Что почему зачем когда где как


Какие бывают вопросы?

Открытые вопросы называются так потому, что они позволяют «открыть», завязать разговор, так как собеседник не может отве­тить на них односложно, сказав только «да» или «нет».   Открытые вопросы побуждают его сообщить вам определенные сведения и тем самым дать новую пищу для разговора.   Всегда, когда вы хоти­те склонить собеседника к высказыванию его мнения, следует при­бегать к помощи открытых вопросов. Особенно важно их исполь­зовать на этапе выяснения потребностей клиента.   Если вы хотите как можно больше узнать о своем собеседнике, его потребностях, запросах, проблемах, желаниях и позициях, за­давайте ему открытые вопросы.   Открытые вопросы, как правило, начинаются с вопросительных слов: кто, что, где, когда, зачем, по­чему, сколько, кому, как, чем...   Открытые вопросы рекомендуются:  
  • для начала разговора;
  • если вы хотите заставить собеседника подумать;
  • если вы хотите выяснить его интересы и позиции;
  • если вы хотите докопаться до причин его сомнений и отказов.
  Однако будьте осторожны с вопросами, начинающимися со слов «почему?», «по какой причине?»! «Почему же вы сразу не...?» «Почему вы не смогли...?»   Дело в том, что в вопросах, начинающихся со слов «почему?», «по какой причине?», часто скрыт упрек, поэтому они воспринима­ются как обвинение, вынуждающее вашего собеседника оправды­ваться. Он чувствует, что вы не считаетесь с ним и даже нападаете на него. Гораздо лучше использовать нейтральное вопроситель­ное слово, сохраняя смысл своего высказывания.   «Что вас побудило сделать это...?» «Какие причины вам помешали...?» «Что вас удержало...?»   Такие открытые вопросы не имеют эмоциональной окраски, показывают вашу заинтересованность и поэтому лучше воспри­нимаются собеседником.     Это тот самый вопрос, на который собеседник может ответить только односложным «да» или «нет». Рекомендуется такие во­просы задавать в конце беседы, подводя итог. Ведь по содержа­нию закрытый вопрос не создает предпосылок для его продолже­ния.   «Вы уже об этом слышали ?»   В некотором роде такая форма вопроса облегчает процесс об­щения, поскольку ваш собеседник может ответить одним лишь словом. Однако, задавая такие вопросы, вы ничего не сможете узнать о побудительных мотивах и истинных потребностях собе­седника. Кроме того, вы рискуете получить отрицательный ответ, затрудняющий продолжение беседы.    Закрытые вопросы целесо­образно задавать:  
  • если вы хотите получить лишь краткий однозначный ответ;
  • если вы имеете дело с исключительно неразговорчивым поку­пателем;
  • если вы все-таки надеетесь, задав целый ряд подобных вопро­сов, выудить нужную информацию;
  • если вы хотите быстро проверить, правильно ли вы поняли слова своего собеседника.
Использовать закрытые вопросы рекомендуется осторожно, так как заданные один за другим они производят впечатление до­проса.   Вопросы, относящиеся к этой категории, побуждают собесед­ника подтвердить сказанное вами. В наводящем вопросе уже фор­мулируется определенное мнение. Задавая такой вопрос, вы на­деетесь, что собеседник согласится с этим мнением, т. е. вы как бы внушаете это мнение и оказываете влияние на ход разговора так, что собеседник не сразу осознает это.   «Все же этот товар вам интересен...?» «Вы, конечно, не хотите, чтобы...?»   Опасность подобного вопроса заключается в том, что покупа­тель может почувствовать, что вы хотите его одурачить. Это сразу вызывает внутренний протест. Следует воздерживаться от наводя­щих вопросов во время анализа потребностей, поскольку с помо­щью вопросов такого рода вы не получаете никакой новой инфор­мации.   Наводящие вопросы можно задавать:  
  • для подведения итогов разговора, когда собеседник наверняка даст утвердительный ответ;
  • если вы хотите заставить слишком болтливого клиента вер­нуться к обсуждаемому вопросу;
  • если вы имеете дело с особенно нерешительным покупателем.
В целом, наводящие вопросы нужно использовать крайне осто­рожно. Всегда следите за тем, чтобы постановка вопроса вызвала у собеседника положительную реакцию.     Альтернативный вопрос дает собеседнику возможность сделать выбор из двух (или более) предложений. Альтернативный вопрос помогает принять решение.   «Вы совершите покупку прямо сейчас или завтра?»  Альтернативные вопросы употребляют:  
  • при подведении промежуточных итогов;
  • для того чтобы побудить собеседника к окончательному при­нятию решения о покупке;
  • для того чтобы развеять опасения у неуверенного покупателя, ориентированного на надежность, избегающего риска и сомне­вающегося в необходимости покупки.
  При выдвижении предложений в альтернативном вопросе все­гда следите за тем, чтобы собеседник имел возможность выбрать наиболее выгодное с его точки зрения. Только если будете честно консультировать покупателя, а не манипулировать им, вы можете рассчитывать на длительное сотрудничество с довольными поку­пателями.     Если вы хотите задавать тон всей беседы, взять на себя актив­ную роль, то ваш удел задавать вопросы. А тот, кто отвечает, выра­жая при этом свою реакцию, обычно преждевременно связывает себя обещаниями.   Если ваш собеседник постоянно задает вопросы, то он и будет определять стратегию всей беседы. Кроме того, он побуждает вас высказывать свое мнение, что в последующем может помешать вашей аргументации. Не давайте ответ до тех пор, пока не узнаете, что в действительности его интересует! Только когда вам будет известно, что кроется за его вопросом, зачем он его вам задает, вы поймете, как следует сформулировать свой ответ так, чтобы он удовлетворил и убедил клиента.   Если вы хотите взять инициативу в беседе в свои руки, исполь­зуйте встречный вопрос.   «Что для вас более важно, значимо?» «Поверьте, это очень важно! Почему вы так считаете?»   Встречные вопросы используют для того, чтобы:  
  • вновь взять на себя руководство беседой;
  • направлять беседу в желаемое русло;
  • выиграть время для размышления;
  • заставить покупателя дать уточнений;
  • получить более подробную информацию;
  • выяснить подоплеку заданного собеседником вопроса;
  • выявить вероятные возражения и указать на новые соображе­ния и позиции;
  • дать собеседнику время на размышление.
Используя встречный вопрос, следует сначала повторить во­прос собеседника, чтобы подтвердить, что вы внимательно его слушаете и готовы ему ответить. Разве вы сами не ждете от собе­седника отклика, подтверждения того, что ваш вопрос или мнение услышаны и поняты? Разве вам не придает уверенности положи­тельная реакция собеседника на ваши вопросы?   Часто задающий встречный вопрос клиент проявляет свой ин­терес к обсуждению. Его полное право проявлять при этом неуве­ренность и сомнения. Так или иначе, вам необходимо выслушать вопрос или возражение и попытаться выиграть время, чтобы раз­узнать, какую цель преследует собеседник, задавая вам тот или иной вопрос.     Провокационные вопросы не носят дипломатического характе­ра. Они всегда содержат в себе вызов и напор.   «Когда вы перестанете со мной спорить?» «Сколько можно вас уговаривать?»   Провокационные вопросы нужны для того, чтобы:  
  • умышленно вызвать собеседника на неподготовленный заранее ответ;
  • вывести из равновесия и получить конкретный ответ;
  • получить ответ, содержащий больше информации, чем хочет сообщить сам отвечающий.
Провокационные вопросы могут быть с завершенным и неза­вершенным концом. Задача первых - получение быстрого и точ­ного ответа. Вторые - дают возможность собеседнику тщательно подготовить ответ, поразмышлять. Сюда же можно отнести во­просы-перебивки, которые при умелом их использовании позво­ляют заставить покупателя неожиданно самораскрыться, отвечая на провокационный вопрос.   С формальной точки зрения провокационные вопросы могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными, основ­ными и зондирующими, могут иметь форму нейтральную или аг­рессивно-наступательную. Но в любом случае провокационные вопросы — это всегда вопросы подтекста. Не готовый к его вос­приятию покупатель обязательно ответит на интересующий во­прос.  
  •  Контрольные (итоговые) вопросы.
  Такие вопросы позволяют вам узнать, слушает ли вас собесед­ник и правильно ли он понимает то, что вы говорите. «Ну что, подведем итоги нашего разговора?» «Я сообщил (а) вам массу сведений. Вам было интересно?» Во время беседы с клиентом постоянно внимательно наблюдайте за его поведением, обращая внимание на подаваемые им невер­бальные сигналы, свидетельствующие о его согласии или возра­жении, и как можно чаще добивайтесь его одобрения и подтвержде­ния сказанного вами. Контрольные вопросы можно также ис­пользовать, если вы хотите узнать, правильно ли вы сами поняли своего собеседника. Атакуя клиента вопросами, не забывайте еще об одном искус­стве — быть хорошим слушателем. Обязательно покажите собе­седнику, что вас искреннее интересует то, что он говорит, отдайте ему все свое внимание и признательность, которых так всем нам не хватает. Помните, что это один из самых важных принципов формулы успеха любого взаимодействия.  

pharmedu.ru

Восемь вопросов на всю жизнь

Многие граждане, говоря о происходящем в их жизни и окружающем мире, задают «извечно» русские вопросы: «кто виноват?», «что делать?». Такая постановка вопросов даёт ограниченный круг ответов, на основе которых достойную жизнь построить сложно. Вопросы «кто» и «что» затрагивают лишь субъект-объектную деятельность. Вопрос КТО даёт понимание субъекта деятельности, вопрос ЧТО – объект применения усилий. Существуют другие пары вопросов, которые позволяют дополнить постановку проблемы и найти выход из любой ситуации. Это такие пары, как «ЗАЧЕМ-ПОЧЕМУ», «КАК-СКОЛЬКО», «ГДЕ-КОГДА».

Грамотный гражданин начинает с вопроса «ПОЧЕМУ», определения причины происходящего, оценки ситуации. Причина тесно связана с постановкой проблемы, которую можно понимать как несоответствие между желаемым будущим и действительным настоящим. После установления проблемы человек ставит цель для её решения (вопрос «ЗАЧЕМ»). Цель – образ желаемого результата от ожидаемой деятельности. Цель имеет конкретный срок исполнения. Ещё важнее осознавать, кто задаёт цель? Если цели задаются человеку извне, то деятельность носит нетворческий, исполнительный характер. Каждый из нас рано или поздно спрашивает: зачем я живу. И одновременно каждый из нас знает, что в правильно поставленном вопросе содержится ответ. Анализ философских и другого рода источников главную цель человека, общества, человечества определяет как развитие самой жизни. Без цели нет развития, нет будущего. Тогда человек остаётся в текущем состоянии неопределённости или, наоборот, определённости (стабильности, которая ведёт к стагнации).

Если человек ясно понимает, зачем и почему он появился на свет, кто он и что должен ладить, то дело остаётся за малым. Нужно определить ГДЕ (место) и КОГДА (временной промежуток) действовать. Наконец, описать и найти средства, инструменты, механизмы достижения цели позволяет ответ на вопрос «КАК». А вопрос «СКОЛЬКО» помогает оценить затраты, эффективность предпринятых действий. В социальном плане эффективность есть результативность, определяемая сравнением между начально поставленными целями и итогом достигнутого. Также эффективность может быть измерена как отношение полученного результата к затраченным средствам. Пространственно-временные характеристики являются базовыми в измерении результатов деятельности.

Восемь вопросов (ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК, СКОЛЬКО) были использованы генеральным конструктором Побиском Георгиевичем Кузнецовым при разработке системы «Спутник-Скалар». Только вопросы в данном виде справедливо могут и должны называться извечно русскими. Имея на вооружении такую методику, можно выполнять любые задачи: от организации простого мероприятия (поход в магазин) до управления организацией, проектами и крупными системами.

Большинство сегодняшней информации затрагивает тематику ПРОШЛОГО и НАСТОЯЩЕГО, и лишь незначительная часть говорит о БУДУЩЕМ. Восемь вопросов – это простой способ проектирования новой реальности, преобразования действительности вокруг себя. Восемь вопросов – это помощник в твоей практической деятельности на все случаи жизни.

Жизнь содержит в себе функции сохранения и развития. Сохранение обеспечивает стабильность, возможность преемственности, что очень важно при изучении уроков прошлого. Однако недостаточно для построения нового. Любая жизнь – это развитие. А развитие и есть формирование будущего.

XXI век с его нарастающей информатизацией ставит вопрос обеспечения гармоничного будущего, где есть место самому виду homosapiens, уживающегося с природой Земли. В настоящий момент времени человек стоит перед необходимостью перехода в состояние устойчивого развития собственной жизни, семьи, организации, общества, человечества. Подобный переход возможен лишь при наличии научного мировоззрения, теории, технологий, которые обеспечат согласованное развитие в системе «природа-общество-человек». Восемь вопросов – лишь одна из методик. Стратегическая цель – формирование человека-творца, вооружённого знаниями, пониманием и умением делать. Такой работой занимается Международная научная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова.

А.А. Головин,

Ревизор РКО

cosmatica.org

«Где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?»

«УГ Москва», №17 от 23 апреля 2013 года
​Хороший учитель ждет от своих учеников этих вопросов не только при выполнении синтаксического разбора предложений. «Почему так, а не иначе? А для чего это? А как? А где? А когда?» - если ребенок не пассивный слушатель, а активный «спрашиватель», маленький исследователь, это наша победа: мы смогли его заинтересовать! И дальше ученик, словно снимая оберточную бумагу с новогоднего подарка, слой за слоем, будет пытаться добраться до истины: задавать вопросы, искать на них ответы, ошибаться, снова искать... Татьяна Сатина
Такое счастье работать с такими детьми! Быть их штурманом, рулевым, следить за тем, чтобы они не потерялись в океане нового и еще неизведанного, чтобы вопросы стали попутным ветром, а не страшным препятствием. Это невероятно увлекательно, но и неизмеримо сложно, ведь нельзя угадать, что их заинтересует, сложно суметь ответить на все вопросы. А как найти в себе силы признаться в том, что ты сам чего-то не знаешь? Это, наверное, самое сложное. Но если великий Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», то почему мы, простые учителя, должны знать все? Такое признание может стать еще большим стимулом для ребят: да, мы знаем многоe, но не знаем всего, смотрите, мы тоже задаем вопросы и тоже хотим знать больше.Так что же значит уметь задавать вопросы? Конечно, это постоянная работа ума, самосовершенствование и самообразование. То есть, с одной стороны, научив спрашивать, мы даем своим ученикам возможность учиться всегда, получать непрерывное образование. И если дети, став уже взрослыми, не потеряют интерес к нашему предмету, будут пользоваться полученными знаниями и стремиться обрести новые, то, значит, мы сумели дать им по-настоящему качественное образование, которое им пригодилось в жизни, а не которое они аккуратно оставили на школьном крыльце сразу после выпускного бала.Но ведь есть и другая сторона, думаю, более важная. Мы должны научить своих учеников задавать вопросы самим себе, анализировать собственные поступки, задумываться о том, что и почему происходит вокруг них в мире, в стране, в обществе. Пожалуй, лучше всего для этого подходят уроки литературы, на которых мы не только обсуждаем литературные произведения, жизненные пути авторов и образность языка, а рассуждаем о вечных ценностях, обмениваемся мнениями, сопереживаем, сочувствуем героям или не соглашаемся с ними.Получается, что в первом случае речь идет о любознательности, пытливости, а во втором - о совести и правде.Задавать вопросы - вещь зачастую неблагодарная, неприятная. Гораздо легче закрыться в своем уютном мирке, надеть футляр, забиться в норку (а для пущей убедительности поставить герань на подоконник и завести канарейку). Меньше знаешь - крепче спишь, но ведь и совесть твоя от этого спит крепче, не правда ли?Задавать вопросы, на которые нет однозначного ответа, дело сложное и мучительное, но только так, наверное, и можно стать человеком. Я мыслю, следовательно, я существую, я спрашиваю, следовательно, мне не все равно.Борис Пастернак писал:Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.Этому мы должны учить, это и будет залогом качественной (читай: полноценной, насыщенной) жизни - спрашивать, искать, подвергать сомнению, не соглашаться. Наши дети должны стремиться, как Пастернак, «дойти до самой сути», а не стать теми, кто, бездумно принимая навязанное свыше, скажет: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». В этом цель нашей работы.

www.ug.ru

Постарайтесь использовать шесть главных вопросов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», «Как?»

Если вам кажется, что предварительный просмотр и составление плана текста только тормозят процесс чтения, вспомните, что вам нужно адаптировать эту методику под себя и заставить ее работать на вас. Если вы уверены, что концепция багажа знаний важна и полезна, найдите наилучший способ извлечь из него пользу, используя приведенную на этих страницах информацию.

Дополнительный способ, который обеспечит понимание материала, – это метод предварительного просмотра или поиск в тексте ответов на шесть вопросов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?» и «Как?», которые снабдят вас ключевой информацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Изначально многие люди уверены в том, что предварительный просмотр отнимает много времени. На самом деле гораздо дольше объяснять, как это делается, а собственно процесс происходит очень быстро. По мере того как вы набираетесь опыта в этой технике, вы можете просматривать двухстраничную статью менее чем за минуту, а десятистраничную главу – не дольше пяти минут, в зависимости от вашего запаса знаний и цели.

Зачем тратить время на предварительный просмотр? Давайте возьмем 30-минутный промежуток времени. Например, у вас есть десятистраничный текст, на чтение которого от начала до конца вы обычно тратите полчаса. Теперь предположим, что вы просматриваете текст, прежде чем читать, и на это у вас уходит восемь минут. Остается еще 22 минуты, чтобы прочитать его подробно. Используя свой багаж знаний, вы за восемь минут поймете, что сможете без труда читать текст быстрее и уложиться в 22 минуты. На самом деле вы сделаете это даже быстрее, потому что во время предварительно просмотра обнаружили части, на которые не надо обращать пристального внимания.

В каком из этих вариантов вы используете свои полчаса наиболее продуктивно? Какой из них больше побуждает вас к активному чтению и обеспечивает лучшее понимание? После какого из вариантов чтения вы сможете лучше запомнить новую информацию? Который из двух поможет вам сэкономить время? Ответ на все эти вопросы – «Сценарий 2». Помните: ваш багаж знаний играет огромную роль в понимании текста и очень важен для скорости чтения. Вот верный и проверенный принцип тайм-менеджмента: «Чтобы сэкономить время, нужно время».

Студенты тоже могут использовать метод предварительно просмотра, чтобы сделать так называемый повторный просмотр материала перед экзаменом. Это сократит время на подготовку, так как избавит их от бессмысленного перечитывания материала и фокусирования на незнакомых местах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Принцип построения статей в газетах в основном отвечает описанным нами правилам предварительного просмотра. Но надо учесть, что журналисты часто строят свои статьи по А-принципу, или в стиле перевернутой пирамиды. Иначе говоря, самую интересную информацию они размещают в начале. А затем постепенно разворачивают описание, вдаваясь в менее важные детали события или темы, освещаемой в статье. Так делается потому, что, если в последний момент происходит важное событие, которое надо осветить в издании, или появляется дополнительная реклама, издатель обрезает статью с конца, оставляя наиболее важное в ее начале. Поэтому, подробно его прочитав, вы получите достаточное представление о содержании публикации.

Во многих газетных статьях есть абзацы, состоящие из одного предложения. В таком случае целесообразность метода чтения только первых предложений абзацев оказывается под вопросом. Можно попробовать читать в них только первые строки, чтобы понять, стоит ли двигаться больше.

Всегда ли есть карта?

С годами я стала мастером предварительного просмотра. Я всегда просматривала бóльшую часть всех нехудожественных текстов, которые участники моих семинаров приносили из своих стопок «Прочитать». Исходя из своего опыта, возьму на себя смелость утверждать, что в 98 % случаев беглый взгляд позволяет проследить вполне понятную структуру. Если вы возьметесь читать неотредактированный текст, вам, вероятно, будет довольно трудно понять, как он организован. Но во всем, что публикуется в печатных и электронных журналах, газетах, инструкциях, пособиях по работе на компьютере и учебниках, структура, понятная при предварительном просмотре, будет прослеживаться и дальше.

Если вы пишете какие-то материалы для учебы или работы, то можете сделать свой текст более понятным для читателя, если сами его «предварительно просмотрите». Обратите внимание, сформулированы ли главные идеи в первых предложениях абзацев. Если нет, вы, возможно, запрятали их внутрь абзацев или вообще не назвали. После предварительного просмотра собственной работы вы, вероятно, захотите ее отредактировать.

Дайте себе оценку

Давайте оценим ваш нынешний уровень. Запишите или мысленно заполните пустое место в предложении:

Я _____________ читатель.

Меняется ли ваш уровень?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Такая «направляющая», как центровая тяга, будет полезна при чтении текста, разбитого на узкие колонки. Возьмите страницу журнала, газеты или любого текста из вашей стопки «Прочитать позже», на которой он располагается в виде двух и больше колонок на странице. Убедитесь, что текст находится на плоской поверхности; не держите его в руках. Поставьте указательный палец левой или правой руки в центр абзаца под первой строкой текста. Начните читать строку, расположенную выше указательного пальца. Двигайте его вниз по странице, как будто закрываете рулонную штору. Перемещайте палец настолько медленно или настолько быстро, насколько успеваете пробежать строку от начала до конца. Постарайтесь задерживать взгляд не больше двух-трех раз на строке и охватить сразу как можно больше текста. Не забывайте использовать методы чтения фраз, ключевых слов или ключевых фраз для ускорения чтения. Когда немного освоитесь с новым способом, постарайтесь передвигать палец чуть быстрее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Не секрет, что вы эффективнее читаете и легче заучиваете то, что требуется, когда не нервничаете, чувствуете себя отдохнувшим и здоровым. Если вы заботитесь об основных потребностях своего организма, то информация, которую вы найдете в этой книге, окажется вам еще более полезной. Вот несколько советов, касающихся здоровья:

• Найдите возможность высыпаться. Согласно исследованиям, взрослому человеку требуется в среднем восемь-девять часов ночного сна. Если вы постоянно спите меньше семи часов, то, вероятно, ставите под угрозу свою способность читать и учиться.

• Больше двигайтесь в течение дня. Когда вы двигаетесь, кровь насыщается кислородом. Мозг становится более восприимчивым и готовым к поступлению информации. Поднимайтесь по ступенькам пешком, вместо того чтобы пользоваться лифтом или эскалатором, паркуйте свою машину подальше от входа в супермаркет, а если у вас есть собака, гуляйте с ней по крайней мере два раза в день. Если вам когда-нибудь хотелось регулярно выполнять упражнения, то теперь считайте, что у вас для этого появилось дополнительное основание. Если у вас есть велотренажер, положите подготовленный для чтения текст перед собой на руль и читайте во время тренировки.

• Ешьте пищу, полезнуюдля мозга. Если вы читаете, чтобы учить и запоминать прочитанное, вам нужны продукты, богатые протеином, такие как сыр или куриное мясо. Добавьте овощи или салат. Исключите еду, вызывающую сонливость, например хлеб, сдобную выпечку, макароны.

• Уменьшите стресс. Хотя считается, что немного стресса в жизни – это хорошо, его избыток – скорее негативный фактор, чем элемент здорового образа жизни. Сложно читать и воспринимать текст, когда вы и ваш организм плохо себя чувствуете. Выход может быть в том, чтобы расставить приоритеты, определив, что для вас наиболее важно. Чтобы победить стресс, больше спите, выполняйте дыхательные упражнения и обязательно цените то, что имеете, а не нервничайте по поводу того, что вам хотелось бы иметь.

Выясните свои собственные потребности в сне и в физической нагрузке, пищевые реакции, уровень стресса. Никто, кроме вас самих, лучше не направит автомобиль вашего чтения на путь к успеху.

Вот вы и оказались в середине вашего десятидневного путешествия. Глава «День 6-й» посвящена очень важному элементу – желтому сигнальному флагу, предупреждающему: «Внимание!» Есть много разных способов интерпретировать материал, который вы читаете. Глава «День 6-й» расскажет вам, как читать, вникая в суть текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

Появление флага «Внимание!»

Во время соревнований гонщики концентрируются на цели – финишном створе, а также на том, как пройти трассу быстрее и с наименьшим риском. Это значит, что в этот момент они сфокусированы на том, что происходит здесь и сейчас, а не за пределами дороги или где-то еще. Глаза гонщика вне трассы – его штурман. Это он при необходимости требует выбросить желтый флаг, давая спортсмену команду сбавить скорость, если на трассе, например, произошла авария, пролилось топливо или возникли еще какие-то препятствия. Пилот сбрасывает скорость, продолжая ехать по кругу в ожидании флага, сигналящего, что все в порядке. Для участников это ценная возможность оценить, как проходит гонка, возможно, изменить свою стратегию и скорректировать манеру вождения, когда соревнования возобновятся.

Когда вы читаете, вам следует обращать внимание не только на то, куда вы продвигаетесь в своем чтении, но и на позицию автора. Эффективное чтение – это обмен идеями, а не одностороннее общение. Вы – тот, кому предстоит перевести отношения «читатель – автор» из русла монолога, где вы – лишь пассивная сторона, в диалог, в котором вы активно задаете вопросы и ищете ответы. Это называется критическим чтением. Вдумчивый, активный читатель – тот, кто участвует в подобном диалоге, кто внимательно читает и ничему не верит без анализа, т. е. относится к тексту критически.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 7

Если ваш босс, вызывая вас к себе, говорит, что собирается критиковать вашу работу, вероятно, вам сразу приходит в голову мысль, что вы что-то сделали не так. Между тем «критиковать» означает выявлять достоинства и недостатки и в соответствии с ними судить о чьей-либо работе. В идеале описанная ситуация подразумевает, что ваш руководитель хочет поговорить с вами о ваших сильных и слабых сторонах. Быть критичным означает осознанно судить обо всем плохом и хорошем, что вы видите, слышите и читаете. Иногда это делается неосознанно. Например, вас пригласили в гости новые друзья. С того момента, как вы вошли в дверь, запускается и начинает работать ваше критическое мышление. Вы неосознанно оцениваете все: от звука дверного звонка до вкуса еды, которой вас угощают, и чистоты ванной. Весь ваш опыт пребывания в гостях сложится в оценку, которую вы осознанно дадите в конце вечера.

Когда вы читаете, ваш разум функционирует по той же бессознательной схеме. Если сможете, научитесь формировать критические суждения сознательно и вдумчиво. Параллельно с этим вы пополните свой багаж знаний и улучшите понимание. Как вам это удастся? Вам следует читать, высматривая в тексте все, что совпадает и не совпадает с вашей собственной точкой зрения, проверять факты, задавать вопросы и формировать собственное мнение о том, что вы читаете. Развитие этого навыка отличает прекрасных читателей от средних.

Ресторанные критики пробуют еду и пишут, что им понравилось, а что нет и почему. Кинокритики смотрят фильмы и используют те же критерии. И те и другие делятся своим мнением с читателями, основываясь на имеющихся у них знаниях. Можно ли сказать, что их критика справедлива? Нет, в действительности не существует справедливой критики, так же, как нет уверенности в том, что вы правы в своей оценке слов автора. Только вы сами решаете, верно ли ваше суждение. Вы исходите из имеющихся знаний точно так же, как это делают ресторанные и кинокритики. Читая нехудожественную литературу, вы в конечном счете хотите:

• убедиться в верности того, что вы уже знаете.

