Как мозг заставляет нас делать глупости: часть 1

как мозг заставляет нас делать глупости

Привет! Наши поведенческие реакции в некоторых случаях играют с нами злую шутку, подталкивая к совершению необдуманных действий. В этом виновны когнитивные искажения (обманки), используемые нашим мозгом. Чтобы не попадаться на его уловки, давайте начнем следить за собой! И чтобы знать, на что именно смотреть, я собрала для вас несколько примеров того, как мозг заставляет нас делать глупости.

Это первая часть моего рассуждения, собранного по кусочкам из трудов разных научных деятелей, и чтобы было понятнее, я изложила собственные выводы на простом языке.

Синдром аукциона или геометрия убежденности

Чем дольше человек придерживается некой стратегии, тем сильнее его уверенность в ее правильности. Вспомните, что происходит на аукционе: после череды ставок с возрастающим номиналом участники торгов выкладывают бОльшую, чем предполагалось изначально, сумму. А в случае с коллективом единомышленников: компания отчаянно вкладывается в потенциально нерентабельное направление, хотя выгоднее было бы вовремя сменить позиции.

Как бороться:

  • заранее установить диапазон, в рамках которого определяется лимит на стоимость покупки (обязательно обговорите с супругом);
  • еще на этапе разработки проекта четко расставить параметры промежуточных результатов, при которых компания будет дальше трудиться над идеей, а в противном случае – менять курс действий.

Вера в правильность решений

Мы склонны верить, что варианты, которые нам больше приглянулись и были выбраны нами, гораздо лучше всех остальных. Вот так серое вещество оберегает нас от нудных размышлений из серии «может, было бы лучше присмотреться к аналогам на другой полке». Но эта «медвежья услуга» мешает нам учиться на ошибках.

Как бороться:

  • заведите блокнот (бумажный или электронный), делайте пометки с комментариями к покупке или жизненному решению – так у вас будет возможность сравнивать плюсы и минусы достаточно объективно и непредвзято (этим советом я пользуюсь особенно часто в силу склонности к постоянным сомнениям);
  • помните про «эффект леди Макбет» — чаще мойте руки. При этом «смываются» неприятные воспоминания и тревоги, что способствует объективному восприятию ситуации.

Коллективное мышление

В целях экономии «мыслительного ресурса» мы часто поддаемся воздействию извне и доверяем мнению окружения. Это яркий пример того, как мозг заставляет нас делать глупости: обманка подталкивает действовать наперекор конструктивным фактам и собственным убеждениям.

Как бороться:

  • анализировать ситуацию наедине с собой;
  • обсуждать проблему в той компании, где присутствуют люди с противоположными взглядами по данному вопросу.

«Авторитетное» влияние

В большинстве случаев мы подчиняемся авторитетам, будучи не согласными с указаниями, даже зная, что при непослушании мы ничего не теряем. Но если присутствует третье мнение, наша сопротивляемость значительно усиливается.

Как бороться: принимать решения по важным вопросам в одиночестве.

Болезненность возможных потерь

Мы гораздо больнее переживаем потери, чем радуемся приобретениям. Это когнитивное искажение преследует нас с первобытных времен, когда потеря какого-нибудь ресурса представляла реальную угрозу выживанию.

Как бороться: объективно оценивать последствия утраты, может, это вообще не имеет значения.

Страх перед неопределенностью

Мы выбираем предсказуемый вариант действий, даже если процент благополучного исхода мизерный, но упорно обходим альтернативные варианты с неоднозначной вероятностью успеха. Нас больше страшит неопределенность, чем плохой расклад.

Как бороться: приблизительно оценивать вероятность благополучного итога того самого варианта с неоднозначным раскладом.

Эффект золотой середины

Если вы еще не поняли, как мозг заставляет нас делать глупости, вспомните, что нам свойственно сторониться крайних решений. Если на витрине выставлены товарные позиции из высокого ценового диапазона рядом с недорогим ассортиментом, то интуитивно выбирается изделие по средней цене. Но в том случае, когда предлагается продукция среднего сегмента на одной полке с самым недорогим товаром, то, чаще всего, в корзину отправляется наиболее дешевый из них. Присутствие очень дорого продукта толкает на покупку товара с большей стоимостью.

Как бороться: по отдельности рассматривать каждое предложение. И это касается не только цен.

Промах оптимиста или неправильное планирование

Мы необъективно оцениваем время, требуемое на совершение тех или иных действий. Также нам свойственно занижать вероятность конфузов и неприятных неожиданностей.

Как бороться: руководствоваться более точными данными, не стоит полагаться только на интуитивные ощущения.

Вы внимательно прочитали? Узнали в этих ситуациях себя? Я предлагаю остановиться и немного подумать, как именно указанные выше рекомендации смогут улучшить качество вашей жизни. Но это еще не все: в следующей статье вас ждут еще 10 до боли знакомых «картин», в плоскость которых мы попадаем изо дня в день.

Будьте аккуратными в своих решениях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *