегда есть выбор: или она будет иметь только одного возлюбленного, или начнет постоянно менять мужчин. Но беспорядочные половые связи часто являются причинами заражения венерическими заболеваниями, а также предоставляют больше шансов заболеть раком шейки матки, о котором будет рассказано чуть ниже, и другими, не менее тяжкими недугами.

В течение нескольких последних лет медицинскими исследованиями было установлено, что рак канала шейки матки наиболее часто встречается у тех женщин, которые имеют половые сношения сразу с несколькими партнерами. Вероятность поражения увеличивается и при раннем начале сексуальной жизни. Причиной развития данной патологии является воздействие семенной жидкости на чувствительную слизистую оболочку шеечного канала. Следовательно, женщины, которые ведут беспорядочную половую жизнь, подвергая себя излишней опасности, могут быть причислены к группе повышенного риска в отношении заболевания раком шейки матки. Использование презервативов в известной степени препятствует развитию опухолей шеечного канала матки, также они служат препятствием для передачи венерических болезней.

Поскольку девушка не всегда может узнать, с кем ее партнер имел половые контакты до нее, очень важно, чтобы при половой близости молодые люди постоянно пользовались презервативами.

Следует помнить, что средством профилактики заражения заболеваниями, передающимися половым путем, в юном возрасте является только презерватив!

Девушка должна думать не только о возможности заразиться венерическим заболеванием или синдромом приобретенного иммунодефицита, но и том, что в случае распущенного образа жизни причиняет душевные страдания своим близким, при этом теряет уважение не только их, но и других людей.

следует принять во внимание, что окружающие могут создать ей плохую репутацию, мешающую в дальнейшей жизни. Всех этих сложностей можно избежать при правильном образе жизни и половом воспитании детей их родителями.

www.sweli.ru


Смотрите также