• узнать что-то новое;

• отличить факты от вымысла;

• изменить свое мнение, если вас убедят в том, что вы неправы;

• понять, как автор пришел к тому или иному выводу.

Таким образом, критическое чтение основывается на вашем предыдущем понимании обсуждаемого предмета и нынешнем понимании материала, который вы читаете.

Есть несколько способов установить сознательные, вдумчивые взаимоотношения с автором, когда вы читаете. Они включают постановку вопросов автору, рассмотрение фактов и формулировку выводов для себя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 8

Бывают ситуации в процессе чтения, когда вас удивляет или смущает то, что говорит автор. Может, он не привел достаточно веский аргумент или его обоснования своей позиции слабы. Это как раз тот случай, когда пора начать критически и вдумчиво задавать вопросы. Возможно, вы уже их задавали, но когда вы начинаете делать это осмысленно, то становитесь более активным и вовлеченным читателем.

Умение ставить критические вопросы подразумевает, что вы обладаете здоровым скептицизмом по поводу мотивов автора и содержания текста. Полезно бывает решить для самого себя, согласны ли вы с точкой зрения автора, а если нет, то на чем основана ваша критика. Приведенные ниже вопросы, разбитые на три основные категории, могут быть полезны, когда вы вступаете с автором в диалог.

Вопросы об авторе

• Каким опытом обладает автор?

• Автор – мужчина или женщина? Влияет ли пол автора на его точку зрения?

• Как знания и опыт автора влияют на его интерпретацию темы?

• Каковы мотивы автора?

• Объективен ли автор, не подвержен ли влиянию эмоций и личных предубеждений? Или он субъективен?

Вопросы о содержании

Давайте рассмотрим, что можно спросить о содержании.

• Какова предполагаемая целевая аудитория, которой адресован текст?

• Что автор буквально говорит в своем произведении?

• Что в действительности хотел сказать или что подразумевал автор? Что он имел в виду?

• Понятна ли его идея?

• Детали в тексте – факты или результаты авторских наблюдений?

• Аргументы и выводы автора последовательны и логичны?

Вопросы про себя самого

А теперь подумайте о себе и о своем багаже знаний.

• Знакома ли мне тема, которую автор освещает в данной работе? Если да, то как имеющийся у меня опыт может повлиять на мое восприятие текста?

• Чему я верю в этом тексте?

• Соответствует ли информация в этом материале тому, что я знаю по этой теме? Если нет, то в чем разница?

• Как прочитанный материал помог мне узнать то, что мне было нужно, или как я могу применить почерпнутые из текста знания?

В конечном итоге все авторы претендуют на то, чтобы тем или иным образом повлиять на ваши мысли. Если они во что-то верят, то хотят, чтобы и вы в это поверили. Автор даже самого объективного научного доклада старается представить все необходимые сведения таким образом, чтобы вы могли судить о точности утверждения или гипотезы исследователя. И автор надеется, что вы согласитесь с его выводами, обоснованными приведенными в работе данными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 9

Например, если вы взяли в руки эту книгу и начали вести со мной мысленный диалог, то моей целью будет сделать так, чтобы вы поняли, что я хочу до вас донести исходя из содержания книги и того, как организована в ней информация, и пришли к тем же выводам, которые делаю я. Взгляните, как я отвечаю на вопросы, сформулированные выше.

Ответы автора о себе

Не забывайте, что мои ответы – это моя личная точка зрения.

• О моем опыте вы можете узнать на страничке «Об авторе», а также на основе некоторых примеров из моей личной жизни, приведенных в книге.

• Я – женщина, хотя не думаю, что мой пол сильно влияет на мое отношение к изложенной в книге теме.

• Мои знания и опыт в области обучения скорочтению и его преподавания позволяют мне быть уверенной в достоверности и полезности приведенной мной информации.

• Когда я писала эту книгу, мне хотелось рассказать, что легко и просто научиться чувствовать себя более уверенным и знающим во время чтения.

• На меня определенно повлиял мой личный опыт читателя и преподавателя. Я надеюсь превратить многих людей, далеких от чтения, в увлеченных читателей.

Ответы автора о содержании

Посмотрите, согласны ли вы с моими ответами о содержании этой книги.

• Предполагаемая аудитория этой книги – все, кто хочет почувствовать себя лучшим читателем, чем сейчас, и научиться читать более эффективно.

• Буквально я говорю о том, что если вы, во-первых, задумались, какой вы читатель, а во-вторых, узнали множество способов, позволяющих усовершенствовать свои навыки чтения, то сможете читать быстрее и при этом лучше понимать текст.

• В действительности я хочу сказать, что нет одного верного способа научиться читать быстрее, а есть множество различных способов.

• Единственный способ узнать, какие методы в наибольшей степени подходят именно вам, – это попробовать каждый, а потом решить.

• Детали в основном построены на наблюдениях с вкраплением подходящих фактов.

• Я старалась излагать основные положения последовательно, ясно и содержательно.

Ваши ответы

Теперь добавьте информацию о себе и своих знаниях.

• Чему вы хотите верить?

• Информация в тексте соответствует тому, что вы уже знаете, и вашему опыту? В чем разница, если она есть?

• Вы получаете то, что хотели знать?

• Как вы можете применить полученные знания?

Помните, что цель постановки этих вопросов и ответов на них – внутренний диалог с собой, который поможет вам стать активным, вдумчивым и эффективным читателем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 10

Представьте: босс говорит вам, что через 20 минут состоится совещание, на котором в центре внимания будет 45-страничный отчет, полученный вами пару недель назад. Вы знали об этом совещании, но не предполагали, что на нем будет обсуждаться отчет. Вы в него еще даже не заглядывали. Что делать? Вот несколько советов, как срочно повысить скорость чтения в условиях аврала.

• Используйтепредварительный просмотр. Иногда времени хватает только на предварительный просмотр. Но помните, что этот метод позволяет узнать лишь 40–50 % основных положений текста. Остальные 50–60 % служат для объяснения и развития идеи. Взгляните на содержание текста, если оно существует, и, конечно же, не забудьте ознакомиться с основными идеями, изложенными во введении, в первых предложениях абзацев и в заключении, а также просмотреть графические изображения.

• Найдите ключевые слова и ключевые фразы. Если время позволяет после предварительного просмотра углубиться в некоторые детали, задействуйте методы чтения фраз, ключевых слов или ключевых фраз. Использование «направляющих» – пальцев или белой карточки (помните: сверху вниз) – поможет вам не читать слово за словом и ускорить вашу работу.

• Подходите к чтениюкритично. Вначале постарайтесь понять, что автор в действительности говорит и к каким выводам он приходит. Получите ответы на стандартные вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», «Как?».

Затем постарайтесь быстро сформулировать собственные выводы, основанные на уже имеющихся у вас знаниях о предмете и на том, какое отношение он имеет к цели сегодняшнего совещания.

Многие участники моих семинаров говорили мне, что использовали вышеперечисленные стратегии и в результате очень хорошо выглядели в глазах своих работодателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 11

Настоящий диалог не бывает односторонним: так же, как вы имеете право спросить автора о его мотивах, точно так же и он может задать вам вопрос о ваших мотивах и скрытых предубеждениях. Многим людям сложно распознавать факты. На своих занятиях я предлагаю сделать упражнение, в ходе которого даю ученикам определение слова «факт». Затем прошу их назвать столько фактов, сколько они смогут, про игрушку (это часть моего реквизита для уроков). Из 25 ответов, может быть, всего в двух или трех перечисляются действительно факты. Все остальные представляют собой мнения, умозаключения или искаженные представления.

Это же аксиома: в мире столько же фактов, сколько и мнений. Итак, если нечто подлежит сомнению – это, скорее всего, мнение. Человек эмоционально привязан к своей точке зрения только потому, что это его собственная позиция. Сильная реакция на утверждение автора, положительная или негативная, однозначно свидетельствует о том, что она, вероятнее всего, основывается на предубеждении или субъективной точке зрения. Увлекаясь своим личным мнением, умозаключениями (см. ниже) и предубеждениями, вы ставите под сомнение хорошее понимание текста, который читаете.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 12

Хотя вы уже наверняка об этом слышали, но нелишним будет повторить еще раз: не надо слепо верить всему, что вы читаете! Не надо думать, что это правильно уже потому, что напечатано. Когда я общаюсь с журналистами, то всегда очень волнуюсь, не возникнет ли во время интервью недопонимания и не появится ли в печати какая-то неверная цитата, искажающая смысл сказанного. Так, один журналист, преисполненный благих намерений, процитировал одну из участниц моего семинара. Ее имя я изменила, но цитату привожу дословно.

«Раньше я очень медленно читала слово за словом. Одно и то же предложение я могла перечитывать по два, три и даже четыре раза. Понимание текста было ужасным», – говорит Форд.

Это было четыре недели назад. Сейчас девушка читает 260 слов в минуту, а уровень ее понимания составляет 80 %.

Из этих слов читатель может сделать вывод о прогрессе участницы моего семинара в чтении. Только, к сожалению, в цитате были озвучены цифры, отражающие не результат обучения скорочтению, а начальный уровень этой студентки. В действительности ее успехи выражались в 580 словах в минуту и 85 %-ном понимания текста. Существенная разница.

Разные люди могут читать один и тот же текст, и каждый поймет его по-своему. В этом заключается трудность оценки точного понимания. Люди делают умозаключения или настаивают на том, что то, что они думают, верно. Это, по их мнению, логические выводы, в основе которых лежат накопленные ими опыт и знания.

Ваше самое грамотное поведение как читателя – это вначале, перед тем как делать собственные выводы, задать себе вопрос: «А что автор в действительности говорит своим произведением?» Не торопитесь делать мгновенные выводы. Мысленно отойдите на шаг назад, вспомните приведенные автором факты, а уже потом стройте собственные умозаключения, основанные на очевидных вещах, вытекающих из текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 13

Студенты, бизнесмены-профессионалы, политики, учителя – вот неполный список тех, кому может так или иначе понадобиться быстро еще раз просмотреть собственные записи, которые были сделаны перед совещанием, уроком или презентацией. Если вы заранее будете знать, что позже вам придется быстро пролистать свои заметки перед презентацией или, например, выполнением теста, вы сможете лучше подготовить их к срочному просмотру. Вот процесс, состоящий из двух этапов, который поможет облегчить вам задачу.

Для начала вернитесь к разделу «Фокусируйтесь, вооружившись ручкой» (глава «День 3-й») и освежите в памяти три полезные стратегии, позволяющие делать заметки: эффективное выделение ключевых слов маркером, пометки на полях, конспектирование. Используйте один или все эти способы, и вы всегда сможете легко и быстро повторно просмотреть собственные записи.

Второй способ: возьмите ручки с чернилами разного цвета, когда будете делать заметки. Годятся любые цвета. Используйте цветное выделение, например, ключевых слов или когда высказывается важная идея. Разными цветами рисуйте картинки или пиктограммы, которые символически отобразят то, что вы хотели бы запомнить. Когда позже вы будете просматривать свои записи во второй раз, ваш взгляд будет автоматически притягиваться разноцветными пометками, и мозгу станет легче вспоминать нужную информацию.

Испытание на время № 6

Пора проверить ваши моторы. Это должно занять не больше пяти минут. На следующем отрывке текста попробуйте применить те знания, которые вы уже получили. Попрактикуйтесь в использовании методов чтения фраз, ключевых слов, ключевых фраз или воспользуйтесь «направляющей». Обеспечьте себе чтение в спокойной обстановке, чтобы никакие внешние факторы вас не отвлекали.

1. Предварительно просмотрите текст. Ограничьте свое время просмотра 30 секундами. Вам этого должно хватить на введение, первые предложения абзацев и вопросы, на которые затем надо будет ответить.

2. Засеките время чтения. Заметьте, сколько времени у вас займет чтение текста Джона Уитмена «Все относительно». Запишите свое время в минутах и секундах на специальной строке после текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 14

ХХ в. начался в каком-то смысле в 1879 г. в городке Ульм, в Германии. Этот год славен тем, что на свет появился Альберт Эйнштейн, чьим трудам суждено было перевернуть мир физики.

К 1886 г. семья Эйнштейна переехала в Мюнхен, где он продолжил свое обучение. Когда же в 1894 г. члены его семейства перебрались в Милан, Эйнштейн предпочел остаться. Он пытался поступить в Высшее техническое училище в Цюрихе (Швейцария), но провалился на вступительных экзаменах. Не пав духом, Эйнштейн поступил в среднюю школу и закончил ее в 1900 г., получив диплом преподавателя физики и математики. Он вновь попытался поступить в университет, но ему снова было отказано[1]. С помощью друга Эйнштейн устроился на работу клерком в патентное бюро в Берне (Швейцария). И вот в этом бюро, лишь в свободное время занимаясь исследованиями и не общаясь ни с кем из великих умов в мире физики, Эйнштейн изменил мир.

К 1905 г. Эйнштейн написал три труда. Из них самым знаковым во многих отношениях стал второй. Он известен как «Теория относительности». В этой работе Эйнштейн справился с задачей, над которой бился годы. К тому времени уже было доказано, что свет всегда перемещается с одинаковой скоростью. Но Эйнштейн задался вопросом: что произойдет, если мы побежим за лучом света на скорости света? Можем мы предположить, что луч, который мы догоняем, остановится или по крайней мере будет двигаться медленнее, поскольку мы движемся с той же скоростью? Эйнштейн доказал, что эти предположения неверны. Даже если бы вы смогли двигаться настолько быстро, свет всегда будет убегать от вас со скоростью света. Это утверждение разрушило все существовавшие на тот момент постулаты физики.

Открытие Эйнштейна подтвердило, что многие из физических законов не являются незыблемыми нормами. Оно указало на тот факт, что применение законов дает разные результаты в зависимости от того, где находится исследователь или как быстро он двигается. Другими словами, все относительно, все зависит от вашего места и скорости во времени и пространстве. Ничто не является неизменным. Все относительно.

Эйнштейн передал свои статьи для публикации в журнал Annals of Physics , который издавал Макс Планк. Он был одним из тех ученых, чьи работы Эйнштейн использовал при создании своей теории. Ознакомившись с его трудами, Планк признал, что этот человек тихо и спокойно взял и перевернул весь научный мир с ног на голову.

Впишите сюда время, которое потратили на чтение: ____________ (минуты) ____________ (секунды).

3. Выберите правильный ответ. Вам нужно прочитать приведенные ниже утверждения, и сразу же выбрать один из вариантов ответов, НЕ ВОЗВРАЩАЯСЬ к прочитанному. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант и запишите нужную букву на отведенной для этого строке.

Проверка понимания

Не глядя в прочитанный текст, подберите к приведенным ниже утверждениям верные варианты: «Правда» (П), «Ложь» (Л), «Не обсуждалось» (Н).

__ 1. Альберт Эйнштейн известен прежде всего своими работами по физике.

__ 2. Эйнштейн родился в Германии.

__ 3. Эйнштейн смог поступить в ту школу, в которую хотел.

__ 4. Эйнштейн получил диплом преподавателя.

__ 5. Когда Эйнштейн работал в патентном бюро, он многое узнал от других ученых.

__ 6. Эйнштейн был женат три раза.

__ 7. Самая известная работа Эйнштейна – «Теория относительности».

__ 8. Эйнштейн подтвердил, что многие из физических законов не являются незыблемыми нормами.

__ 9. Теория сравнительности Эйнштейна утверждает, что тело, находящееся в движении, воспринимает свет иначе, чем тело, находящееся в покое.

__ 10. Макс Планк был близким родственником Альберта Эйнштейна.

Теперь оцените, сколько, по вашему мнению, вы дали правильных ответов.

4. Проверьте свои ответы. Откройте раздел «Правильные ответы» в конце книги. Если найдете у себя ошибку, вернитесь к тексту и попытайтесь понять, в чем ваша проблема.

5. Подсчитайтеуровень своего понимания текста в процентах. Для этого возьмите количество правильных ответов и умножьте эту цифру на десять. Занесите данные своего прогресса в понимании в специальную таблицу под названием «Мой прогресс» в конце книги.

6. Подсчитайте, сколько слов в минутувы читаете. Посмотрите, сколько времени вы читали текст, и округлите количество секунд в сторону ближайшего десятка. В таблице «Слова за минуту» в конце книги вы сможете найти результат для своего времени чтения. Запишите его в таблицу «Мой прогресс».

7. Теперь у васесть численные результатыиспытания на время. Убедитесь, что вы все записали в таблицу «Мой прогресс» в конце книги: слова за минуту, процент понимания и дату, когда вы делали это упражнение. Полезно будет записать и некоторые другие детали: время суток, может, какие-то сложности, стратегию, которой вы пользовались, и т. п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 15

Некоторые медлительные или скучающие читатели предпочитают пропускать в газетах неоднозначные статьи (обычно они расположены напротив страницы редактора), которые выражают личную точку зрения автора, письма в редакцию или слишком объемные материалы, очень важные, интересные, но не настолько злободневные, чтобы размещать их на первой полосе. На чтение этих статей обычно требуется больше времени либо потому, что они достаточно длинные, либо потому, что для понимания обсуждаемой темы читателям не хватает багажа знаний. Один из примеров – New York Times Sunday Magazine , который обычно не печатает подзаголовки и не делает смысловые отбивки в длинных статьях.

Статьи, выражающие личную точку зрения автора, и письма в редакцию

Статьи, выражающие личную точку зрения автора, пишут, как правило, обозреватели издания, ведущие постоянную рубрику, или специалисты в определенной сфере. Они представляют свою точку зрения на предмет, побуждая читателей задуматься об их позиции в этом вопросе. Письма в редакцию пишут обычные люди. Вы можете попробовать сделать предварительный просмотр статей и того, и другого вида, но найдете это проблематичным. В большинстве своем они пишутся от первого лица и являются скорее не репортерскими, а выражающими личное мнение. Стилистика этих текстов многовариантна, и редактируются они не так, как новостные статьи.

Прочитайте первые несколько строк, чтобы прочувствовать позицию автора, затем пробегитесь глазами вниз по тексту в поисках ключевых слов, отражающих содержание. Используйте скоростные техники чтения фраз, ключевых слов или ключевых фраз, а также «направляющие», чтобы увеличить скорость продвижения взгляда вниз по тексту. Постарайтесь оценить эмоции автора и понять, какова его точка зрения. Например, можно предположить направленность письма в редакцию о чартерных школах[2] в зависимости от того, пишет его директор школы или родитель.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 16

Объемные статьи могут показаться пугающе длинными, особенно если вы хотите узнать всю суть истории. В том случае, если вам не надо делать презентацию или писать доклад по этому материалу, вы можете ознакомиться с ним, не читая все от начала до конца слово за словом. Прочитайте вступление, первые предложения абзацев и заключение – этого будет достаточно, чтобы получить ясное представления о содержании, не вдаваясь в подробности и разъяснения. Затем выберите, какие абзацы вы считаете нужным прочесть целиком, а какие – пропустить. Не забывайте использовать методы чтения фраз, ключевых слов или ключевых фраз, а также «направляющие», чтобы помочь взгляду быстро перемещаться по тексту.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 17

Возьмусь предположить, что если у вас есть компьютер, значит, вы покупали и пытались читать компьютерные журналы. Во что бы то ни стало вам хотелось понять, как работает компьютер и как можно использовать его возможности по максимуму. Вам, наверное, стало ясно, что тексты в специализированных компьютерных изданиях предназначены не для «чайников», а скорее для специалистов по информационным технологиям и экспертов по компьютерам. Не важно, насколько сильно вы старались, понять специальные тексты до конца вам все равно не удавалось из-за непонятной терминологии, особенно аббревиатур.

Такая же ситуация и в области текстов, связанных с медициной. Хотя информация, касающаяся здоровья человека, появляется и в печатной периодике, и в Интернете, заинтересованные или любопытствующие читатели, непрофессионалы в медицине, с трудом могут разобраться в текстах этой тематики. Что же им делать? Учиться на врача?

Для начала скажите себе, что вы вовсе не безграмотный человек. Просто у вас нет соответствующего багажа знаний. Вы не можете быть специалистом во всех сферах. К счастью, есть замечательная возможность получить нужные знания (не получая соответствующего специального образования) – настойчиво и упорно пробираться сквозь дебри непонятного текста, помня о том, что вы сможете понять не более 10–20 %. Возможно, вы найдете повторяющиеся идеи и концепции, которые, встречаясь вам все чаще и чаще, будут становиться все более понятными. Присмотритесь внимательнее к идее или теории, которые обсуждаются в различных контекстах, – возможно, что-то «щелкнет» в вашем мозгу, и вам станет все ясно. Если вас не устраивают 10–20 % понимания текста, попробуйте использовать следующие методы:

1. Предварительный просмотр . И снова я повторю слова: предварительный просмотр! Это отличный способ получить начальный багаж знаний. Как только вы его приобретаете, вы можете читать более подробно и лучше понимать прочитанное.

2. Заглядывайте в различные источники. Если вы, не имея специальных знаний в области медицины, открыли The New England Journal of Medicine , чтобы почитать об исследованиях диабета, то вряд ли много почерпнете из своего чтения или получите от него удовольствие. Вместо этого возьмите лучше статьи о диабете, которые, например, публикуются для широкой публики Американской ассоциацией диабетологов. Спустя некоторое время вы сможете перейти к более сложным профессиональным материалам по теме, которой заинтересовались.

3. Заведите словарик терминов. Если вы действительно хотите научиться хорошо разбираться в каком-либо предмете, заведите список терминов, который станет вашим личным словариком, чтобы изучать тексты, повторно просматривать их и ссылаться на них. В записной книжке в левом столбике записывайте все аббревиатуры и новые слова. Затем постарайтесь понять их значение (непосредственно из текста или из словаря) и записывайте его рядом с каждым термином. (В статьях, ориентированных на читателя, специальная терминология и аббревиатуры объясняются, когда используются в первый раз.)

4. Применяйте техники скорочтения. Как только вам попадается понятная информация, используйте скоростные техники, чтобы прочесть ее как можно быстрее, не тратя драгоценного времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 18

Из приведенных ниже девяти рекомендаций выберите несколько или все, которые вы хотите запомнить и записать. Распечатайте листок и положите его на рабочий стол, где вы читаете, или повесьте на стену рядом с собой. Напоминая себе об этих советах, вы улучшаете понимание текста, становясь все более критическим читателем.

1. Откройте свое сознание новым идеям.

2. Не рассуждайте о вещах, о которых ничего не знаете.

3. Знайте, когда вам нужна новая информация.

4. Примите тот факт, что люди по-разному понимают смысл слов.

5. Умейте видеть разницу между тем, что действительно верно, и тем, что кажется верным.

6. Избегайте необоснованных обобщений.

7. Задавайте вопросы обо всем, что важно.

8. Отделяйте эмоции от логических рассуждений.

9. Обогащайте свой словарный запас, чтобы лучше понимать других и чтобы другие лучше понимали вас.

(Используется с разрешения и цитируется по: «Книга о критическом мышлении 1» (Critical Thinking Book 1). Анита Харнадек, Midwest Publications Co., Pacific Grove, Калифорния, 1976. Адаптировано Луизой Лумис, директором Центра по изучению критического мышления, креативности и решения проблем. Хартфорд, Коннектикут.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 19

В этой главе я уже называла ряд способов, позволяющих развить ваши навыки критического чтения. Еще один путь к тому, чтобы стать критическим читателем и расширить свою базу знаний, – это пообщаться непосредственно с автором. Представьте, что какая-то статья привлекла ваше внимание. Прочитав ее, вы определились, совпадает точка зрения автора с вашей или нет. Поскольку вы уже мысленно общались с ним по поводу того, что вам нравится и не нравится, и/или задавали вопросы о его позиции, то почему бы теперь не поговорить с автором напрямую? Я говорю не о личной встрече, хотя иногда и это возможно, а скорее о том, чтобы связаться с ним по обычной или электронной почте.

Как автор я очень люблю получать обратную связь от тех, кто читает мои статьи или книги. Общение варьируется от благодарных отзывов до резкой критики, и часто люди задают вопросы по той информации, которую встречают в моих работах. Такая обратная связь позволяет мне лучше понять мою аудиторию. Обычно я общаюсь с человеком всего один раз, когда он задает вопрос. Иногда чаще. Имейте в виду, что не все авторы откликаются на письма, желая познакомиться со своим читателем. Многие пишут ответы, чтобы поделиться своим опытом, кто-то – чтобы поднять свой авторитет, а кто-то хочет стимулировать общественный интерес к своей тематике.

Как читатель я и сама несколько раз писала авторам, когда у меня возникал особый интерес к их книгам. Присланные ими ответы помогали мне больше узнать об их работах и найти множество источников по той же теме. К тому же я существенно пополняла свой багаж знаний. Этот процесс заставляет меня подходить к авторским текстам критически и стараться глубже их понять.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 20

Есть два способа использовать «направляющую», которую мы назовем «маневры ручкой». Возьмите страницу из журнала, газеты или этой книги. Убедитесь, что текст находится на плоской поверхности; не держите его в руках.

Первый метод называется «ручка вертикально» (второй будет называться «ручка горизонтально» ). Возьмите ручку с закрытым колпачком (не карандаш) и поставьте ее вертикально сверху по центру абзаца, который вы собираетесь читать. Ваши глаза должны смотреть на одну или две строки ниже кончика ручки. Начав читать, двигайте ее вниз, стараясь останавливаться взглядом не чаще двух-трех раз на строке и охватить одновременно как можно больше текста. Не забывайте применять методы чтения фраз, ключевых слов и ключевых фраз, чтобы двигаться еще быстрее. Когда немного освоитесь с новым способом, постарайтесь передвигать ручку чуть быстрее.

Метод «ручка горизонтально» означает, что вам надо положить ее на строку выше той, что вы собираетесь прочесть. Закрывайте ручкой слова, которые вы уже прочли, и оставляйте открытыми те, что будете читать. Это похоже на метод белой карточки.

Дайте себе оценку

Давайте оценим ваш нынешний уровень. Запишите или мысленно заполните пустое место в предложении:

Я ___________ читатель.

Меняется ли ваш уровень?

Пит-стоп: совет дня

Найдите в каком-нибудь журнале рекламные объявления. Выберите одно из них и вступите в мысленный диалог с рекламодателем. Что он пытается вам сказать или что продать? Как он это делает? На ваш взгляд, какую скрытую стратегию использует рекламодатель, чтобы сделать вас своим покупателем? Чем чаще вы будете практиковать здоровый скептицизм, тем быстрее научитесь задавать вопросы по другим текстам, заставляющим вас задуматься. Ваши ответы помогут вам стать знающим, критическим мыслителем.

В главе «День 7-й» вы продолжите знакомиться с советами и стратегиями, позволяющими взять большую стопку «Прочитать» и выбрать из нее то, что вам действительно будет полезно почитать, на что стоит потратить время и что вам на самом деле интересно. Вы также узнаете, как контролировать поток обрушивающихся на вас текстов для чтения таким образом, чтобы на первом плане было их качество, а не количество.

День 7-й

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 21

Во время любой гонки может случиться затор. Это происходит или потому, что несколько автомобилей одновременно маневрируют, пытаясь обогнать одну, более медленную, или условия на трассе затрудняют движение, или просто на одном из участков скопилось много машин. Эти причины очень похожи на те, по которым у вас накапливается настоящий завал текстов: может, вы слишком медленно читаете, или сейчас не в лучшей читательской форме, или в ступоре при виде огромной стопки «Прочитать».

Возможно, вы прямо сейчас с тоской смотрите на эту кипу. И наверняка вам хотелось бы знать, что с ней сделать и как не допустить, чтобы она опять выросла до таких размеров. Но прежде чем мы перейдем к решению этой проблемы, давайте разберемся, как возникает книжный затор.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 22

Со временем я обнаружила ряд пагубных мыслей и неправильную в отношении чтения позицию, которые приводят к возникновению завала текстов:

• «Я вернусь к этому позже».

• «Когда я читаю, то не могу работать».

• «Мне надо читать все, что попадает ко мне в руки».

• «Мне надо запоминать все, что я читаю».

• «Все это нужно мне для моего личностного и профессионального роста».

Давайте внимательнее рассмотрим каждую из этих позиций.

• «Я вернусь кэтому позже» . Когда к вам в руки попадает некий материал для чтения, у вас обычно нет времени в ту же секунду бросить все и начать читать этот текст. Поэтому вы откладываете его в стопку «Прочитать позже». Вы говорите себе: «Прочту это потом». Но «потом» наступает редко, а кипа все растет.

• «Когда я читаю, то не могу работать» . Проработав несколько лет с профессионалами в области бизнеса, я поняла, что многие из них не считают чтение частью своей работы. Чтение для них – это задание, которое нужно выполнять, но бизнесмены чувствуют себя неуютно, если им приходится читать в офисе. Им кажется, что со стороны это выглядит так, будто они отлынивают от дел. Хотя никогда ни один руководитель не говорил, что читать на работе запрещено, многие сотрудники уверены, что он все же предпочел бы, чтобы они занимались этим не на рабочих местах. Однако что, как не чтение соответствующих книг, может подтолкнуть к какой-нибудь гениальной бизнес-идее или позволить держаться «на уровне» и даже превышать его в конкурентной ситуации?

• «Мне надо читать все, чтопопадает ко мне в руки» . Люди считают, что просто обязаны прочесть все, что приходит им по почте или на электронный ящик. Если вы действительно станете так поступать и приметесь читать все подряд, у вас не останется времени больше ни на что в жизни! Нынешняя реальность такова, что у вас нет необходимости и вы вовсе не обязаны читать все, что получаете.

• «Мне надо запоминать все, что я читаю» . Это убеждение сохранилось со школьных лет. Тогда вас проверяли и давали различные тесты на все, что задавали прочитать, верно? Сейчас никто уже не устраивает вам проверку всего прочитанного, если вы не студент. Иногда вам надо быть готовым обсудить прочитанное с другими людьми, но и в этом случае, как и в большинстве других, вы сами перед собой отвечаете за усвоение материала, ведь от этого зависит ваш личный и профессиональный успех. Многие неопытные читатели продолжают относиться к чтению как в школе: стараются запомнить все, что читают, еще до того, как поймут, о чем, собственно, текст. Процесс запоминания сам по себе – это механическое отпечатывание в мозгу неких клише знаний, которыми можно будет воспользоваться в краткосрочный период. Какая бы информация не заучивалась, она будет доступна для воспроизведения максимум в ближайшие несколько дней. Довольно быстро все детали забываются. Подобная практика представляет собой унылый, бессмысленный, нудный и неблагодарный труд (если рассматривать бóльшую часть вашего чтения).

Безусловно, лучший способ запомнить то, что вы читаете, – создать в электронном виде или на бумаге систему возвращения к прочитанному. Это избавит вас от чувства гнетущей необходимости выучить весь текст. В большинстве случаев вы не знаете, какая информация и когда именно может вам впоследствии пригодиться. Вы же не думаете, что сможете воспроизвести в деталях то, что читали несколько месяцев назад или в прошлом году. Если я читаю какой-то текст и думаю, что он может быть мне полезен в будущем, я делаю его предварительный просмотр, а потом читаю только те части, которые мне нужны. Затем я эффективно их выделяю, используя метод ключевых слов, и/или пишу заметки на полях. Затем я откладываю его в специальную папку с соответствующей подписью. Я боюсь, что если не отмечу важные места или не оставлю заметок на полях, то, когда придет пора достать этот текст из папки, я могу не вспомнить, о чем он. Создавая такую систему запоминания, я экономлю свои силы и время.

• «Все это нужно мне длямоего личностного ипрофессионального роста» . Если вы хотите постоянно совершенствоваться, вам следует использовать чтение как средство обучения. Но это не значит, что вам надо собрать, прочитать и выучить всю литературу по нужной теме. Когда я забеременела своим первым ребенком, то стала пролистывать множество журналов и книг о материнстве. Поверьте, на меня обрушилась просто лавина информации. Чтобы хоть как-то уменьшить ее количество, я поговорила с друзьями и опытными родителями и выяснила, что читали они. Я сходила в библиотеку и книжный магазин. Я просматривала книги на полках, чтобы найти те, которые мне называли. Из них я читала только те, что были мне интересны. Я стала больше знать о материнстве, ознакомившись с той литературой, которую выбрала сама. Читать же все, что когда-либо было написано на эту тему, нет никакой необходимости.

Как единственной владелице своего бизнеса мне надо быть не только хорошим лектором и тренером, но и уметь пользоваться компьютером, самой вести учет расходов и доходов, организовывать работу моего офиса, вести расчеты с клиентами, рекламировать и продавать свои услуги и т. д. Я считаю, что успехом в своем бизнесе во многом обязана знаниям, которые подарило мне избирательное чтение. Оно и вам поможет узнать множество полезных вещей, причем за небольшое количество времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 23

Ваша стопка «Прочитать» только выиграет от той манипуляции, которую врачи в приемном отделении скорой помощи делают каждый день: сортируют поступающих пациентов. Это означает, что их определяют в разные группы по степени срочности лечения. Вы точно так же можете рассортировать тексты по важности их прочтения от высокой до низкой, используя различные способы.

Для начала зададимся вопросами: «Вы знаете, что на самом деле лежит в вашей стопке?», «Откуда это все взялось?». Вам следует определиться, от каких материалов вы можете избавиться. Взгляните на шесть способов, приведенных ниже, и решите, какие из них вам подходят.

1. Отпишитесьот рассылки и вычеркните себя из списка адресатов. Если вы получаете нежелательные электронные письма, то, следуя простым инструкциям, которые есть в конце каждого сообщения, откажитесь от автоматической рассылки. Если вы включены в список рассылки в электронном или бумажном виде, узнайте, как вычеркнуть себя из списка адресатов. Чем от большего числа рассылок вы отпишетесь, тем меньше будете получать нежелательной и ненужной информации.

2. Просматривайте всё! Помните, что предварительный просмотр (глава «День 5-й») – полезнейший инструмент для «прополки сорняков». Используйте этот способ, и очень скоро вы поймете, стоит ли тратить время на чтение того или иного текста, и если да, то на какие места в нем стоит обратить особое внимание.

3. Ксерокопируйте или вырезайте статьи. Когда вы получаете журнал или какое-то профессиональное издание, быстро просмотрите его содержание и выберите только те статьи, которые хотите прочитать. Если у вас нет времени, чтобы сделать это сразу же, вырежьте нужные статьи или скопируйте их, а сам журнал выбросьте. Тонкая стопка вырезок, которые предстоит прочитать, выглядит гораздо менее устрашающе, чем внушительная гора пухлых журналов и газет.

4. Пользуйтесь стикерами. Вместо того чтобы загибать у страниц уголки, которые потом имеют свойство разгибаться, приклеивайте листок-закладку на страницу, к которой вы бы хотели потом вернуться. Можете написать на нем тему или несколько ключевых слов, чтобы потом легко вспомнить то, что нужно.

5. Заведите записную книжкус оглавлениями изданий, которые вампредстоит прочесть. Если вы получаете профессиональный или кулинарный журнал, который хотели бы потом почитать, скопируйте его содержание и вклейте в записную книжку на соответствующую дату. Если у вас больше одного журнала или другой периодики, сделайте разделитель в своей записной книжке, чтобы различить содержания. Когда вы сможете вернуться к определенной теме или прочитать нужную информацию, то сэкономите время, пролистав одну записную книжку, а не каждый журнал.

6. Избавьтесь от почтового спама. Когда вы достаете письма из своего почтового ящика, среди них попадается спам. Немедленно выбросьте рекламные предложения, которые вы не хотите получать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 24

Найти время на чтение – прекрасный способ разобрать свою стопку «Прочитать». Но в сутках всего 24 часа, и все они расписаны: сон, работа, учеба, деловые поездки и т. д. Хотите, расширим список? Некоторые люди считают, что нельзя успеть больше, чем они делают, в течение дня. Это не так. Стоит внимательно посмотреть на то, как вы проводите время, и подумать, как бы вы хотели потратить бóльшую его часть.

На своих семинарах я всегда уделяю внимание тайм-менеджменту – планированию времени. Когда мы подходим к этой теме, я предлагаю участникам составить свое ежедневное подробное расписание на неделю. Вы можете сделать это так: возьмите лист бумаги и начните писать на нем, чем вы занимаетесь в течение дня с 15– или 30-минутными интервалами с того момента, как вы просыпаетесь, и до того, как отправляетесь спать. Конечно, дни различаются. Предположим, вы просыпаетесь в 6:00 и уходите на работу в 7:15. Ваш график должен отразить все, что вы делаете за этот час и 15 минут: встаете, принимаете душ, одеваетесь, готовите и едите завтрак и пять минут читаете газету. В течение дня продолжайте записывать все ваши действия, включая время на дорогу, совещания, встречи, просмотр телевизионных программ, разговор по телефону и т. д.

Хотя вы уже почувствовали, как обязанности в семье и на работе стесняют ваше время, очень полезно будет составить наглядное расписание всех своих дел за день. Когда неделя закончится, постарайтесь определить, сколько времени занимает то или иное дело. Вы должны перевести в часы, например, сон, еду, дорогу, телепросмотр, «зависание» в Интернете, дела по дому. Когда вы сделаете это, картина того, как вы проводите свой день, станет яснее. Если все ваши дела в сумме занимают меньше 24 часов, попробуйте понять, куда уходит остальное время.

Теперь взгляните на свое расписание. Вы проводите свое время так, как вам хотелось бы? Или слишком много его уходит на дела, которые вам неинтересны? В идеале вы посмотрите на свои записи и почувствуете себя счастливым и довольным тем, как отлично проходит ваш день.

Чтобы найти время на чтение, просмотрите свой график и поищите следующее:

• Неучтенное время. Самое логичное – встроить свое чтение в эти часы.

• Время, которое отнимаюту вас некоторые занятия, например, просмотр телевизора, болтовня по телефону или «зависание» в Интернете. Может, вам захочется поменьше времени проводить за экраном ТВ или компьютера и посвятить его чтению.

• Часы, когда вы можете выполнять несколько дел одновременно. Например, вы можете читать по дороге на работу или пока ждете совещания или людей на встречу. Не забывайте захватить с собой что-нибудь почитать, поскольку никогда нельзя знать заранее, когда появится свободная минутка.

• Время, которое вы отвели на чтение, но это не те часы, когда вы испытываете максимальный подъем. Прочесть больше за меньшее время вы сможете, спланировав чтение в те часы, когда ваш мозг наиболее активен.

• Время для тех дел, вовремя которых можноуделить несколько лишних минут чтению. Если вы обычно обедаете в кафетерии и там очень шумно, может, стоит поесть за рабочим столом или найти место потише, чтобы там можно было почитать.

Поиск часов и минут для чтения не означает, что вы должны запланировать его в своем расписании в одно и то же время каждый день. Это скорее возможность читать везде и так часто, насколько возможно. Мой муж, финансист по специальности, постоянно получает множество газет и журналов. Для него и его клиентов очень важно постоянно быть в курсе событий. Ему удобнее накапливать все, что предстоит прочитать, а затем каждые две недели (иногда это происходит раз в месяц) тратить по нескольку часов, чтобы пролистать все, с чем он не успел ознакомиться за это время. Когда читательская сессия мужа подходит к концу, я вижу удовлетворение у него на лице, а в руках – маленькую стопку вырезанных статей (нужных ему заметок). Остальное отправляется в корзину.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 25

И вот опять пришла пора проверить ваши моторы. У вас это должно занять не больше пяти минут. На следующем отрывке текста попробуйте применить те знания, которые вы уже получили. Попрактикуйтесь в использовании методов чтения фраз, ключевых слов или ключевых фраз или воспользуйтесь «направляющей». Обеспечьте себе чтение в спокойной обстановке, чтобы вас не отвлекали никакие внешние факторы.

1. Предварительно просмотрите текст . Ограничьте время просмотра 30 секундами. Этого вам должно хватить на введение, первые предложения абзацев и вопросы, на которые затем надо будет ответить.

2. Засеките время. Заметьте, сколько времени у вас займет чтение текста Джона Уитмена «Кровные узы». Запишите свое время в минутах и секундах на специальной строке после текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 26

«Отлично работаете», – произнес Гилкрист. Он сидел, откинувшись в кресле за большим круглым столом с видом человека, который владеет не только мебелью в этом кабинете, но и самим зданием, в котором находится кабинет.

«Спасибо, мистер Гилкрист».

«Знаешь, хочу тебе признаться: когда ты пришел в нашу компанию, у меня были некоторые сомнения. Все-таки жена, двое детей».

Жена, двое детей. В офисе все мысли Макса были сосредоточены только на работе, поэтому неожиданное упоминание о домашних прозвучало как-то странно.

«Я имею в виду, что у тебя есть семейные обязанности. Семья – это святое». Гилкрист продолжал: «Но ты здесь единственный семейный, который делает такую быструю карьеру, и я боялся, что ты будешь отвлекаться на…»

«Мне повезло, моя замечательная семья меня поддерживает», – перебил Макс.

«Это хорошо. Потому что мне нужен человек номер два, Макс, и им можешь быть ты».

Макс влетел в свой офис – эти слова несли его, как крылатые сандалии. Он схватил телефонную трубку и нажал 1 на кнопке быстрого набора.

«Twentieth Century Fox. Офис Джоан Келли».

«А сама лисичка XXI века сейчас в офисе?» – спросил он.

Ему показалось, что на другом конце провода улыбнулись.

«Здравствуйте, мистер Келли. Одну минуту, пожалуйста».

Макс услышал щелчок переключения на другую линию. Джоан сняла трубку и сказала: «Привет». Она говорила из машины.

«Как прошла встреча?»

«Супермегапотрясающе! Старик делает намеки».

«Ты – звезда!» – сказала Джоан.

«Но, правда, это значит еще кое-что. Думаю, я сегодня буду поздно».

Пауза. Слышны только звуки окружающего мира, мира на другом конце провода, мира со своими проблемами и своими крайними сроками. Тягостное молчание, казалось, длилось вечность. И наконец, прозвучало только два слова: «А дети?»

«Я знаю, – сказал он. – Но я не уверен, что успею забрать их, если собираюсь закончить отчет. А ты не сможешь?»

Еще одна пауза. Джоан Келли тем временем промчалась по бульвару Кахуенга, выехав из Бербанка и направляясь на встречу во время ланча в Ситресе. В промежутках между огромными рекламными щитами и зданиями на склонах холмов она заметила выгоревшие на солнце остатки травы. Деревья выглядели древними, словно сошедшими со страниц ее учебника по истории в начальной школе. В детстве она учила историю Калифорнии. Она проехала Зал собраний «Американского легиона» с его пушками перед входом. Вспомнила, что бульвар Кахуенга был в 1845 г. местом единственной в Лос-Анджелесе битвы.

Джоан вздохнула, сдаваясь: «Я постараюсь».

Впишите сюда время, которое потратили на чтение: __________ (минуты) __________ (секунды).

3. Выберите правильный ответ. Вам нужно прочитать приведенные ниже утверждения и сразу же выбрать один из вариантов ответов, НЕВОЗВРАЩАЯСЬ к прочитанному. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант и запишите нужную букву на отведенной для этого строке.

Проверка понимания

Не глядя в прочитанный текст,подберите к приведенным ниже утверждениям верные варианты: «Правда» (П), «Ложь» (Л), «Не обсуждалось» (Н).

__ 1. У босса Макса нет семьи.

__ 2. Босс сомневается, не станет ли семья препятствием быстрому продвижению Макса по карьерной лестнице.

__ 3. У Макса есть жена и трое детей.

__ 4. Фамилия Макса – Гилкрист.

__ 5. Кнопка 1 быстрого набора в телефоне Макса – это офис его жены.

__ 6. Жена Макса работает секретарем в компании Twentieth Century Fox.

__ 7. Можно сделать вывод, что у жены Макса собственная деловая карьера.

__ 8. Босс Макса сказал ему, что тот не сможет забирать детей после школы.

__ 9. Жена Макса пожалела, что отпустила на сегодня домработницу.

__ 10. Макс счастлив, что семья его поддерживает.

Теперь оцените, сколько, по вашему мнению, вы дали правильных ответов.

4. Проверьте свои ответы. Откройте раздел «Правильные ответы» в конце книги. Если найдете у себя ошибку, вернитесь к тексту и попытайтесь понять, в чем ваша проблема.

5. Подсчитайте уровень своего пониманиятекста в процентах. Для этого возьмите количество правильных ответов и умножьте эту цифру на десять. Занесите данные своего прогресса в понимании в специальную таблицу под названием «Мой прогресс» в конце книги.

6. Подсчитайте, сколько слов вминуту вы читаете. Посмотрите, сколько времени вы читали текст, и округлите количество секунд в сторону ближайшего десятка. В таблице «Слова за минуту» в конце книги вы сможете найти результат для своего времени чтения. Запишите его в таблицу «Мой прогресс».

7. Теперь у вас есть численные результаты испытания навремя. Убедитесь, что вы все записали в таблицу «Мой прогресс»: слова за минуту, процент понимания и дату, когда вы делали это упражнение. Полезно будет записать и некоторые другие детали: время суток, может, какие-то сложности, стратегию, которой вы пользовались, и т. п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru


Смотрите также